Перевозки льготников вывели из тени
Порядка десяти лет в Иркутской области процесс перевозок льготных категорий граждан полностью регулировался самими перевозчиками. Они в этом деле, надо сказать, изрядно преуспели: сами печатали бумажные билеты, сами их реализовывали, они же подтверждали факты проезда льготников, формировали ведомости и приносили заполненные документы в министерство социального развития для оплаты. Все эти процессы никем толком не контролировались, а значит, велик был соблазн воспользоваться ситуацией и неплохо заработать, что перевозчики и делали. Разобраться с ситуацией и покончить с хищением бюджетных средств областным властям удалось буквально за один год. О том, как получилось вывести перевозчиков на чистую воду, сэкономить бюджетные деньги, и на что планируется их направить, рассказал заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Дмитрий Чернышов.
– Лучше всего о масштабах деятельности перевозчиков скажут цифры. В 2015 году из бюджета области транспортным компаниям за перевозку льготников было выплачено 430 млн рублей, в 2014-м – 454 млн, но самым показательным стал 2013 год, когда перевозчики получили рекордную сумму в 612,6 (!) млн рублей.
Еще с начала 2010 года, когда я работал вице-мэром Ангарска, неоднократно слышал, как органы соцзащиты заявляли, что перевозчики подают завышенные цифры. В отчетах они указывали, что число поездок в месяц у конкретных граждан составляет 80, 100 и даже больше. Не каждый человек, даже молодой и здоровый, чисто физически сможет столько раз ездить, а здесь речь идет о пожилых людях, часто имеющих проблемы со здоровьем.
Подозрения в нечестности перевозчиков выливались в многочисленные жалобы в прокуратуру, полицию, УБЭП. Правоохранительным органам указывалось на то, что перевозчики занимаются приписками, что областной бюджет вынужден оплачивать неоказанную услугу. Проверки совершались, но, как правило, они заканчивались ничем. Бюджет тем временем продолжал нести затраты.
– Как и когда эту проблему начали решать областные власти?
– В начале 2016 года в аппарате губернатора и правительства Иркутской области с помощью сотрудников социального министерства был проведен анализ, выборочный опрос льготников. Выяснилось, что даже лежачие люди или очень пожилые, если верить документам, предоставленным перевозчиками, совершали по 50, а где-то даже по 60–70 поездок в месяц. Стало очевидно, что транспортные компании делали приписки, чтобы получать сверхдоходы из областного бюджета.
Деньги, которые могли бы пойти на оказание нуждающимся конкретных мер поддержки, шли в карманы перевозчиков. Мы обратились в правоохранительные органы и параллельно стали сами решать проблему. Министерство социального развития и аппарат правительства Иркутской области при введении единого социального проездного билета применили программный подход. Для того, чтобы изменить ситуацию коренным образом, необходимо было брать все процессы под контроль – изготовление, реализацию билетов, учет поездок льготников и, собственно, предоставление этих документов в минсоцразвития. От перевозчиков требовалось только одно – оказать услугу гражданам. Мы предложили этот вариант губернатору, он его поддержал.
– Именно тогда была принята непопулярная мера – сокращение числа льготных поездок до 30. Для чего это было сделано?
– Да, мера была вынужденная, но необходимая. Сотрудники министерства социального развития посчитали среднее число поездок в месяц на человека за последние пару лет. Оказалось, что льготник в среднем совершает 23 поездки. Отсюда возникла цифра 30. Мы были убеждены, что даже 30 поездок льготники не выбирают. Этим ограничением мы в первую очередь умерили аппетиты перевозчиков, а сами, тем временем, внедряли новый механизм работы.
От бумажных проездных, которые сложно контролировать, было решено отказаться в пользу электронных льготных билетов. Был приобретен аппаратно-программный комплекс, с помощью которого ведется учет поездок льготных категорий пассажиров, пользующихся электронными билетами. Была поставлена задача перевести абсолютно всех льготников на электронный билет.
– Как нововведения оценили сами льготники?
