Открыт весенний парламентский сезон

Февральская сессия открыла новый заключительный для депутатов второго созыва парламентский сезон. Повестка дня была очень насыщенной. 39 депутатов, присутствующих на сессии, рассмотрели под председательством спикера ЗС Сергея Брилки почти шесть десятков вопросов, внеся поправки в действующие областные законы и приняв ряд новых.

Ирина Морохоева избрана на новый срок

Согласно требованиям областного законодательства на сессии были произведены назначения на руководящие должности в Контрольно-счетной палате Иркутской области. В первую очередь это касалось избрания председателя КСП, поскольку у Ирины Морохоевой, возглавлявшей счетный орган последние пять лет, истек срок полномочий. У нее, как сообщил председатель контрольной комиссии ЗС Геннадий Нестерович, и на сей раз не было соперников. Ее кандидатура оказалось единственной, внесенной на рассмотрение.

IGM_1610_новый размерА вот на должность зама председателя вместо Константина Янцера была назначена ранее работающая аудитором Юлия Махтина. Одновременно продлены еще на пять лет аудиторские полномочия Ларисы Муляровой.

Поздравив всех троих с назначением, Сергей Брилка пожелал им успехов в работе.

– В вашей работе должны сочетаться бескомпромиссность, принципиальность и справедливость, – отметил он.

Бесплатные обеды для школьников из многодетных семей

Февральская сессия характерна обилием поправок, внесенных в целый ряд социальных законов, защищающих интересы детей. Так, например, вплоть до 31 декабря 2021 года продлен срок действия областного закона о выплате наряду с федеральным материнским капиталом областного капитала в размере 100 тыс. рублей в случае рождения третьего ребенка и последующих детей.

Предложены коррективы и к областному закону «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей». Суть этих поправок сводится к тому, чтобы изменить порядок получения бесплатного питания школьникам из многодетных семей.

В ныне действующем законе существует критерий нуждаемости. По нему в список льготников могут попасть семьи, у которых среднедушевой доход не выше двукратной величины прожиточного минимума. А также если у родителей нет возможности работать.

Практика показала, что многим семьям, особенно проживающим в отдаленных районах, трудно, а порой просто невозможно предоставить необходимый пакет документов, и они остаются за бортом закона.

Как рассказал вице-спикер, председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Андрей Лабыгин, законопроект принят в первом чтении.

В окончательном чтении была принята поправка в областной закон «Об отдельных вопросах осуществления деятельности по опеке и попечительству». Сегодня, как сообщил областной министр социального развития, опеки и попечительства Владимир Родионов, приемным родителям выплачивается ежемесячно на каждого, принятого на воспитание, ребенка, 3125 рублей плюс районный коэффициент. Предлагается увеличить эту сумму на 4% и действия закона распространить на правоотношения, возникающие с 1 января 2018 года.

– Предложенные изменения, – добавил он, – конечно, повлекут дополнительные расходы бюджета. Я считаю, мы можем на это пойти, поскольку нынешняя не очень оптимистическая демографическая ситуация требует неординарных мер по поддержке многодетных семей.

Долг платежом красен

Областное правительство представило на обсуждение дополнительное соглашение, заключенное между Минфином РФ и областным министерством финансов, по реструктуризации выплаты шестимиллиардного бюджетного кредита, полученного ранее из федерального бюджета. Как сообщил первый заместитель областного министра финансов Александр Каневский, погашение рассчитано на семь лет и будет способствовать снижению расходов на обслуживание госдолга.

IGM_1952_новый размерНеобходимость заключения такого соглашения подтвердил и член Совета Федерации от Законодательного Собрания Виталий Шуба. По его словам, сегодня ситуация с госдолгом субъектов РФ очень сложная. Он достиг 3 трлн рублей, что составляет примерно пятую часть от всех доходов федерального бюджета.

– С финансами надо наводить порядок, – сказал Виталий Шуба. – Есть субъекты, у которых долг превышает 100% собственных доходов, а у Республики Мордовия – 170%. Президент внес предложение о необходимости отказаться от предоставления бюджетных кредитов в дальнейшем. При этом провести реструктуризацию уже взятых, дав возможность сэкономить на обслуживание долга. Надо помнить, что с 1 января нынешнего года минимальный размер оплаты труда поднят до 9,4 тыс. рублей, а с мая он, скорее всего, составит уже более 11 тыс. рублей. С учетом районного и северных коэффициентов дополнительная нагрузка на областной бюджет составит 4,5 млрд рублей. Без дотаций из федерального бюджета нам просто не обойтись. А без принятия решения о реструктуризации ожидать финансовую поддержку будет крайне сложно.

