Путь к вере Александра Беломестных
В 2006 году жизнь иркутянина Александра Беломестных круто изменилась. Из чиновника высокого ранга он был рукоположен в священники, а еще через год стал директором единственной в столице Приангарья православной гимназии для девочек. Накануне Крещения мы спросили отца Александра о чудесах, укреплении веры и роли социальных сетей в жизни современного священнослужителя.
Как и жизнь любого православного человека, утро священнослужителя начинается с молитвы и зарядки. Потом путь на работу из деревни под Иркутском. Когда-то он думал, что будет старостой в деревенском храме, но вот уже 11 лет отец Александр руководит православной гимназией для девочек. Считает неверным мнение о том, что в гимназии воспитывают монахинь:
– На самом деле девочки здесь учатся вполне обычные и в мирской жизни легко находят свое место, разве что дисциплинарные взыскания у нас – большая редкость, хотя обычные детские шалости случаются. Некоторые выпускницы решают продолжить церковное образование, поступают на регентские или иконописные курсы. Но таких девушек единицы. Знания в гимназии дают добротные, все выпускницы поступают в вузы, ведут интересную и насыщенную жизнь, часто становятся старостами групп.
Гимназия существует 21 год, время показало, что ничего плохого в таком учебном заведении нет – ни для государства, ни для общества. Выпускницы возвращаются в родные стены уже в качестве учителей, а в гимназическом храме венчаются и крестят детей. Сейчас в гимназии 271 ученица.
Мы выпускаем девушек, которые готовы к семейной, правильной и праведной жизни. Проводим балы, давно дружим с кадетским корпусом. В гимназии появились добрые традиции, когда девушки привозят в гимназию своих мужей, показывают им класс, где они учились, знакомят с учителями.
Вопрос о том, как вчерашний чиновник стал священником, отцу Александру задавали не раз. Он вспоминает, что его путь к Богу начался в зрелом возрасте:
– Крестился я поздно, у меня было уже двое детей. Теща жила с нами и просила окрестить детей, говорила, что они маленькие, часто болеют. Комсомольскому функционеру было стыдно идти в храм, поэтому я попросил священника, чтобы в храме никого кроме нас не было, и он пошел навстречу. Мы с ним до сих пор дружим, это отец Калинник, настоятель Михаило-Архангельского храма в Ново-Ленино. На момент крещения старшему сыну было три года, а младшему почти год. Отец Калинник спросил,крещеный ли я сам, и предложил окрестить меня вместе с сыновьями: «Видишь, никого нет, чего боишься?» За компанию с детьми я крестился, мне было уже 30 лет.
Но как оказалось, принять крещение – еще не значит найти Бога:
– Я помню, что тогда рассуждал как многие. Если Бог есть, то пусть он мне явится. Даже приняв крещение, я какое-то время оставался неверующим. Бога умом понять невозможно. Вера и знания абсолютно разные вещи. Это я понял спустя время. Веру может дать только Бог и только тому, кто ее попросит. Как говорят, кто в шторм не плавал, тот Богу не молился. Когда начало штормить мою жизнь, я много разговаривал с отцом Калинником о том, зачем мы живем, о жизни после смерти. Эти вопросы бурлили в моем сознании.
Однажды отец Калинник спросил меня, хочу ли я стать верующим. Я ответил, что да. И он привел интересный пример с обычной шариковой ручкой. Спросил, у тебя есть ручка? Я ответил, что нет. А давай я тебе ее подарю. И подарил. Сказал, что у меня не было ручки, а теперь появилась. Поэтому говорит, ты попроси у Господа, чтобы он тебе подарил эту веру.
Отец Александр не может вспомнить, сколько времени прошло от неверия до веры, говорит, что вычислить это невозможно:
– Был такой период в моей жизни, когда мы решили построить коммуну в отдельно взятой деревне Ада Ольхонского района. Собралось четыре семьи, хотели жить фермерством и сами учить своих детей. В этой деревне не было ни дорог, ни света, уехали мы туда, завели коров, стали по очереди их пасти. Настала моя очередь, я их угнал на дальнее поле. Думаю, дай-ка помолюсь. Хотел первый раз перекреститься, коровы остановились и умными глазами на меня смотрят, ушел в палатку и там помолился. Господи, говорю, если ты есть, даруй мне веру. Замер в ожидании. Чувствую, что ничего не произошло, как был неверующим, так и остался. Отец Калинник мне тогда сказал: «Ты же фермер, когда зерно бросаешь в землю, ты же его не раскапываешь, не проверяешь, как оно растет, так и здесь, зернышко заложил – жди, когда прорастет». И правда, через какое-то время я стал осознанно ходить в храм, стал верующим.
