Госпрограммы страдают от частых корректировок
Контрольно-счетная палата продолжает анализ эффективности реализации областных государственных программ. Результаты ряда проверок были представлены комиссии по контрольной деятельности под председательством Геннадия Нестеровича.
Показателей много, а ясности мало
Самой затратной для областного бюджета является программа «Развитие здравоохранения». Ежегодно растет ее финансирование. Если в 2014 году на нее было выделено 20,4 млрд рублей, то в 2017-м – 25,6 млрд рублей. В то же время за последние четыре года поступления из федерального бюджета снизились более чем вполовину: с 2,9 млрд до 1,2 млрд рублей.
В минувшем году укомплектованность медицинских штатов городских и районных больниц составила 57%. Однако с учетом совместительства этот показатель равен 95%. По врачам коэффициент совместительства составляет 1,66, а по среднему медперсоналу – 1,45. И чем дальше от областного центра, тем этот коэффициент становится все выше. С помощью совместительства соответственно растет и зарплата. За последние четыре года она увеличилась у врачей с 48 до 53 тыс. рублей, а у медсестер – с 26 до 28,7 тыс. рублей, достигнув, как и предписывалось указом президента, средней зарплаты в экономике.
Программа содержит 130 целевых показателей, но, как отметила аудитор Ольга Ризман, 50 из них не имеют методики расчета, а следовательно, их невозможно проверить на достоверность. В первую очередь это касается такого показателя, как удовлетворенность населения медицинской помощью. Он достаточно высок, но непонятно, каким способом вычислен: с помощью опроса пациентов, количества приемов, загруженности врачей или просто взят с потолка.
Проверка выявила, что не все подпрограммы сбалансированы по целям и ресурсному обеспечению. На санаторий «Нагалык», расположенный в Баяндаевском районе, возложена задача по увеличению охвата пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации. Но как это сделать, если на его содержание выделяется около 5 млн рублей, на которые он способен пролечивать лишь 280 больных.
Геннадий Нестерович предложил выделить отдельную подпрограмму по созданию реабилитационных центров. С ним согласился и областной министр здравоохранения Олег Ярошенко. По его словам, уже много делается в данном направлении. В этом году в первой клинической больнице Иркутска и городской больнице Братска созданы отделения реабилитации для больных, перенесших инсульт. Скоро на базе Ивано-Матренинской больницы откроется реабилитационное отделение для детей до четырех лет, рожденных с критически низкой массой тела. Завершается реконструкция детского реабилитационного центра «Подснежник». А для санатория «Нагалык» разрабатывается дорожная карта его реорганизации.
По мнению Геннадия Нестеровича, удовлетворенность населения медицинской помощью напрямую зависит от наличия врачебных кадров, особенно в сельских районах:
– Необходимо провести анализ укомплектованности районных больниц медицинскими работниками и предусмотреть меры по их привлечению, в первую очередь наделить достойным жильем и заработной платой.
По итогам обсуждения принято решение направить письмо губернатору с изложением ключевых моментов, на которые в своей совместной работе депутаты и правительство должны обратить внимание.
Объекты тасуют как колоду карт
За четыре года реализации областной госпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» на 2014–2020 годы в нее 45 раз вносились изменения (только за минувший год она корректировалась 14 раз). Такое перекраивание госпрограммы превратило ее, по мнению аудитора КСП Ларисы Муляровой, из документа стратегического планирования в документ по распределению и корректировке объемов ресурсного обеспечения.
Из-за позднего распределения бюджетных средств в 2014–2016 годах областным министерством жилищной политики, энергетики и транспорта (во второй половине финансового года) остался невыполненным ряд мероприятий подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». Только благодаря принятой по настоянию депутатов статьи 16 в законе об областном бюджете, которая обязывает выделение субсидий муниципалитетам в течение 100 дней, в 2017 году удалось дисциплинировать министерство, и деньги были перечислены в первом квартале.
Хроническое неосвоение бюджетных средств преследует все эти годы две подпрограммы: «Газификация Иркутской области» и «Чистая вода». Как констатировала аудитор, ситуация с обеспечением населения питьевой водой, отвечающей санитарным требованиям, так и не улучшилась.
Аудиторы отмечают отсутствие обоснованного планирования, мероприятия формируются запоздало и некачественно, что влечет многочисленные корректировки. Объекты тасуют как колоду карт: одни включают, другие исключают, спешно перераспределяя субсидии муниципалитетам. Как правило, эта лихорадочная деятельность особенно разгорается в конце финансового года
Если в 2015 году областное министерство экономического развития оценило исполнение госпрограммы за 2015 год как среднеэффективное – 84,8%, то год спустя оно понизило свою оценку до удовлетворительной – 74,7%.
Аудиторы КСП рекомендовали принять комплекс мер по приведению программы в соответствие с законодательством о стратегическом планировании. Это предложение поддержали и члены комиссии.
– Депутаты, – заметил Геннадий Нестерович, – выполняя наказы населения, просят пробурить скважину или протянуть водопровод, а им говорят, извините, нет денег. А деньги, даже те немногие, что выделяются на подпрограмму «Чистая вода», как выясняется, не осваиваются из года в год. Вопиющий пример – водозабор в поселке Рудногорск, который строится уже восемь лет, и конца не видно. С таким положением дел мириться невозможно. Мы обязаны обеспечить население чистой водой.
Дефицит точности и достоверности
По поручению Законодательного Собрания КСП провела анализ эффективности исполнения областной госпрограммы «Развитие сельского хозяйства» на 2014–2020 годы. Как отметила председатель КСП Ирина Морохоева, программа страдает тем же недостатком, что и другие – излишком корректив. В нее 30 раз вносились изменения, что не отвечает принципу стратегического планирования. Кроме того, отдельные целевые показатели не отвечают требованиям точности, однозначности и достоверности. Например, один из показателей предусматривает увеличение производства крупы, но умалчивает, какой именно крупы.
В результате изменений, вносимых в программу, ее прогнозное финансовое обеспечение, рассчитанное на семилетку, уменьшено на четверть, в то же время ожидается рост конечных результатов на 20%. Совершенно непонятно, как корреспондируются две эти цифры.
Минсельхоз совместно с минстроем отвечают за строительство на селе фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), но обе стороны постоянно затягивают заключение контрактов на их возведение. На момент проверки не определены подрядчики двух ФАПов в Тулунском районе и одного в Черемховском. Это влечет за собой риск неосвоения бюджетных средств.
Члены комиссии рекомендовали минсельхозу устранить в ближайшее время все недостатки, отмеченные КСП в госпрограмме.