30.01.2018 13:53
Рубрики
Культура
Теги
30.01.2018 13:53

Людмила Герда: Народная культура – это наш генетический код

Почти год назад Иркутский областной дом народного творчества возглавила экс-начальник отдела культуры Свирска Людмила Герда. Так сложилось, что именно в этот период на учреждение легла большая нагрузка в связи с празднованием 80-летия региона, 220-летия со дня рождения святителя Иннокентия Вениаминова и других юбилеев. Знакомиться с новой работой руководителю пришлось в полевых условиях. О творческих планах, этнографических экспедициях, интернет-площадке для ремесленников она рассказала в интервью газете «Областная».

ЧС10– Людмила Анатольевна, каковы функции Дома народного творчества?

– По сути, мы являемся методическим центром, работа которого направлена на поддержку и развитие культурно-досуговых учреждений, самодеятельных и любительских коллективов. В нашу сеть входят 812 культурно-досуговых учреждений Иркутской области. В домах культуры работают 3,6 тыс. специалистов. Насчитывается более 4,2 тыс. коллективов народного творчества: хореография, вокал, цирковое и театральное искусство, декоративно-прикладное творчество. 286 коллективов носят звание «народный», 51 – «образцовый» и три – звание «заслуженный коллектив народного творчества РФ».

– Как вы работаете с ними, помимо того, что привлекаете к участию в фестивалях и конкурсах?

– Интересы у всех разные. Одним мастерам нужен сбыт продукции, другим – помощь в приобретении материала, третьим не хватает мастерской, четвертые нуждаются в курсах повышения квалификации. С этого года работа декоративно-прикладного направления будет сосредоточена не на одном специалисте, как это было ранее, а на целом отделе. Он, кстати, уже существует и называется «Ремесленное подворье». Стоит задача – выстроить системную работу как с отдельными мастерами, так и с детьми, которые ходят в кружки и студии. Мы должны растить будущих умельцев. На мой взгляд, необходим проект господдержки ремесел на территории региона, ведь реальная помощь мастерам пока не оказывается. Между тем ремесленное производство – трудоемкий процесс, который требует серьезных вложений. Еще одна проблема – отсутствие заочного обучения в художественной сфере, потребность в котором сегодня высока. Закрылось отделение для ремесленников в Иркутском художественном училище. В плане сбыта продукции мастеров в ближайшем будущем планируем создать, например, интернет-площадку, чтобы продавать товары, в том числе и за пределы региона.

IMG_6312_resize– Зачем вообще развивать ремесла, не проще ли покупать более дешевые сувениры?

– Народная культура и в том числе ремесла – это наши корни, которые определяют нас как нацию. В них зашифрован генетический код народа, как и в песне, костюме, обычаях и традициях. И потом, никакие дешевые штампованные сувениры не заменят уникальные ручные произведения искусства.

– Какие направления декоративно-прикладного искусства развиты в Иркутской области?

– Это, прежде всего, береста, причем в разных ее проявлениях, ведь каждый мастер вносит что-то свое в обработку материала. У нас очень сильная керамика, особенно на тему коренных народов. Популярны ткачество, деревообработка и росписи. И, конечно, особо хотелось бы отметить работу с войлоком, в которой преуспели художники из поселка Усть-Ордынский. Они сумели создать по-настоящему оригинальную сувенирную продукцию. Я считаю, что такие мастера, как Анжелика Алсаткина и другие сотрудники местного центра народных ремесел – гордость региона. Их работы не случайно представляют наш край на всевозможных выставках, ведь они имеют своеобразный колорит, который притягивает людей разных возрастных категорий и национальностей.

– Продолжаете ли вы сбор материально-культурного наследия на территории области?

