Украинский уголок в сибирской тайге
Село Батама, основанное выходцами из Восточной Украины, появилось в Зиминском уезде 110 лет назад. Средь множества деревень и сел, обязанных своим рождением переселенцам, это все же особенное. С первого взгляда Батама привлекает своей красотой и ухоженностью. Широкие улицы, вольно раскинувшиеся усадьбы, крашеные дома в обрамлении ажурных ставень, аккуратные палисадники, мансарды, балкончики… Сегодня село по праву считается культурным центром сибирских украинцев, ведь его жители по-прежнему сохраняют национальный колорит своей далекой родины, возрождают культурные традиции.
Ярким июньским днем 1907 года четверо ходоков из Волынской губернии встретились в селе Зима с переселенческим старостой Поповым. Тот, достав карту Зиминского уезда, ткнул в нее пальцем: «На северо-западе от Верх-Зимы есть хорошее место для нового поселения… Советую поспешить, на днях прибудут ходоки из Харькова…» На следующее утро, едва рассвело, новожилы в сопровождении проводника – бурята-охотника Хархони Жаргона – отправились в путь. Место на карте среди местных бурят носило название Батама, что в переводе на русский означало «кочка». Оно и в самом деле располагалось на небольшом пригорке, вокруг которого звенело множество ключей. Повсюду шумела нехоженая тайга, звериные тропы пересекали маршрут путешественников. Через много лет первые переселенцы будут рассказывать своим потомкам, как за водой на родник ходили целой ватагой, чтобы не попасть в лапы медведей и волков…
– Первоначально, по воспоминаниям старожилов, приехало около 80 человек, – рассказывает руководитель центра украинской культуры и истории села Галина Козлова. – Приезжали из Черниговской, Харьковской, Каменецк-Подольской, Житомирской, Киевской областей, но больше было житомирцев. Первые переселенцы приехали в 1908 году, а второй поток пришелся на 1912-й. Все семьи были многодетные. Дремучая тайга, зверье, суровый климат, мошка… Люди ехали в Сибирь от безземелья, но и тут ничего хорошего не увидели – нужно было работать не покладая рук. Многие не выдержали и вернулись назад, но у самых стойких жила надежда, что тяжелым трудом они заработают достойную жизнь.
По воспоминаниям и в архивах местные краеведы нашли фамилии и даже фотографии первых поселенцев: Степан и Никита Ботрик, Моисей Степанчук, Трофим Петренко… Кто-то получал на обзаведение 50 рублей, кто-то – 100, а некоторые и по 150, в зависимости от количества человек в семье. Дети до 12 лет ехали в Сибирь бесплатно, поэтому многим родители года занижали.
– Они даже не знали, когда родились, – смеясь, объясняет Галина Павловна. – Помню, спросишь бабулю: «Когда родилась?» «Да на третий день Пасхи», – отвечает. А когда та Пасха была – поди разбери, дата ее ведь меняется. У многих, рассказывали, в паспортах стоял просто год, без числа и месяца.
Вскоре на месте будущего села выстроились шалаши из дранья и сосновой коры. Задымили костры, застучали топоры. Первые добротные дома были поставлены попу и дьяку. Затем срубили школу, избы под волостное правление, почту, больницу и небольшую церквушку. Три широкие улицы протянулись строго с востока на запад. В 1910 году село уже насчитывало 146 дворов. Появился первый магазин зиминского купца Шадрина. Когда-то улица, на которой основал свою лавку купец, считалась самой зажиточной и носила название Шаньга. А все потому, что на ней пекли и продавали горячие пышные булки. Здесь жили самые богатые селяне, у которых на столе не переводился хлеб. Крайняя улица, самая узкая и грязная, звалась Самарой. Жила здесь в основном беднота, единственное богатство которой заключалось в количестве детей. Мужики нанимались на работу к богатым, бабы у них же подрабатывали няньками. Ту, что между ними, в народе окрестили Курлычами, в переводе означает «драчуны». На ней, говорят, жили задиристые парубки. Однако бытует мнение, что свое название она получила из-за курлыканья журавлей, во множестве селившихся на ближнем озерке. Кстати, эта красивая птица здесь имеет особое значение. Она присутствует на гербе села и на обелиске, посвященном памяти воинов, погибших в Великой Отечественной войне.
