Женский хоккей: игры на выживание
В китайском городе Чэндэ на льду озера в Королевском парке в январе прошел чемпионат мира. Сборная России состояла в основном из игроков иркутской команды СШ «Рекорд», главным тренером был иркутянин Александр Межуев.
Итог – странный и непонятный: сборные России и Швеции, лучшие команды мира, не смогли показать в финале ничего. Со счетом 0:1 россиянки в финале уступили сборной Швеции. Один мяч, забитый скорее на удачу, море нереализованных моментов, незабитый пенальти – девчонки плакали, не понимая: что произошло?
Вспомним историю: из девяти женских чемпионатов мира только один выиграла сборная России – в 2014 году. В 2016-м наши девушки готовы были выиграть, но нас нагло засудили, не засчитав чистый гол. Надо ли говорить, как готовились к этому хоккеистки иркутского «Рекорда», которые составляют основу сборной России? Два долгих года ждали они, чтобы отомстить за свое несправедливое поражение! А ведь нашим лидерам уже тогда было далеко за 30! Каково это – выдержать еще два года в спорте, не уронив свой уровень, а попытаться играть еще лучше?
И вот чемпионат – у россиянок сильнейший состав. Даже лидер сборной России Татьяна Гуринчик, которая только в начале летом стала мамой, набрала форму и готова к бою. Но… Что не получилось? Что произошло?
В этом году впервые в истории чемпионат мира проходил на озере – в Королевском парке города Чэндэ. Звучит красиво, а на деле? Наверное, летом там и вправду роскошно. Зимой же это просто пустынный парк, пронизанный ветрами, где изредка появляются прохожие.
– Можете себе представить: возле поля не было даже раздевалок для переодевания! – говорит Владимир Матиенко, президент Федерации хоккея с мячом Иркутской области и руководитель российской делегации. – Девочки прямо в гостинице надевали форму, садились в автобус, на льду надевали только майки и коньки. Причем от автобуса до катка нужно было идти пешком метров триста. В первые дни было очень холодно, примерно минус 17, и сильный ветер. В перерыве лед мели метлами! Ходили с ведерками и лопатками, собирали снег. Правда, на завершающих, важных матчах уже работала какая-то местная китайская ледозаливочная машина. Но она, как нам показалось, больше лед царапала, чем ровняла его.
– Конечно, мы не так избалованы, как шведки, и для нас это не было такой стрессовой ситуацией, – рассказывает Оксана Проньшина. – Да, холодно! А что делать? Завязываешь шнурки – а у тебя руки уже «отваливаются»! Ты всовываешь руки в холодные краги и бежишь на поле скорее – размяться, разогреться. Потому что не было возможности погреться вообще нигде! Единственное, что было на льду, это биотуалет, где тоже было холодно, но хотя бы не было ветра.
И вот начались игры: первый матч 9 января со сборной Норвегии получился довольно сумбурным. Выиграли 5:0. Потом 10 января была принципиальная игра со Швецией, которую мы ждали два года.
– Настрой был запредельный. Вышли и на второй минуте повели 2:0. А на 16-й уже было 3:0. И шведки просто не знали, что им делать. Они привыкли играть в пас, а это невозможно было из-за неровного льда. Мы не давали им поднять головы практически всю игру. Нам нужна была уверенность в своих силах, мы должны были понять, что мы на правильном пути, – вспоминает тренер Александр Межуев.
Шведок россиянки обыграли 3:0, потом игра с США – победа России 5:0 и полуфинал с командой Финляндии – 4:0. И 13 января финал.
– Начали активно, давили – уже на шестой минуте Анастасия Денисова пронеслась по центру, заработала пенальти. Но вратарь сборной Швеции Линда Оден – это высочайший уровень. Говорят, вратарь – это половина команды, а тут, наверное, больше. Когда она в ударе, то одна может нам перекрыть кислород. И наша Карина Липанова дрогнула – попала во вратаря, та отбила. Вот забей мы этот пенальти – все! – до сих пор не может забыть Межуев.
Потом россиянок начали откровенно провоцировать, подталкивать. На Татьяну Гуринчик была настоящая охота, ее опекали двое, толкали, цепляли. А когда совершенно против всех правил хотели удалить Татьяну Гуринчик, не выдержал Владимир Матиенко, бросился к судьям, и его самого едва не удалили с поля!
– И вот он, роковой момент… – говорит Межуев, – откуда там эта Камилла Юханссон взялась, мы даже не смогли понять! Был навес с центра поля, она даже не била, а просто клюшку подставила – мяч стукнулся и улетел в ворота. Все!
Это было на 43-й минуте. Во втором тайме как ни старались обе команды, ничего не получалось. Хотя моменты были, рассказывает Межуев:
– Например, угловой, отскок, и у ворот начинается куча-мала – восемь шведок и шестеро наших борются, а мяч в это время лежит на линии ворот, и россиянки пытаются протолкнуть его! Но не получилось. В итоге матч так и завершился – 0:1. Не знаю… Таких обидных финалов давно не было. Ну просто шведки «отскочили».
– Обидно то, что мы проиграли команде, которая нас нисколько не сильнее! – говорит Владимир Матиенко. – Девчонки плакали, а мы с Александром терпели, стиснув зубы. Но что сделаешь? Спорт есть спорт, жизнь есть жизнь. Перед нами стоят более ответственные задачи. Больше внимания станем уделять женскому хоккею, девочкам. В спортивной школе «Сибскана» занимается уже 150 девочек. Мы создали команду «Сибскана» из тех игроков, которые в прошлом году в Иркутске играли на первенстве мира среди девушек до 17 лет. «Сибскана» уже сыграла на Кубке России. И очень важная новость: впервые в истории на Кубок мира среди женских команд поедут две команды из Иркутска: «Рекорд» и «Сибскана». Затем, в следующем году, пройдет Универсиада-2019 в Красноярске, и нам предстоит составить план подготовки студенческой сборной. Задача – выиграть Универсиаду. Также в следующем году, в феврале, в Финляндии пройдет первенство чемпионата мира среди девушек до 17 лет – и туда иркутским хоккеистам тоже нужно готовиться.