Отвечая на вопрос депутата Анатолия Дубаса: будет ли проведена аналогичная реструктуризация в отношении бюджетных кредитов, выданных муниципальным образованиям, Александр Каневский сказал, что в законе об областном бюджете на текущий год уже заложена статья, в которой изложены основные условия проведения такой реструктуризации, а на недавнем заседании регионального совета была рассмотрена программа погашения бюджетных кредитов.

Вице-спикер ЗС, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова напомнила, что реструктуризация бюджетных кредитов для МО проводится по инициативе депутатов. Механизм и условия реструктуризации прорабатывались долгое время, однако сейчас поступают обращения от муниципалитетов, в которых они высказывают опасения о невозможности участия в программе. В связи с этим вице-спикер призвала региональный минфин придерживаться достигнутых договоренностей в отношении условий реструктуризации и рассмотрения заявок.

Ликвидировать диспропорции в межбюджетных отношениях

Депутаты заслушали и утвердили отчеты о деятельности в 2017 году областной Контрольно-счетной палаты, о работе члена Совета Федерации от Законодательного Собрания Виталия Шубы и ряда собственных комитетов.

Председатель КСП Ирина Морохоева с удовлетворением отметила, что в прошлом году снизился объем выявленных нарушений, которые влияют на потери областного бюджета либо несут определенные риски. Сократилось число таких нарушений, как не взыскание штрафных санкций за невыполненные работы по государственным контрактам и нецелевое использование бюджетных средств.

Она обратила внимание на одно существенное обстоятельство: федерация, передавая часть полномочий на областной уровень: по лесным отношениям, по образованию, по охране и использованию животного мира, только на 70% финансирует их исполнение:

– А 30% приходится вкладывать областному бюджету, что примерно составляет 550 млн рублей. Эти деньги могли быть перераспределены на другие нужды. Хотелось, чтобы правительство подходило более требовательно к исполнению федеральных полномочий.

Этой же темы коснулся в своем отчете и Виталий Шуба, являющийся заместителем председателя комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации. По его мнению, в последнее время не все обстоит благополучно в сфере бюджетных отношений.

– Нами создана комиссия, которая должна дать оценку нормативным актам правительства и федеральных ведомств, приведшим к дополнительным расходам бюджетов субъектов Российской Федерации. Я уже обратился и к депутатам Заксобрания, и к губернатору, чтобы они представили свои предложения для ликвидации диспропорций в межбюджетных отношениях.

Депутатские запросы 

На сессии было рассмотрено несколько депутатских запросов. Один из них касался ситуации, сложившейся в ОГУЭП «Облкоммунэнерго». Авторы запроса к губернатору области Сергею Левченко депутаты: Олег Кузнецов, Дмитрий Ершов и Георгий Любенков еще в 2016 году обратили внимание на большую изношенность электрических сетей в регионе, что приводит к частым отключениям электроэнергии. В Усолье-Сибирском эти отключения стали системными, вызывая большие нарекания горожан. Нехватку электроэнергии ощущают жители поселка Янталь Усть-Кутского района, поселка Листвянка и города Тулуна.

Как сообщил областной министр жилищной политики, энергетики и транспорта Артур Сулейменов, областное правительство, принимая во внимание дефицит собственных средств предприятия, оказывает ему всемерную поддержку. Начиная с 2016 года была произведена закупка широкой номенклатуры электротехнического оборудования, а на приобретение кабельной продукции, деревянных и бетонных опор уже в этом году выделено из областного бюджета более 12 млн рублей.

По словам министра, одна из главных задач, стоящих перед предприятием, – снижение сверхнормативных потерь электроэнергии. С этой целью в прошлом году из областного бюджета было направлено 34 млн рублей на приобретение приборов учета для установки в очагах формирования наибольших потерь, еще 21 млн рублей выделяется в этом году. Но даже этих ассигнований недостаточно. Чтобы перекрыть все источники потерь, требуется не менее 1,5 млрд рублей.

Как считает председатель областного правительства Руслан Болотов, «Облкоммунэнерго» заведомо попало в сложную ситуацию, приняв на баланс бесхозные или ветхие муниципальные электрические сети. Выходу из этой ситуации способствует комплекс мероприятий, реализуемых правительством. Во-первых, разработан регламент взаимодействия между сетевой компанией и «Облкоммунэнерго», позволяющий выявить проблемные точки, во-вторых, установлены приборы учета во всех многоквартирных домах и, в-третьих, удалось сократить вдвое полуторамиллиардный долг предприятия. Закрыт и банковский кредит, который брался для выплаты зарплаты работникам «Облкоммунэнерго».

