Иннокентий Вениаминов: возвращение имени
Режиссер Иркутского областного кинофонда Мария Кельчевская 22 января представила фильм «Святитель Иннокентий (Вениаминов). Возвращение домой» в Доме кино Союза кинематографистов России в Москве. Премьера картины состоялась 7 сентября прошлого года накануне празднования 220-летия святителя. За несколько месяцев фильм уже успел получить ряд престижных наград, среди которых – специальный приз духовно-экспертного совета Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел».
Лента, созданная в жанре биографии с элементами эссе–это авторский взгляд съемочной группы на личность святителя Иннокентия несколько столетий спустя. Недаром говорится, что большое видится на расстоянии, и в наше время личность митрополита Московского и Коломенского, апостола Сибири и Америки, выглядит особенно значительно. Кажется, что его деяний запросто хватит на несколько незаурядных судеб, так много он сделал для своей страны и православной веры. Тем более сложная задача стояла перед авторами фильма, которым, несмотря на величие их героя, удалось рассказать о нем, прежде всего, как о человеке, не умаляя при этом масштаба его личности. О том, как велась работа над фильмом, газете «Областная» рассказала Мария Кельчевская.
– Какие источники об Иннокентии Вениаминове вы взяли за основу?
– Меня вдохновлял труд историка Ивана Барсукова«Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский по сочинениям, письмам и рассказам современников» в 800 страниц. Он опубликовал эту фундаментальную биографическую работу через четыре года после смерти святителя. И ей можно верить, ведь там собраны письма, рассказы современников, сочинения самого Иннокентия. Я везде возила распечатку этой книги с собой, постоянно перечитывала, что-то подчеркивала. Этим талмудом я и была придавлена к моменту появления в проекте сценариста Анастасии Зверьковой. Оказалось, что материала так много, судьба святителя такая богатая, поступки этого человека такие смелые, что все это в фильм точно не войдет. Поэтому мы с Настей еще несколько раз перечитали это сочинение и решили ввести в фильм современных героев, тем самым сделать разговор о святителе понятным для сегодняшних зрителей. Показать, как сегодня вспоминают этого человека, как к нему относятся, что думают. Вот какой была задача, а биографические даты заинтересованный зритель может узнать и сам.
– У вас в фильме есть ученик православной школы Семен. Как вы нашли этого замечательного героя?
–Семен и отец Алексей Середин представляют разные взгляды на жизнь святителя. С одной стороны, это отношение ребенка, а с другой – взгляд взрослого человека, священнослужителя. Мы знали, что нам обязательно нужен герой – ребенок, потому что Иннокентий (Вениаминов) трепетно относился к детям, считал, что духовным воспитанием нужно заниматься с младенчества. Кто-то подсказал нам, что в Ангарске есть очень хорошая школа во имя Святой Троицы. И нам там очень понравилось – обстановка благостная, все дружелюбно настроены, нет разделения по возрасту. Изначально у нас была идея найти мудрого ребенка, и когда мы спросили об этом у директора, она сразу же назвала Семена Ендальцева.
– В картине есть трогательный момент – звучит песня, в основу которой легло письмо убитого солдата времен Великой Отечественной войны к Богу. Как она появилась?
– Мы случайно заглянули на занятия хора, и я услышала, как учитель рассказывает об этой песне. Потом мы с Настей нашли текст письма,и у нас подступил ком к горлу, мы поняли, что через него, повествующего о войне XX века, мы сможем рассказать о войне XIX века. Автор музыки к песне, руководитель московского вокального ансамбля Юлия Кривякина дала нам разрешение использовать в фильме песню на ее музыку. Но на этом история не закончилась, ведь она предложила прийти и спеть песню с ребятами на показе нашей картины в московском Доме кино. За что ей большое спасибо! Это очень важный и трепетный момент для всех нас.
–Как появились элементы анимации и два героя-художника в фильме?
– Когда мы думали над формой, то поняли, что нам нужен художник, так в команде появилась Алена Сластина, создавшая углем портреты алеутов. А над элементами анимации, когда на улицы Иркутска накладываются виды города XIX века, работала наш монтажер Полина Степанова. Кроме того, у нас два героя-художника: иконописец Елена Алешина и Марина Синишина-Шпирко, которая работала над созданием набора открыток «Житие святителя Иннокентия Московского». Кстати, до сих пор были только житийные картинки американского исполнения, а эти не просто российские, а сибирские.
– Какие качества Иннокентия Вениаминова затронули лично вас больше всего?
–То, что этот человек приезжал к аборигенам и сначала становился для них своим, учил язык, традиции, а уже потом объяснял им,что он может для них сделать. Это особенно важно сейчас, ведь в современном мире все решается, как правило, через войну и насилие. А еще его вела глубокая вера в Бога, вера без малейшего сомнения. В письме к своей дочери, которая была пострижена в монахини, на ее просьбу приехать он отвечает, что может это сделать, но это будет встреча всего на несколько часов, а потом они снова расстанутся, тогда как могут встретиться в лучшем мире и быть вместе всегда. Меня это потрясло, особенно если учесть, что это личная семейная переписка, и вряд ли святитель думал о том, что их кто-то еще когда-нибудь прочтет. Кстати, даже когда Аляска перешла к Америке, он полностью отпустил эту ситуацию, потому для него было важным, что православная вера дана людям, а в какой стране они будут жить – неважно. А сегодня мы все бегаем с вешками и ставим границы.
– Радостно, что фильм после съемок не лег на полку, а продолжает жить, о чем свидетельствуют ваши награды и показы.
–Здорово, что наша работа нужна. В Хабаровске фильм вошел в воспитательную краеведческую программу, и дети теперь пишут сочинения о святителе после просмотра. Это очень радует. Ведь вся наша съемочная группа, несмотря на то что фильм был снят к юбилею святителя, постаралась сделать его максимально хорошо и честно. Нужно отметить, что мы все – обычные люди, многие невоцерковленные, есть среди нас и атеисты, но мы очень полюбили нашего героя и прониклись к нему бесконечным уважением. А еще для нас было важно, чтобы его перестали путать с Иннокентием (Кульчицким), поэтому в названии появилась фраза «возвращение домой». Она означает не только строительство храма и духовно-просветительского центра на его родине в селе Анга, но и, прежде всего, возвращение его имени в нашу жизнь.
справка
Съемки фильма «Святитель Иннокентий (Вениаминов). Возвращение домой» начались в 2015 году благодаря поддержке правительства Иркутской области и проходили на родине святителя в селе Анга Качугского района, населенных пунктах Иркутской области, в Москве, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Благовещенске, Петропавловске-Камчатском и Хабаровске, в Якутске, Ленске, Республике Бурятия и на Аляске (США). В 2017 году картина получила грант президента РФ на завершение съемок. За долгое время это первый полнометражный фильм собственного производства Иркутского областного кинофонда.