Совмещать веру с работой чиновника оказалось не так просто. Рухнули коммунистический строй, идеология:
– Период, когда я осознал, что стал верующим, застал меня на работе с молодежью. Несколько раз я порывался уйти, но Владыка Вадим говорил, что верующие люди нужны и во власти. Но если придется уйти, то он готов меня взять к себе. Я тогда не мог понять, что это значит. Понял, когда ушел в отставку. Через неделю мне позвонили из Епархии и пригласили к Владыке.
16 июля 2006 годасостоялась дьяконская хиротония, и я был принят клириком Знаменского Собора Иркутска. Через месяц состоялась иерейская хиротония, в августе этого же года меня назначили настоятелем Спасского храма Иркутска, а 19 января 2007года – директором Православной женской гимназии.
Бывшие коллеги и друзья были немало удивлены, когда Александр Беломестных покинул высокий пост в областной администрации. Сам он до сих пор наверняка не знает, почему стал священником:
– Некоторые считали, что это какие-то последствия моей службы в Афганистане, что я на этой почве в религию ударился. Отматывая назад, я пытаюсь анализировать. Возможно, служба в Афганистане сыграла свою роль, мне было 18–19 лет, я видел смерть товарищей. Еще у меня была верующая бабушка, с которой я жил в Иркутске, после того как уехал из Улан-Удэ и поступил в техникум физкультуры. Когда вернулся из армии, она сказала, что вот, внучок Сашенька, я за тебя молилась. Потом понял, что, может быть, благодаря ее молитвам и жив остался, и Господь меня к себе призвал.
Самым сложным для отца Александра были совсем не пересуды коллег, а то, что в 46 лет пришлось начинать все заново:
– Первые три-четыре года я менял подрясник каждый день, потому что он весь был мокрый от пота после службы. Я не знал базовых вещей, сложен был церковнославянский язык, не знал устава. Сейчас я нисколько не сожалею о своем решении. Вспоминаю свое мировоззрение неверующего человека и понимаю, насколько оно ограничено.
Священнослужитель не любит рассказывать о чудесах, говорит только, что они дарованы для укрепления веры, но чудом из своей собственной жизни поделился:
– Для жены был шок, когда она узнала, что меня рукополагают. Наш семейный уклад можно охарактеризовать как домостроевский. Когда родился второй сын – жена стала домохозяйкой. Моя работа чиновника обеспечивала нам стабильный доход. А когда она узнала, что я готовлюсь стать священником, конечно, переживала, на что будем содержать детей. Но чудо произошло с ней, когда меня рукополагали, благодать снизошла на нее. Она успокоилась, обрела легкость и уверенность, что все так и должно быть. Это такое состояние блаженства, его описать невозможно. Но я ее понимаю и считаю, что это одно из главных чудес в нашей жизни.
Отец Александр –современный священник, у него есть аккаунты в социальных сетях,он активно пользуется интернетом:
– Интернет –это как скальпель, можно сделать операцию и спасти жизнь, а можно и убить. Во всемирной сети много хорошего, все зависит от доброй воли, которую Господь вам дал. Я с удовольствием слушаю проповеди протоиереяВладимира Головина, например, многие вещи беру на вооружение, это помогает в служении. Когда появились социальные сети, было интересно узнать, где те, с кем учился, начал немало времени проводить за компьютером, жена даже обратила на это внимание и случайно нажала не на ту кнопку… Потом просто не смог войти на свою страницу и восстановить пароль, усердствовать не стал и вздохнул с облегчением. В социальных сетях я не запутался.
Накануне Крещения отец Александр рассказал, что многие неверно трактуют таинство Крещения и чересчур усердствуют в показательной части:
–Вода везде освященная, и совсем необязательно запасать ее впрок в больших объемах – это языческий подход. Нам с женой хватает литровой бутылочки на год. Ведь как используется святая вода? Утром ты встал, помолился, скушал просфору и святой водичкой запил. Вода заканчивается, мы снова доливаем бутылочку обычной водой. Даже капелька святой воды море освящает.
Есть у отца Александра и мечты. Одна из них о том, что в Иркутске когда-нибудь откроется православная гимназия для мальчиков. Он думал, что отдаст туда своих сыновей, недавно стал дедом и надеется, что внук будет учиться в православной школе. Еще священник мечтает построить храмовый комплекс близ кладбища в Радищево, чтобы вера иркутян укреплялась, а путь к храму стал ближе.
Священник мечтает построить храмовый комплекс близ кладбища в Радищево, чтобы вера иркутян укреплялась, а путь к храму стал ближе