– Проблема в том, что эти полномочия Министерством культуры РФ нам не вменены. В Приангарье работает Центр русского языка, фольклора и этнографии, который выполняет такие функции по госзаданию. Наш отдел, который занимался этой работой в прошлые годы, сократили, но остались этнограф и специалист по музыкальному фольклору. В то же время традиционная культура, носителями которой являются старики, уходит. Поэтому, на наш взгляд, чем больше людей ее сегодня фиксируют, тем лучше. Через общение с бабушками мы находим новый материал для работы – песни, обычаи, забытые техники декоративно-прикладного искусства. Ведь Дом народного творчества ведет еще и издательскую деятельность, то есть фиксирует информацию. Если в 2016 году такая работа велась точечно, то сегодня мы вновь собираемся этим плотно заниматься. Например, уже наметили экспедиции по этнографии и фольклору в Братский, Усть-Илимский и Нижнеудинский районы.

– Вы уже подвели итоги прошлого года? Что удалось сделать в творческом направлении?

– 2017 год был богат юбилеями, и как следствие – насыщен праздниками и фестивалями различных уровней. Проведено порядка 22 мероприятий, в которые были вовлечены в качестве зрителей более 25 тыс. человек. События происходили не только в Иркутске, но и по всей области. Хочу отметить, что мы впервые организовали Международный этнокультурный фестиваль «Ангинский хоровод», который нам удалось провести на хорошем уровне, несмотря на то что в поселке пока не создана туристическая инфраструктура. Кроме того, впервые в области прошел Всероссийский фольклорный конкурс «Казачий круг». Он состоялся под патронажем Российского дома народного творчества на территории музея «Тальцы». Благодаря сотрудничеству с его директором Владимиром Тихоновым, Иркутским театром народной драмы и его руководителем Михаилом Корневым, а также при поддержке атамана Иркутского казачьего войска Николая Шахова, мероприятие удалось провести на высоком уровне. Мы в хорошем смысле поразили московских гостей.

IMG_8641– Как прошло празднование юбилея области?

– На мой взгляд, очень достойно. Важно, что в рамках заключительного концерта на нескольких площадках работали самодеятельные артисты, учащиеся музыкальных школ и профессиональные артисты. И это единение поражало своей душевностью, теплотой и самоотдачей. Идея сводного духового оркестра принадлежала Министерству культуры и архивов Иркутской области, и мы с удовольствием подхватили этот проект и реализовали его совместно с хоровым обществом. Поэтому несмотря на холод на улице, на сердце у зрителей и исполнителей было тепло. То же самое происходило на заключительном концерте на сцене стадиона «Труд». И, на мой взгляд, такие мероприятия, которые соединяют профессионалов и лучшую самодеятельность региона, очень сильно мотивируют молодежь, ведь они видят, к какому уровню нужно стремиться. Но из самодеятельности ведь и вышли многие профессионалы. В культуре нет случайных людей. Я считаю, даже если ты в детстве ходил в кружок, это оставит след в развитии твоей личности. А если человек занимался более-менее профессионально, то этот опыт позволит ему развить такие качества, как креативность, и он будет иначе воспринимать культуру и искусство, да и окружающий мир в целом.

– А вы как попали в сферу культуры?

– Все началось с мечты. Каждая девочка мечтала стать артисткой. С детства у меня был хороший слух, и я пела в народном ансамбле в родном городе Свирске. Потом в этом же ДК – в вокально-инструментальном ансамбле. Сначала была солисткой, потом осваивала игру на саксофоне. И это определило мою судьбу – я окончила Иркутское музыкальное училище по классу саксофона, но не пошла по эстрадной стезе. Родила ребенка и стала преподавателем по классу саксофона в областной школе искусств в Иркутске. В те годы было сложно, зарплата – мизерная, поддержки молодых специалистов и престижа профессии – никакой. Тогда я получила экономическое образование в «нархозе», и меня пригласили на должность директора ДК Горького в Черемхово. Тут все сложилось – мое творческое начало и понимание организационной составляющей процесса. Потом я работала директором городского центра культуры Свирска, а уже после этого возглавила отдел культуры в родном городе. С теплотой вспоминаю годы работы в родных местах. Эта сильная команда меня научила неформально относиться к своему делу, что я считаю самым главным в любой работе. На шаг, но вперед, на голову, но выше, это мой девиз!