Спектакль на ковре
11 февраля исполнилось 25 лет со дня трагической гибели в автокатастрофе абсолютной чемпионки мира по художественной гимнастике 1992 года, неоднократной чемпионки мира и Европы в командном зачете Оксаны Костиной. Отдать память выдающейся иркутской спортсменки в музее истории города собрались родственники, друзья и ветераны спорта.
Оксана была той звездочкой, которая уже на протяжении четверти века остается путеводной звездой для юных поколений спортсменок.
– Именно она, не побоюсь сказать, перевернула историю иркутского спорта, подняла иркутскую художественную гимнастику до мирового уровня, – сказал областной министр спорта Илья Резник. – Когда-то это была небольшая группа энтузиастов, бегающая по городу в поисках свободного зала, а сейчас работает целая специализированная школа с большим штатом тренеров. Оксана Костина – эта та шкала, по которой мы оцениваем свою жизнь, свои успехи и свои достижения. И сегодня хочется сказать слова благодарности Галине Даниловне за то, что она вырастила и воспитала такую замечательную спортсменку, настоящего бойца, не пасующего ни перед какими трудностями.
А трудностей было хоть отбавляй. На встрече продемонстрировали документальный фильм, снятый Восточно-Сибирской студией кинохроники в 1980-е годы, годы становления художественной гимнастики в Приангарье. Зима, замерзшие девчонки мотаются по городу во главе со своим тренером Ольгой Буяновой, мечтая где-нибудь приткнуться. «Основная проблема нашего вида спорта, – объясняет тренер оператору, – нет своей базы. Чтобы добиться совершенства, надо заниматься шесть раз в неделю, но нам никто не дает на такое время зал. А ведь от девчонок, желающих заниматься таким красивым видом спорта, отбоя нет».
Прошли годы, и молодая, сама похожая на девчонку, Ольга Буянова, бегающая по городу с ватагой своих воспитанниц, стала Ольгой Владимировной, заслуженным тренером СССР и России, членом президиума федерации России по художественной гимнастике.
Впервые она увидела Оксану, когда ее коллега, тренер Любовь Дорохина, набирала новую группу гимнасток, проверяя общефизическую подготовку, пластичность, музыкальный слух. Их много пришло на просмотр, несколько десятков человек.
– Но я выделила одну, семилетнюю девчушку с длинными косичками, – вспоминает Буянова. – И не потому, что у нее были какие-то особые данные. Конечно, без способностей в гимнастике нельзя, и я отбираю гибких, растянутых, стройных, но мне прежде всего интересно посмотреть ребенку в глаза. У Оксаны были необыкновенно умные глаза. И мне сразу что-то екнуло, жаль, что она не моя ученица.
Но судьбе было угодно распорядиться, чтобы в конце концов они сошлись. Дорохина уехала из Иркутска, передав девчонок другому тренеру, но из-за отсутствия зала занятия были редкие, и все шло к тому, что группа распадется. Спасла Буянова, взяв их к себе:
– Оксана к тому времени получила прекрасную хореографическую подготовку. Я сама почти девять лет занималась балетом и могла оценить точность и красоту ее движений. Она все впитывала как губка. Другие подолгу бьются над каким-то элементом, а у нее все мигом получалось. Единственное препятствие – она была очень болезненной девочкой, бесконечные гаймориты ее буквально изматывали. Но к 16 годам она окрепла и обрела нужную спортивную форму.
Чуждая Иркутску художественная гимнастика довольствовалась ролью бедной Золушки. Тренировались где придется: в школьных залах, институтских, заводских. Ни о каком гимнастическом ковре и мечтать не приходилось, занимались прямо на грязном полу. Если была возможность, приходили пораньше и протирали его на скорую руку. У спорткомитета, как всегда, не было денег отправить гимнасток на крупные соревнования. Не было денег даже на то, чтобы сшить красивые купальники.
Если кому они и благодарны, то спортобществу «Динамо». Сначала им выделили уголок в зале, потом гимнастки отвоевали себе половину, а осмелев, заявили: отдайте нам весь зал. Люди в руководстве «Динамо» сидели дальновидные, оценили перспективы художественной гимнастики и пошли навстречу.
– Я была молодая, но во мне жила уверенность, что обязательно подготовлю абсолютную чемпионку мира. Хотя поводов для этого вроде бы и не было. Несмотря на то что наши девочки показывали неплохие результаты, Иркутск не высоко котировался в этом виде спорта, – продолжает Ольга Буянова.
Тон в художественной гимнастике тогда задавали столичные города, и иркутские девчонки воспринимались скептически. И даже когда Оксана пробилась в сборную страны, маститые тренеры нещадно критиковали ее за излишнюю театральность, за яркую артистичность. И музыка у нее не та, и движения не те. Но время все расставляет на свои места. Сейчас на международных семинарах ее стиль рассматривают как эталонный.
– Мы долго искали оригинальную музыку для выступления. Перебирали десятки мелодий – и не могли ни на чем остановиться. Помог господин случай. Проходила как-то раз мимо театра Пилигримов и, будучи от природы любопытной, решила туда заглянуть. Послушала, посмотрела, познакомилась с художественным руководителем театра Владимиром Соколовым и буквально ошарашила его просьбой написать для нас музыку. Предложи я ему написать симфонию, он, может быть, меньше бы удивился, чем сочинить музыкальный кусочек всего на полторы минуты. Но в этот кусочек надо было вложить пружину динамики и всплеск эмоций. И это ему удалось. Ни у кого не было такой оригинальной музыки, как у Оксаны.
Костина была великодушной и заботливой. Бывая за границей, она бегала по магазинам, покупая по списку подарки и сувениры. Не себе – друзьям и знакомым.
– После триумфального Брюсселя, где свершилась моя и Оксанина мечта, и завоевав пять медалей, она стала абсолютной чемпионкой мира, мы пришли на прием к тогдашнему мэру Иркутска Борису Говорину. Он говорит: просите, что хотите. Можно было попросить и квартиру, и машину, но это нам и в голову не пришло. Оксана говорит: купите нам настоящий гимнастический ковер, такой как в Барселоне. Она же мечтала выступить на Олимпийских играх в Барселоне и непременно бы победила, если бы ее включили в состав команды. Но политика оказалась выше здравого смысла. А ковер нам купили. И он оказался счастливым. Все гимнастки, выступавшие на этом ковре в международных турнирах и занявшие первые места, стали впоследствии чемпионками мира, а некоторые – и Олимпийских игр.
Оксана, по словам врача школы высшего спортивного мастерства Витольда Сивохова, несмотря на слабость и хрупкость, была очень мужественным ребенком.
– Она переносила все болезненные процедуры совершенно без звука и могла с температурой под сорок выйти на ковер и выступить, не подведя команду. Я на ее примере воспитывал других спортсменов. Хорошо помню, как на соревнованиях с ее участием стоило объявить: выступает Оксана Костина, все уборщицы мигом бросали свои ведра и швабры и бежали ее смотреть. Потому что это была не демонстрация гибкости и ловкости, а настоящий спектакль на ковре.