Еще одна интересная история, которую разузнали краеведы, связана с церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Строить ее начали в 1912 году, а спустя два года в ней прошла первая служба. Облик храма сегодня сохранился только на фотографиях и на макете, хранящемся в музее. Много лет назад его сделал учитель трудов Павел Коноплянченко. На стенде, кстати, есть не только изображение церкви, а и фотографии первого священнослужителя и первой учительницы, преподававшей в церковно-приходской школе. Прислал их в Батаму внук, проживающий в Москве. Будучи уже достаточно пожилым человеком, однажды он решил заняться своей родословной. Узнал, что его бабушка и дед в начале века жили и работали в Сибири. Кем, когда? Написал в музей. Краеведы ответили, что Мария Максимова, выпускница женской пятиклассной гимназии Рязанской губернии, работала учительницей, а муж ее – Иосиф Васильевич – уроженец Тульской губернии, 1892 года рождения, был назначен в Батаминскую церковь псаломщиком. Жалование имел 200 рублей. Растроганный потомок в ответ выслал копии фото своих предков. Как долго супруги Максимовы находились в Батаме – неведомо, а вот печальная судьба церкви, где они служили, известна. Выписка из постановления президиума Зиминского райисполкома 1935 года гласит: «Принимая во внимание, что общины верующих в сельсовете не имеется, и что, несмотря на объявление о сдаче церкви в аренду, желающих вести богослужение не оказалось, решение Батаминского сельского совета о закрытии церкви и передаче ее под клуб утвердить!» Впрочем, как объясняет Галина Козлова, под клуб храм так и не отдали – через два года просто разобрали, а из церковно-приходской школы сделали интернат для детей.
Возвращаясь к летописи села, можно сказать, что до 1930-х годов и Батама, и ближайшие села процветали. Был здесь свой маслозавод, штамповал из местной глины прочнейшие кирпичи для печей и труб кирпичный заводик, работал скипидарный завод, три мебельных цеха, бондарня. Каждому селянину выделяли 80 соток земли, на которых они растили все необходимое, включая попавшие сегодня в немилость мак и коноплю.
С началом коллективизации в селе организовали артель, затем колхоз имени Суворова. В музее сохранилась книга – государственный акт на вечное пользование землей колхоза. В середине 50-х хозяйства объединились в совхоз «Батаминский», в котором только пахотных земель насчитывалось более 3,5 тыс. га. Работали молочно-товарная ферма и крупная свиноферма с поголовьем в несколько тысяч свиней. К счастью, перестройка не разметала в Батаме по ветру, как в большинстве деревень, хозяйство. На смену совхозу, просуществовавшему до 1993 года, пришел СПК «Окинский». Благодаря ему часть пашни обрабатывается и сегодня, работает ферма. А значит, пусть не у всех, но есть у селян работа и твердый заработок.
Молодо – не зелено
Главой администрации Батаминского МО Александр Помогаев стал несколько месяцев назад – в сентябре прошлого года. Конечно, оценивать его работу еще рановато, но все же молодому руководителю уже есть чем гордиться:
– Всего в муниципалитете 1,7 тыс. человек. В состав входит семь населенных пунктов: Басалаевка, Батама, Верхняя Зима, Игнай, Новоникольск, Сологубово и участок Стибутовский. В Батаме работают школа, детсад, участковая больница, дом культуры. Население чуть более 1 тыс. человек. В этом году будем вступать в программу «Городская среда», как раз по численности проходим. Из предприятий – только СПК «Окинский», остальные занимаются личным подсобным хозяйством. С трудоустройством особых проблем нет. Кто хочет – всегда работу найдет. До Зимы около 30 км, автобусы ходят регулярно, проблем нет.
Свое руководство, объясняет, начал с благоустройства: освещения и расчистки улиц, ликвидации свалки, строительства хоккейного корта.
