Сибирский Суриков
Кисти художника Василия Бочанцева были подвластны многие жанры и темы. Его называют мастером пейзажа, портрета и многофигурной композиции, современным Суриковым и одним из основателей дальневосточного искусства. Ведь большую часть своей активной творческой жизни он провел во Владивостоке. Однако родился мастер в селе Комой Эхирит-Булагатского района и окончил художественное училище именно в столице Приангарья, поэтому его смело можно назвать еще и продолжателем иркутской живописной традиции. Персональная выставка Василия Бочанцева открылась в Галерее В. Бронштейна.
Автор рано ушел из жизни, но большинство его работ сохранила старшая дочь Вера. В экспозиции можно увидеть более 40 произведений мастера. Среди них портреты родных, пейзажи, в том числе и индустриальные, произведения на религиозную тему и исторические полотна.
– Произведения Василия Бочанцева задушевны и пронзительны, словно народная песня, – считает искусствовед Иркутского художественного музея Алена Кабунова. – Для многих он, прежде всего, классик приморской живописи, но все же истоки его таланта кроются в природе Сибири. Художник одинаково хорошо владел техникой масляной живописи, писал акварелью и тушью, был виртуозом быстрого карандашного наброска, любил темперу за ее выразительный, насыщенный цвет и возможность писать в разных манерах. В последние годы жизни он увлекся иконописью, и некоторые картины созданы им на левкасе – особом меловом грунте.
Учителями Василия Бочанцева в Иркутске были Глеб Богданов и Анатолий Алексеев. Сразу после окончания училища в 1959 году его зачислили в художественный институт им. В.И. Сурикова, и они вместе с женой уехали в Москву, где Василий учился на факультете живописи у мастера исторической картины Виктора Цыплакова. Дипломной работой художника стало монументальное полотно «Разоружение колчаковцев», после защиты которого о нем заговорили как о втором Сурикове. После института автора оставляли в Москве, но он в последний момент решил поехать во Владивосток. Там он 10 лет преподавал в Дальневосточном институте искусств и выпустил два курса живописцев. В 1967 году он стал членом Союза художников СССР, активно участвовал в зональных и всесоюзных выставках, много путешествовал, объездив весь Дальний Восток, Сибирь и центральную часть России.
– Отец прожил всего 42 года, но работал невероятно много, поэтому ему удалось создать немало достойных произведений, – рассказала Вера Бочанцева. – Даже когда он лежал в больнице, то просил меня принести ему альбом, говорил: «Я уже задыхаюсь, мне нужно работать, это для меня как воздух». Он был очень активным и веселым человеком, играл на гитаре, был душой компании. Очень много путешествовал, любил Сибирь. Результат одной из его командировок на Братскую ГЭС можно увидеть на выставке.
В 1972 году состоялась единственная прижизненная персональная выставка художника «Древнерусская архитектура XIV–XVIII вв.» во Владивостоке.
– Живописное наследие Василия Бочанцева после смерти мастера не кануло в Лету, – рассказала Алена Кабунова. – Около 30 живописных и графических работ художника пополнили запасники Приморской государственной картинной галереи во Владивостоке. Некоторые произведения хранятся в Саянской картинной галерее и Иркутском художественном музее, а также в частных собраниях иркутян.
Незадолго до его смерти в Москву было отправлено ходатайство о присвоении Василию Бочанцеву звания «Заслуженный художник РСФСР». Старшей дочери Вере тогда было всего 15 лет, и ей вместе с сестрой Ниной пришлось переехать к родственникам в Иркутскую область. С собой они привезли работы своего отца. Тогда в Иркутске состоялась единственная посмертная персональная выставка автора, поэтому, можно сказать, что творчество талантливого художника можно впервые увидеть в таком объеме.
– Я всю жизнь хранила эти работы у себя дома, но после долгих колебаний в прошлом году решила, что их должны видеть люди, поэтому передала картины Галерее В. Бронштейна, – рассказала Вера Бочанцева. – Особенно это касается последней работы – «Реквием». Дело в том, что отца всю жизнь волновали трагические события Ленского расстрела 1912 года, ведь детство его прошло на Ленских приисках, куда уехали работать его родители. Есть много подготовительных картин и этюдов на эту тему, и нужно сказать, что такие работы не просто держать дома.
На выставке можно увидеть целую серию работ, посвященных забастовке рабочих золотых приисков и Ленскому расстрелу, которыми художник занимался всю свою жизнь. Кроме того, здесь же представлена серия пейзажей тех мест.
Выставка в Галерее В. Бронштейна будет работать до 11 марта.