Систему ранней помощи особым детям создают в Иркутской области

Службу ранней помощи детям до трех лет создают в Иркутской области. Система предполагает создание слаженного межведомственного механизма, который позволит выявлять и корректировать различные отклонения в развитии и проблемы со здоровьем на ранних стадиях. Причем не только у особых, но и у обычных детей.

Одним из первых этапов создания такой службы стала разработка региональной концепции развития этого направления, а также обучение специалистов в рамках проекта «Особые дети рядом» Благотворительного фонда «Наследие иркутских меценатов», который в 2017 году стал победителем президентских грантов для НКО. Средства были направлены, в том числе, и на подготовку кадров для сотрудников больниц, школ, домов ребенка Иркутска, Ангарска и Братска. Заработать служба должна до 2020 года.

DSC04779– Программа выстраивается таким образом, чтобы три министерства социальной направленности – образования, здравоохранения и социальной защиты – работали вместе, – рассказала руководитель благотворительного фонда Марина Кондрашова. – Это невероятно сложно, иногда кажется, что невозможно, но по-другому такая система не может работать. Таким образом, мы выстраиваем цивилизованное общество, члены которого принимаются им в независимости от своих ментальных или психологических особенностей.

Обучение для 29 специалистов, которое стартовало 29 января, проводят сотрудники Санкт-Петербургского института раннего вмешательства. В течение 2018 года они отработают шесть обучающих модулей.

– Проект соединяет инициативу НКО и государства, что позволит к 2020 году создать в Иркутской области хорошие и качественные услуги для семей, – подчеркнула заместитель директора Санкт-Петербургского института раннего вмешательства Евгения Ермолаева. – Ранняя помощь направлена на то, чтобы ребенок с определенными особенностями хорошо усваивал программу в детском саду и успешно социализировался. Исследования показывают, что те детки, у которых отклонения были выявлены достаточно рано, потом нормально учатся в обычной школе. То есть мы серьезно экономим средства государства и даже можем избежать специализированного образования. Мы не утверждаем, что все дети, у которых есть особенности развития, будут развиваться нормотипично, но добиваемся того, чтобы они максимально использовали возможности, которые у него есть.

По словам Евгении Ермолаевой, история развития ранней помощи в России началась благодаря тому, что энтузиастами был создан Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства. В 1990-х годах удалось объединить государственные и частные инициативы, благодаря чему впервые стартовала программа «Абилитация младенцев». Но так как службы располагались в разных ведомствах, эффективность помощи страдала. По указу президента РФ этот вопрос был исследован, а в 2016 году вышло постановление правительства РФ о том, чтобы создать комплексную систему ранней помощи детям, а также концепцию, которая призвана подготовить законодательную базу в данной сфере. Регионы получили задание разработать свои предложения по данной теме.

Кстати, часть функций службы ранней помощи особым детям уже выполняет Иркутский Центр абилитации, который занимается детьми с глубокими ментальными нарушениями. Не так давно администрация области выделила учреждению здание площадью 900 кв. метров в Иркутске II, где сейчас идет ремонт.

– Фонд «Наследие иркутских меценатов» уже восьмой год занимается вопросом всесторонней помощи особым детям, – рассказала Марина Кондрашова. – Замечательно, что государство стало уделять гораздо больше внимания этой теме. Меняется к ней и отношение общества в целом. Важно, что проект «Особые дети рядом» направлен не только на детей, но и на семью. Когда у ребенка есть возможность заниматься со специалистами, то, прежде всего, меняется психологический климат в семье. Она начинает выходить из вакуума, где раньше оказывались люди с такой проблемой. Кроме того, некоторые семьи иногда отрицают диагнозы, которые ставят их детям, поэтому не могут вовремя получить необходимую помощь. Важно, что система ранней помощи направлена на всех детей, не только с инвалидностью, но и с различными нарушениями слуха, зрения, двигательной активности. Таким образом, мы не упустим то золотое время, когда еще можно многое изменить.

комментарии

Ведущий советник отдела организации помощи женщинам и детям министерства здравоохранения Иркутской области Татьяна Королева:

– Возраст от рождения до трех лет является наиболее важным в жизни ребенка в плане становления его социального, речевого и познавательного развития, а также наиболее пластичным, чтобы корректировать различные отклонения. У нас есть программа ранней коррекции в домах ребенка, но нам хотелось бы работать и с детьми, которые живут в семьях. На это и направлена система ранней помощи. Кстати, она не принудительная, а добровольная. Все ведомства поддержали эту идею, в результате чего была создана рабочая группа, подготовлен проект Концепции ранней помощи, который сейчас находится на утверждении в Санкт-Петербургском институте раннего вмешательства. 

Начальник управления организации соцобслуживания граждан министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Анна Пшеничникова:

– Сегодня такая помощь оказывается семьям в Усть-Илимске, Ангарске, Иркутске и Зиминском районе. Участие в этом проекте позволяет нам расширить охват населения, ведь зачастую дети попадают в поле нашего внимания слишком поздно. В 2017 году мы подали новый грант – Комплекс мер по развитию служб ранней помощи в Иркутской области, который позволит еще больше сделать в этом направлении. 

Начальник отдела социальной адаптации министерства образования Иркутской области Людмила Коршунова:

– Для министерства образования эта тема очень важна, так как она помогает перейти от дошкольной к ранней помощи. Это актуально для нашей области, где очень много детей-инвалидов. В настоящее время в системе образования до 18 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья. Ранее на базе 196 учебных заведений уже были открыты консультативные пункты, куда могли обратиться дети с различными нарушениями и получить помощь логопеда, психолога, дефектолога и так далее. На базе коррекционных организаций также работают 15 консультативных пунктов. Сейчас, когда мы погружены в эту тему и работаем вместе, мы будем создавать службы ранней помощи в Иркутске, Ангарске и Братске. Замечательно, что благодаря гранту фонда «Наследие иркутских меценатов» мы уже сейчас можем обучить специалистов.