– Электронный билет дает льготникам плюсы в виде удобства проезда. Если бумажный билет выдается ежемесячно, за ним нужно куда-то идти, стоять в очереди. Электронный выдается единожды, потом туда регулярно зачисляются деньги. Заходит льготник с электронным билетом в автобус, провел его через валидатор, и нам поступает сигнал о его поездке. Сейчас 80% транспортных средств обеспечены валидаторами. По электронным билетам ездят в Ангарске, Иркутске, Усолье-Сибирском, Братске, Киренске. Осталось 20% – это несколько муниципалитетов. В ближайшие полгода этот вопрос будет закрыт.
– Какую экономию показала новая система? Ведь пришлось потратиться на приобретение оборудования в машины, аппаратно-программного комплекса, самих билетов.
– В 2017 году в качестве субсидий из областного бюджета перевозчики получили 297 млн рублей. Согласитесь, существенная экономия. Это почти на 100 млн меньше, чем в 2016-м, и более чем на 300 млн меньше, чем в 2013-м. Мы сами стали выпускать электронные и бумажные билеты в территориях, которые еще не перешли на новую систему. Да, пришлось понести затраты, но выгода главная из них – 30 млн рублей на аппаратно-программный комплекс, незначительные средства пошли на изготовление билетов: и электронных, и бумажных. Но выгода все равно очевидна, учитывая, что наши расходы – разовые, а хищения из бюджета в предыдущие годы осуществлялись систематически. Кроме того, нам удалось исключить эти траты из бюджета на все будущие годы. Сейчас подтасовка со стороны перевозчиков исключена полностью. Информация по количеству поездок льготников поступает в минсоцразвития напрямую через АПК. Вот сами и считайте пользу. Именно новая система, созданная на основе применения программного подхода в управлении, позволила декриминализировать перевозки льготников и сделать их прозрачными.
– Почему не удалось перевести на электронные билеты все территории?
– По разным причинам. Пока в процессе не участвует Шелехов. Главой города там избрался перевозчик, к нему также есть вопросы по перевозкам. Есть трудности и у усть-илимских частных перевозчиков, у которых нет средств установить валидаторы. Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта поставлена задача проработать возможность субсидирования, возможно, кредитования через нашу корпорацию на установку в автобусах считывающих устройств с обязательным возвратом денежных средств.
– По бумажному билету можно было проехать только в пределах своего муниципалитета. У электронных билетов есть преимущество, оно дает возможность ездить по этому билету по всей области. Льготники им уже пользуются?
– Пока идет тестирование. В ближайшие месяцы льготники Иркутской области смогут, проживая, к примеру, в Киренске, проехать по своему электронному билету в Иркутске.
– Экономию бюджетных средств в результате перехода на новую систему не все восприняли положительно. Нашлись люди, которые упрекнули вас в экономии на льготниках…
– Мы в первую очередь предотвратили хищение бюджетных средств. Средства же, которые удалось сэкономить, губернатор Иркутской области планирует направить на оказание мер соцподдержки нуждающимся гражданам. После того, как мы доложили губернатору о результатах нашей работы, он незамедлительно принял решение снять ограничение и увеличить количество поездок во всех муниципалитетах до 50. С 1 апреля это решение вступит в силу.
– Будут ли наказаны перевозчики, которые приписывали количество поездок льготникам?
– Мы направим всю информацию, которую наработали, в правоохранительные органы. Дальше решение за ними. Губернатор будет контролировать процесс.
комментарий
Алексей ЖЕМЧУЖНИКОВ, представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей по Ангарску:
– Я очень хорошо знаком с проблемами транспортников, потому что в Ангарске скандалы с пассажирскими перевозками идут давно. Я приветствую решение губернатора Сергея Георгиевича Левченко о наведении в этой сфере порядка. Эта отрасль действительно сильно криминализирована, и я рад, что об этом начали говорить открыто и стали в этом разбираться, чтобы прекратить возможность для злоупотреблений. Хорошо, что почти все функции по контролю за перевозками правительство забирает на себя. Надеюсь, что это только первый шаг и в дальнейшем вся деятельность от закупки валидаторов до обслуживания программного комплекса будет нормализирована.