Тарифам ЖКХ добавят прозрачности
Управляющие компании (УК) будут обязаны раскрывать жильцам структуру тарифов на свои услуги. Соответствующие поправки в ряд нормативных актов, регулирующих управление многоквартирными домами, подготовлены Министерством строительства и ЖКХ. Помимо этого, УК придется заранее извещать жильцов о повышении цен на услуги и проведении ремонтных работ. Подобные новации повысят ответственность управляющих организаций и позволят гражданам избежать переплат, считают эксперты.
Правила оповещения пользователей услуг управляющей компании и жилищных кооперативов значительно ужесточаются. УК будут обязаны за месяц информировать жильцов о повышении тарифов ЖКХ и раскрывать информацию о том, из чего складывается стоимость услуг по управлению многоквартирным домом. Эти требования впервые предусмотрены в подготовленных Минстроем поправках в ряд нормативных актов, регламентирующих управление многоквартирными домами.
Согласно новым требованиям сведения об увеличении цен на услуги, предоставляемые УК, а также о росте тарифов ЖКХ, должны быть вывешены на видном месте в подъезде дома. При этом извещение необходимо печатать на официальном бланке компании. А оповещать жильцов о введении новых тарифов – не менее чем за 30 суток до поступления платежки.
Информация о других плановых мероприятиях управляющих компаний должна быть предоставлена собственникам жилья не позднее, чем за трое суток до проведения работ. Речь, прежде всего, о ремонте и осмотрах зданий. Сейчас на практике УК извещают только о плановых отключениях воды и прочих коммунальных ресурсов.
Еще одно важное нововведение касается стоимости услуг управляющей компании. В поправках указано, что размер платы в пользу УК определяется на общем собрании собственников жилья. И действует один год. При этом управляющие компании будут обязаны предоставить гражданам положение о размере оплаты не менее чем за 30 дней до даты собрания.
В поправках появились и другие положения. В частности, регламентируются сроки приема и фиксации заявки по поводу неисправности систем и устранения неполадки, ответственность за невыполнение заявки в срок. Подробно описаны требования к персоналу. Например, сотрудник службы при осуществлении услуги по ремонту, если требуется его присутствие в жилом помещении, должен иметь при себе не только необходимый перечень документов, подтверждающих его рабочий статус, но также распечатанную заявку и даже бахилы, чтобы не создать дискомфортных условий для собственника.
Еще один пункт – УК придется доводить до жильцов сведения о местах накопления отходов и сбора отходов с 1-го по 4-й классы по виду опасности. Речь идет о таком опасном мусоре, как отработанные ртутьсодержащие лампы, и одругом. В частности, УК обязана разместить в помещениях общего пользования в жилых домах соответствующую памятку. При этом ответственность за наличие опасных отходов в общем мусоре будет нести управляющая компания.
Первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин поддержал нововведения, предлагаемые Минстроем.
– УК теперь будут более активно шевелиться, доказывать свою полезность для жильцов. Зачастую многие компании не утруждают себя элементарными вещами. Например, поговорить с людьми, не превращая бытовую проблему в повод недовольства гражданина властью, – отметил депутат.