«Лидеры России»: выход из зоны комфорта
Всероссийский конкурс управленцев нового поколения «Лидеры России» проводится впервые. Его цель – поддержка молодых и перспективных руководителей. Организатор – администрация президента РФ. От Иркутской области в нем участвовали 24 человека. И лишь трое пробились в финал. Среди них начальник отдела лицензирования и аккредитации Байкальского государственного университета Анна Ефимова. О том, как проходили состязания, она рассказала в интервью газете «Областная».
– Что повлияло на решение участвовать в конкурсе?
– У психологов есть такое понятие – зона комфорта. Это когда жизненные обстоятельства отличаются стабильностью, отсутствуют риски. С одной стороны это хорошо, но с другой – может привести к застою в развитии. Чтобы этого не произошло, надо сделать шаг вперед, проверить свои силы в непривычной сложной ситуации.
– Вы по образованию психолог?
– Да, эту специальность я приобрела в Байкальском государственном университете. После окончания вуза меня пригласили на работу преподавателем кафедры социальной и экономической психологии, а через год назначили начальником отдела лицензирования и аккредитации. Это подразделение занимается подготовкой к открытию новых образовательных программ. Каждая из них лицензируется, мы готовим для этого документы и проходим процедуру аккредитации. Только после этого вузу предоставляется право выдавать дипломы государственного образца.
Но работа отдела строго регламентирована, мало возможностей для проявления инициативы. А «Лидеры России» – это шанс испытать себя в новых обстоятельствах.
– На конкурс поступило около 200 тыс. заявок со всей страны. Не побоялись конкуренции?
– Когда я узнала эту цифру, то сразу подумала, сколько же молодых людей мечтают сделать шаг вперед в своем развитии, найти новое место в жизни. Это ведь огромный творческий потенциал, и как хорошо, что предоставляется шанс раскрыть и использовать его. И, конечно, поняла, что соперничество будет серьезным.
– А с чего начался отбор претендентов?
– Первый этап был заочным. Нам предложили пройти тестирование по интернету. Для ответов на вопросы отвели время, нельзя было пользоваться справочными материалами. С помощью первых тестов организаторы проверяли уровень образованности в различных отраслях знаний. Мы отвечали на вопросы по географии, истории, литературе, экономике и государственному устройству. При этом тесты были составлены таким образом, чтобы оценить не только эрудицию, но и способность мыслить нестандартно, умение использовать знания на практике. Просматривалось в этих тестах и стремление определить, кто вы – консерватор или новатор, по душе ли вам перемены или вы сторонник традиционных форм управления.
В итоге я в числе других представителей Сибирского федерального округа получила приглашение принять участие в полуфинальном этапе конкурса. Мы встретились в Новосибирске и с первых шагов ощутили не только заботу организаторов конкурса, но и большое внимание со стороны представителей власти самого высокого уровня.
– Как было организовано состязание?
– Участников полуфинала разбили на 30 команд. Составы команд все время менялись, чтобы уравнять шансы на победу претендентов, имеющих различный уровень компетенции и профессиональной подготовки. Мы выполняли индивидуальные задания, а потом коллективно обсуждали результаты, чтобы выработать единый подход к решению той или иной управленческой задачи. Важно было продемонстрировать главные качества лидера – настойчивость, целеустремленность, умение отстоять свое мнение и убедить коллег.
– Значит, соперничество было серьезным?
– Конечно, каждый стремился занять лидирующие позиции. В то же время общение участников команд было корректным, дружелюбным, отличалось стремлением поддержать соперника, дать ему возможность выразить свою точку зрения. В одной из команд был очень эрудированный и знающий специалист, у которого от волнения усиливался небольшой дефект речи. Тем не менее коллеги терпеливо и внимательно относились к его выступлениям. Это важное качество для управленца – услышать всех, перед тем как принять решение.
– Как оценивались результаты работы?
– Составлялся индивидуальный рейтинг каждого участника. Он рассчитывался на основе оценок по определенным компетенциям, в числе которых – лидерство, нацеленность на результат, стратегическое мышление, инновационность и другие. На занятиях в каждой команде присутствовал эксперт-куратор. Он не вмешивался в ход обсуждения, но его мнение учитывалось при оценке способности аргументировать свою точку зрения, работать в команде, вести продуктивный диалог. В целом атмосфера состязаний была творческая, раскрепощенная. Каждый получил возможность не только проявить себя, но и перенять опыт коллег, приобрести навыки нестандартного мышления. Во многом этому способствовали встречи с лидерами российского бизнес-сообщества, авторитетными управленцами, которые поделились опытом участия в крупных проектах.
– А как вы узнали о своей победе?
– Из 300 претендентов предстояло выбрать 30 участников финального этапа от Сибирского федерального округа. Из Иркутской области посчастливилось троим. На финал в Сочи в феврале со мной поедут начальник управления по стратегии ПАО «Иркутскэнерго» Тимофей Бенедюк и экс-заместитель председателя комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Ольга Иванова.
– Какие надежды вы связываете с участием в финале?
– Конкурс уже стал для меня большим событием. Общение с новыми людьми, энергичными и мотивированными, помогло раскрыть свой собственный потенциал, укрепило стремление к дальнейшему развитию. Теперь надо думать, к чему приложить свои силы, искать новые точки профессионального и интеллектуального роста. Я уверена, что таких возможностей немало в Иркутской области, ведь здесь реализуются масштабные проекты, государственные программы социально-экономического развития.
справка
Победителям конкурса «Лидеры России» предоставляется образовательный грант в размере 1 млн рублей, а также уникальная возможность в течение года общаться с наставниками, избранными из числа самых авторитетных и высокопоставленных представителей российского бизнес-сообщества и руководителей государственных структур.