Депутат Илья Сумароков предложил передать часть ответственности за снабжение электроэнергией администрациям муниципальных образований. С ним согласился и Артур Сулейменов.

Как рассказала председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко, этот вопрос рассматривался на комитете, но ясного ответа они не получили. Она предложила оставить депутатский запрос на контроле.

На сессии также рассмотрели информацию по депутатскому запросу «О комплексном подходе к решению задач по обеспечению пожарной безопасности отдельных населенных пунктов Иркутской области». Напомним, в запросе, принятом в декабре прошлого года, депутаты выразили обеспокоенность тем, что предпринимаемые правительством и муниципалитетами региона меры не решают проблемы защиты от огня отдаленных населенных пунктов.

По словам спикера Законодательного Собрания Сергея Брилки, необходимость рассмотрения информации обусловлена тем, что с апреля начинается пожароопасный период. Необходимо решить, какие меры следует принять, чтобы не повторилась ситуация прошлого года, когда огнем были уничтожены несколько поселков в Иркутской области, и учесть их в том числе при корректировке областного бюджета.

Как отмечается в депутатском запросе, сегодня требуется проведение комплексного анализа мероприятий государственных программ, разработка плана мероприятий по развитию противопожарной защищенности с определением источников финансирования. Пожары, произошедшие в 2017 году в поселке Бубновка Киренского района, деревне Пойма Тайшетского района, показали, что имеются значительные проблемы в обеспечении пожарной безопасности в отдаленных населенных пунктах Приангарья. Недостаточное финансовое и материально-техническое обеспечение отмечалось на протяжении всего периода деятельности противопожарной службы Иркутской области. В ряде муниципальных образований пожарная техника имеет износ до 100%, также отмечается крайне низкая техническая оснащенность подразделений добровольной пожарной охраны, а именно она сегодня является наиболее распространенным видом пожарной охраны в сельских населенных пунктах.

– До того как в прошлом году из-за природного пожара сгорели 35 домов в деревне Пойма Тайшетского района, вопросы необходимости обеспечения пожарной безопасности поднимались муниципальным образованием неоднократно, – заметила Наталья Дикусарова. – Сегодня у муниципальной власти нет полномочий ни на покупку техники и пожарных машин, ни на то, чтобы направить на это средства «Народных инициатив». Все, что они могут себе позволить, это покупка одежды для пожарных добровольных дружин. Необходимо посчитать, сколько техники нужно, сколько пожарных частей необходимо создать, и планомерно выделять средства на это, решить проблему в течение четырех-пяти лет. Иначе каждый год мы будем выделять средства на переселение жителей десятков деревень.

По мнению председателя комиссии по контрольной деятельности областного парламента Геннадия Нестеровича, решение нужно искать совместно с федеральными органами, депутат предложил обсудить вопрос с руководством ГУ МЧС по Иркутской области. В свою очередь, председатель комиссии по Регламенту Эдуард Дикунов отметил необходимость создания межведомственной рабочей группы для рассмотрения ситуации. Эти предложения были поддержаны коллегами. Парламентарии приняли решение оставить депутатский запрос на контроле.

 

ГРАФИК приема граждан депутатами Законодательного Собрания Иркутской области  на март 2018 года

 

п/п

Фамилия, имя,

отчество

Наименование комитета Дата

приема

Номер

телефона

Время

приема

1. Брилка Сергей

Фатеевич

председатель

Законодательного Собрания

нет приема
2. Алексеев

Борис Григорьевич

председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении 19.03.2018 25-61-18 15.00–17.00
3. Дикусарова Наталья

Игоревна

заместитель председателя, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству нет приема
4. Синцова Ирина

Александровна

председатель комитета по социально-культурному законодательству 22.03.2018 25-60-19 16.00–18.00
5. Лабыгин

Андрей Николаевич

заместитель председателя, председатель комитета по здравоохранению и социальной защите 27.03.2018 25-60-09 15.00–18.00
6. Носенко Ольга

Николаевна

председатель комитета по собственности и экономической политике 15.03.2018 25-64-91 16.00–18.00
7. Алдаров

Кузьма Романович

заместитель председателя, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве 15.03.2018 25-62-33 16.00–18.00
8. Дикунов Эдуард

Евгеньевич

председатель комиссии по Регламенту, депутатской этике, инф. политике и связям с общественными объединениями 05.03.2018 25-60-18 16.00–18.00
9. Нестерович Геннадий

Николаевич

председатель комиссии по контрольной деятельности 13.03.2018 25-60-18 15.00–17.00