–Люди, после того как я занял пост главы, почему-то решили, что все должно делаться сразу, – усмехается он. – А так не бывает. Взять, например, освещение улиц. Начал поднимать документы. По ним у нас освещены три улицы и два проулка, средства учета стоят, а свет почему-то не горит. Звоню в «Энергосбыт», говорят: у вас уже лет восемь-десять все улицы числятся освещенными. Стал разбираться. Оказалось, где-то просто лампы нужно было поменять, где-то устранить обрыв проводов. А свет не горел годами! Наняли электриков, вкрутили лампы. Следующая история – пруд. Решил его осушить, чтобы облагородить береговую зону. Место, где находится водоем, в советское время затопили, а земля была лесофонда. Все, что стояло в яме: деревья, пни – там и осталось. Несколько лет назад был случай: ребенок нырнул и не вынырнул. Нынче у нас четыре массовых мероприятия: 80 лет Зиминскому району, 110 лет – Батаме, фестиваль Пан Вареник и день Ивана Купалы, которые, как раз и будут проходить у пруда. Вот мы решили привести его в порядок. Тут же полетели жалобы: где дети будут кататься на коньках? Чтобы людей не обижать, просто взяли и сделали хоккейный корт. Запустили перед Новым годом.
Едем смотреть новострой. На льду толкутся ребятишки. За малышами в сторонке наблюдают родители. Они-то и рассказали, что хоккейный корт Александр Юрьевич построил «на свои» – родители его держат КФХ, вот он и использует прибыль хозяйства для общественного блага. Купил пиломатериал, а колотил коробку сам с друзьями-приятелями. На деньги, полученные по проекту «Народные инициативы», сделали на корте освещение, а еще купили 30 пар коньков. Теперь местная ребятня допоздна гоняет шайбу, а девчонки осваивают «фонарики» и «ласточки».
К лету, делится планами сельский руководитель, они хотят обустроить парковую зону: построить беседки, лавочки, разбить клумбы… А еще начнут делать лыжную базу. СПК «Окинский» передал муниципалитету безвозмездно здание, где после ремонта появится теплая раздевалка. Опять же на «народные» деньги планируют купить для всех ребятишек лыжи.
– Может, конечно, это все мелочи, но на крупные дела у нас пока нет средств, – объясняет поселковый глава. – Одни из самых важных – капитальный ремонт Батаминского клуба и детского сада. Есть программа «Чистая вода», «Капитальный ремонт школ», они бы тоже нам очень пригодились, но, когда пытаемся в них вступить, оказывается, что с нашей стороны необходимо подготовить проектно-сметную документацию. А цены на нее от миллиона до восьми и выше. Наш годовой бюджет с дотациями всего 12 млн рублей. Каким образом мы можем принять участие в программах? Еще хотелось бы увеличения финансирования Дорожного фонда. В муниципалитете семь поселков, расстояния между самыми отдаленными – более 60 км. Дороги надо и грейдировать, и заниматься отсыпкой, а средств не хватает. Пока опять же договариваюсь с друзьями, пригоняют трактора. Нынче такие снегопады, что без расчистки дорог нас бы давно снегом засыпало.
– Уже успели пожалеть, что главой стали?
– Пока нет, – усмехается собеседник. – Думаю, все равно сумею поднять село. Я молодой, сил много. Да и от людей идет поддержка большая. Вы посмотрите, какая у нас «культура»: и проекты разные защищают, и праздники проводят. Конечно, помогают кое в чем район и область, но в основном все делают на собственном энтузиазме.
Культура – в массы
Побывать в Батаме и не написать про дом культуры «Сибирь» было бы непростительно. Каких кружков здесь только нет: и кружева на итальянских коклюшках плетут, и рушники расшивают, и костюмы для своих народных коллективов шьют, и различные картины из дерева режут. А какие здесь вокальные ансамбли! В «Берегине», нынче отметившей 25-летие, поют бабушки, которым давно за восемьдесят. Одной участнице недавно 91 год сообща праздновали. Компанию ансамблю составляют хор украинской песни «Калына» и вокальная группа «Любисток», детский ансамбль «Зоренька» и вокальная группа «Мрия», в переводе с украинского «мечта». По словам директора Батаминского культурно-досугового центра Виталия Моцкайтиса, в доме культуры ежедневно занимается до 200 детей. Они не только поют, танцуют, изучают обычаи и традиции украинского народа, а сообща проводят национальные праздники: День Ивана Купалы, колядки, два года назад придумали фестиваль «Пан Вареник».
