Ребенок рожден, чтобы быть счастливым

Мы можем забыть детские психологические травмы, но тело будет помнить их долго. До 70% заболеваний возникает в результате психологических травм – стрессов, тревог, внутренних конфликтов. О том, что должны знать родители о взаимосвязи психологического состояния и здоровья ребенка, рассказывает заведующая центром психотерапевтической помощи детям при областной клинической детской больнице, психолог Марина Хорошун.

– Наш центр создан пять лет назад по инициативе правительства области при поддержке минздрава и личном участии главврача клиники Владимира Гвака. Мы работаем по двум направлениям – с детьми, находящимися на лечении в клинике, и оказываем помощь детям, пережившим синдром жестокого обращения и попытку суицида. За прошедший год пациентами клиники стали более 2 тыс. человек, из них около 40 – дети, пережившие синдром жестокого обращения или попытку суицида.

С детьми и родителями проводится индивидуальная работа, анализируется система детско-родительских отношений.

 – Есть ли прямая зависимость между психологическим дискомфортом ребенка и заболеванием?

– Однозначно, как показывает наш многолетний опыт, зависимость существует. Степень выраженности может быть разной. Наиболее уязвимы дети тревожные, впечатлительные, эмоционально чувствительные. Те, кто острее реагируют на различные изменения в окружении, в семьях которых нарушены детско-родительские отношения, дети с излишними нагрузками в школе и дополнительном образовании.

К сожалению, не все родители это понимают. И чаще всего ищут причины психологических проблем у детей вне семьи.

Ребенок счастлив, когда понимает, что родители принимают его без условий, просто по факту его существования. Важен микроклимат семьи. Не всегда взрослый может адекватно оценить, например, интеллектуальный потенциал ребенка. Требования в школе сейчас очень высокие, да и родители ждут от ребенка отличных оценок. На него идет давление с двух сторон. Дети школьного возраста переживают из-за этого стрессы. Но психика ребенка стоит на страже здоровья.

 – Перегрузка срабатывает, организм говорит: «Стоп, я сейчас заболею»?

– Да, это и есть психосоматика. Особенно уязвимы подростки. Их организм готовится к взрослой жизни, все системы организма работают с большой нагрузкой плюс социальное положение еще очень зыбкое. С одной стороны, ты взрослый и должен поступать соответственно. С другой стороны, ты маленький и не можешь сказать свое слово, проявить себя. Подросток находится в вечных противоречиях.

Хорошо, когда в семье его понимают и поддерживают, не обостряют ситуации, предлагают помощь. В этом возрасте директивная, приказная педагогика уже не работает, с подростком лучше обсуждать проблему и договариваться.

 – Когда родителям надо задуматься о походе к психологу?

– Когда ребенок часто простужается, болеет ОРВИ, приходится пропускать школу, детский сад. Когда нарушено поведение, он агрессивный или замкнутый. Когда возникают трудности в обучении. Если у ребенка нарушена адаптация, он долго не может привыкнуть к детсаду, школе, не может социализироваться – это повод задуматься. Перед началом посещения детского сада или перехода в школу надо обязательно побывать у психолога.

 – Любая болезнь имеет психологическую подоплеку?

– Чаще всего да. Дерматиты, астмы, гастриты, колиты – это сигнал, что у ребенка не все благополучно, что надо обязательно обратить внимание на его эмоциональное состояние.

Сегодня увеличивается количество детей, заболевших сахарным диабетом. Почему это происходит, нет однозначного ответа. И одна из гипотез обращает внимание на психосоматическую причину.

Вовремя проведенная психологическая консультация помогает родителям с самого начала выстроить конструктивные отношения с ребенком и его болезнью. Оттого, насколько ребенок-диабетик позитивно настроен, насколько в семье хорошо поняли эту проблему, больной гораздо легче выстраивает свое пищевое поведение, прием препаратов. Ему приходится многое менять в образе жизни, поэтому поведение всех членов семьи должно быть согласовано.