– Это министерство культуры сподвигает нас разрабатывать брендовые мероприятия, – поясняет Виталий. – Сначала мы хотели провести фестиваль сала – какой без него хохол, но подумали – не пройдет. Его надо проводить, когда холодно, когда начинается забой свиней. А где размещать людей? Поэтому остановились на варениках. В первый год участвовало человек десять, понравилось. В прошлом году участников уже было больше. Они объединились в кланы, ночи не спали, думали, как будут столы украшать, какую начинку в вареники класть. Стряпухи из Сологубово сделали вареник под два метра! Сначала у нас одна печка стояла, а в прошлом мы уже две поставили. Нынче, смеемся, наверное, и их не хватит, желающих уже набирается множество!
В планах батаминских жителей создать музей под открытым небом «Украинское село». Для этого уже подготовлен и защищен проект, муниципалитет выделил 2 га земли. Виталий рассказывает, что музейный комплекс будет включать административное здание, часовню, гончарню, кузницу, гостевые домики. Отдельный дом обязательно выделят для ткачества – в музее станков много, а поставить их негде. Обязательно будет еще сценическая площадка, шинок, пара бань и детская площадка. Главной достопримечательностью музея станут старинные дома. Муниципалитет уже выкупил три. В их числе – дом одного из первых переселенцев – Василия Бондаренко, предположительно 1910 года постройки.
– Идей у нас много, денег не хватает, – разводит руками Виталий Моцкайтис. – Нам бы, например, очень хотелось, чтобы в селе стоял памятник первопроходцам – украинец и украинка. Хотим современный актовый зал, чтобы показывать кино. А пока только надеемся, что нам удастся это осуществить.
Коррекция образования
Пожалуй, главная проблема, кроме повсеместной нехватки финансирования, которую мы увидели в Батаме, касается образования.
– Проблема, с которой мы столкнулись, можно сказать, внезапно – коррекционное обучение, – рассказала директор школы Елена Лащук. – В последнее время люди в селе стали активно организовывать приемные семьи. У нас таких множество: более 30, а число в них приемных детей – более ста. В некоторых семьях воспитывается от пяти до 10 ребятишек. В школе обучаются 250 учеников, из них 80 – это приемные дети. Домашних ребятишек, которые потеряли родителей и живут с опекунами – бабушками, например, человек семь, остальные – социальные сироты.
Директор пояснила: вся дополнительная работа в школе пока отодвинута на второй план, поскольку преподаватели занимаются проблемами их социализации. Все приемыши из неблагополучных семей, все прошли через детские дома, есть такие, кто уже в третью семью попадают. Большинство – дети-инвалиды, ребята с умственной отсталостью, зачастую тяжелой. В школе остро стоит кадровая проблема: нужны дефектолог, логопед.
– Мы, – объясняет Елена Валерьевна, – столкнулись с тем, что оказались не готовы к такой ситуации. Ведь мы, учителя, привыкли давать знания, а здесь нужно корректировать, социализировать ребенка.
В подобной ситуации школа живет второй год. Сначала, когда детей, нуждающихся в коррекционном обучении, было немного, они учились в обычных классах. После преподаватели были вынуждены организовывать для них отдельные. Ведь иногда в одном классе здоровых детей было меньше, чем с диагнозом УВЗ. Создав отдельные классо-комплекты, школа столкнулась с нехваткой помещений. По нормативам в подобных классах, в зависимости от диагноза детей, должно быть где-то не более пяти человек, где-то – не более 12. Пришлось начать обучение в две смены – что для сельской школы настоящий нонсенс. Выход, как считает директор, в строительстве пристроя. Еще в 90-е был сделан проект, но все заглохло из-за бесконечных экономических кризисов. Теперь преподаватели надеются, что к теме строительства власти все же вернутся, и коррекция образовательного процесса будет более рациональной.