Еще пример. У ребенка сбой в пищеварении. Его обследуют хирург, гастроэнтеролог. Когда ничего не находят, встает вопрос – нет ли тут психологической подоплеки. Подключается психолог и замечает – семья больного начинает жить этой проблемой, родственники слишком много говорят о болезни ребенка, бесконечно спрашивают про его состояние. Парадокс – ребенок оказывается в центре проблемы, но лучше ему не становится. «Не надо усиливать симптом, – говорят психологи в таких случаях. – Мы предлагаем родителям перестать много говорить о проблеме, обсуждать ее с родственниками, друзьями, соседями. Родителям надо стать деликатными и говорить о здоровье ребенка только с профессионалами. Чтобы ребенок не чувствовал себя изгоем, выставленным напоказ, ему можно сказать, что это случается не только с ним и происходит потому-то и потому-то».

 – Ребенок заболел. Что делать родителям?

– Иногда им даже приходится говорить – не ищите причину болезни, не тратьте силы и эмоции, не оглядывайтесь назад. Чем быстрее мы примем ситуацию, тем больше будет времени, ресурсов и сил выстроить жизнь ребенка так, чтобы он не чувствовал себя больным. Ведь он родился, чтобы быть счастливым, проживать все эмоции здорового человека.

В добавление к лекарственным препаратам можно поменять и образ жизни. Например, снизить учебную нагрузку. Разбавить его жизнь развлечениями. Добавить то, что будет приносить удовольствие и поднимать настроение – творческие кружки, художественные театральные студии, спорт.

Мы можем даже серьезно больного ребенка адаптировать к ситуации, где он будет наиболее позитивно себя чувствовать, станет успешным.

У нас был маленький пациент с заболеванием нервной системы, на инвалидности. Позднорожденный, до пяти лет он не говорил, не мог себя обслуживать. Семья распалась. Мама осталась с бедой одна, но не опустила руки, переехала в город, ребенок пошел учиться в спецшколу. Он научился рисовать, и через год прошла его первая персональная выставка.

Мама поверила в себя и в ребенка. Мальчик медленно, но стал развиваться: талантливо рисовал комиксы, полюбил историю. А когда вырос, научился ухаживать и заботиться о лошадях. Это стало его работой. Он вполне счастлив, найдя свою зону комфорта, свою экологическую нишу, территорию, где он востребован и успешен. И даже распавшаяся семья воссоединилась.

Болезнь иногда подводит к тому, что происходит ревизия всей жизни, меняются приоритеты.

 – Что должно насторожить родителей, что может служить предвестником суицидальных мыслей у ребенка?

– Работая с этой категорией детей, могу сказать – от беды не застрахован никто. Суициды чаще всего происходят в подростковом возрасте. Обратите внимание на подростка – отчего у него портится настроение, отчего ему трудно общаться с классом или друзьями?

У ребенка пропал аппетит, плохой сон, он подавлен, часто уединяется, что-то прячет от вас. Обратитесь для начала к школьному психологу, чтобы узнать хотя бы про атмосферу в классе.

Посмотрите на себя. Ребенок тонко чувствует, когда в семье нарушены супружеские отношения, например, когда семья на грани развода. Ребенок улавливает мамины тревоги и противоречия. Часто мы в шутку говорим, что это не родители приводят ребенка к нам, а он приводит родителей. С их проблемами, сложностями, конфликтами. Мы не можем изменить ребенка, пока не изменится что-то в семье.

Психология бывает только детская, все остальное – это ее вариации. То, от чего мы, взрослые, страдаем, это наши неизжитые детские комплексы, стрессы и страхи, с которыми в детстве не справилась психика. Поэтому, меняя ребенка, взрослым надо начать с себя.

 – Как оградить ребенка от виртуальной среды, не отнимать же компьютер?

– Оградить от интернета невозможно, мы – жители XXI века. Прежде чем что-то забрать (приставку, телефон, компьютер), надо что-то дать или предложить взамен. Я заметила такую вещь: даже в очереди на прием мама и ребенок сидят порознь, уткнувшись каждый в свой гаджет. А ведь они пришли решать проблему, в том числе и компьютерной зависимости. В эти минуты, когда можно общаться друг с другом, они снова не вместе. На приемах я вижу – родители не умеют общаться, играть с детьми, вместе рисовать, например.

И дома каждый живет в своем интернет-мирке. В семье нет того, что объединяет, нет совместных мероприятий – походов в кино, пикников на природе, поездок, прогулок по выходным, походов или путешествий по родному краю.

listovka_tf_doverija