27.02.2018 13:35
Рубрики
Общество
27.02.2018 13:35

Сергей Шеверда: У пожарных-добровольцев много работы

Какую роль могут оказать в борьбе с лесными пожарами новые дружины и отряды добровольцев? Как планируют восстанавливать тайгу на поврежденных огнем почвах? Ответы на эти и другие вопросы корреспонденту «Областной» дал министр лесного комплекса Иркутской области Сергей Шеверда.

IMG_7686– Сергей Васильевич, начнем с оперативной сводки. Казалось бы, еще зима, не время для природных пожаров. Но вот из соседней Бурятии приходят сообщения о горящих торфяниках. Да и у нас ведь может через пару месяцев уже начаться пожароопасный сезон?

– Каждый раз он начинается в разное время. Но последние два года это был апрель. В ключе вашего вопроса напомню, как весной 2016 года в Качугском районе в нескольких местах возникли пожары. Мы думали сначала, что это от весенних палов травы. Но оказалось, что там успешно под снегом перезимовали торфяные пожары и потом стали распространяться. Учитывая тот горький опыт, зимой 2017 года мы провели мероприятия по ликвидации торфяных пожаров в Качугском лесничестве. Было два выезда туда, закопали более 20 крупных очагов. Ни один из них не проявил себя весной, а впоследствии возгорания возникали там уже во время активного пожароопасного сезона. И сейчас издано распоряжение, в Качугский район уже выехали специалисты обследовать территорию лесничества на предмет обнаружения и оперативного тушения горящих торфяников.

– Вы и далее будете актуализировать такие же проблемные районы, как Качугский, или примените комплексный подход в подготовке к пожароопасному периоду в лесах?

– Подход, конечно, у нас комплексный. Первыми возникают пожары на юге Прибайкалья, поэтому сначала мы усиливаемся в южных районах, стягиваем сюда технику, а потом будем перемещать ее на север. Весенние пожары сами по себе быстрые – горит сухая трава, а по ней распространение огня идет моментально.

Что касается отдельных территорий, то, например, в Зиме, где в прошлом году была непростая ситуация, мы усиливаем пожарно-химическую станцию (ПХС) 2-го типа за счет средств лесхоза. Туда мы покупаем малопатрульный комплекс, два трактора МТЗ-82 с плугами.

Кроме того, региональный бюджет выделил 75 млн рублей на приобретение ПХС 3-го типа в Казачинско-Ленском районе. Это будет уже 11-я аналогичная станция в Иркутской области.

pozhary62Также мы увеличим кратность авиапатрулирования на начало сезона по сравнению с 2017 годом практически на 40%. На это выделены средства федерального и областного бюджетов.

– Сейчас усиливаются и добровольные противопожарные формирования. На днях в Зиминском и Усольском районах на базе лесхозов в содействии с вашим министерством открыло два мобильных противопожарных отряда общественное учреждение «Добровольная пожарная охрана Иркутской области». В рамках проекта «Таежная застава» с привлечением финансирования Фонда президентских грантов для новых подразделений закуплено оборудование, предусмотрены и другие мероприятия по страхованию, обучению бойцов-добровольцев. Как вы оцениваете эту работу?

– Положительно. Привлечение добровольцев к тушению лесных пожаров еще два года назад являлось большой проблемой. Не было механизма. Ведь необходимо, чтобы люди были обучены, привиты, чтобы у них было соответствующее обмундирование. С ДПО у нас на сегодня этот механизм выработан. Мы открываем добровольные пожарные команды, дружины, отряды. Их бойцы соответствуют необходимым требованиям, они застрахованы и экипированы.

Пожарно-техническое вооружение ранее передано в поселки Центральный Хазан и Масляногорск Зиминского района, где созданы пожарно-спасательные посты для защиты населенных пунктов. В этом году дополнительно Центральному Хазану поставлены мотопомпы, боевая одежда, специализированная обувь, каски, краги, пожарные рукава, ранцевые огнетушители, шанцевый инструмент.

Планируется открытие добровольной пожарной команды в Быстринском муниципальном образовании Слюдянского района. Она будет укомплектована пожарным автомобилем и всем необходимым оборудованием. Аналогичная команда в этом прибайкальском районе начнет работать и в Новоснежинском МО.

В совместных планах с ДПО в приоритетах было и создание двух отрядов в уже упомянутом Качугском районе. Хотя там требуется еще больше добровольных пожарных формирований открыть. Мы сейчас работаем в этом направлении. Например, в селе Заречное будут заключены договоры с лесхозом по привлечению сил и средств во время пожароопасного сезона, чтобы добровольные пожарные дружины не только защищали от огня населенный пункт, но и проводили профилактику и тушили пожары в лесах. Для этого с бойцами пройдут дополнительные занятия.

IMG_5450Дополнительные мобильные отряды для борьбы с лесными пожарами планируется сформировать в Тайшетском, Нижнеудинском, Черемховском районах.

Но есть еще пласт работ, который нельзя выполнить силами министерства лесного комплекса, зато ее могут сделать эти формирования. Речь идет о тушении пожаров, которые угрожают лесному фонду. Мы ведь не можем применять свои силы на землях иных категорий, поскольку это будет нецелевое использование средств. А данные пожарные команды смогут спокойно выполнять эту работу и не допускать перехода пожаров в леса.

– Ранее не раз говорилось, что порой поджигают леса те, кому выгодно получить их потом в санрубку. Как пожарные добровольцы влияют на эту ситуацию?

– Те же мобильные противопожарные отряды сформированы с помощью лесодобывающих предприятий, которым, наоборот, выгодно сохранять свою производственную сырьевую базу. Как показала практика работы первых таких формирований, добровольцы не просто оперативно реагируют на возгорания в лесах, но и выявляют поджоги. В итоге там, где действуют отряды, площадь пожаров снижается. Да и не каждый лесной пожар обязательно приводит к санитарным рубкам.

К слову, сейчас принимаются дополнительные меры для защиты лесов. С 1 марта в Прибайкалье будет действовать единый лесхоз на всю Иркутскую область. Его управление находится в Иркутске. Здесь будет проводиться вся реализация древесины, доведение государственного задания и приемка выполненных работ. Соответственно, уйдет механизм договорных отношений на местах. Это важные антикоррупционные мероприятия, которые должны помочь в наведении большего порядка в лесах.

– Весенние пожары чаще всего происходят по вине поджигателей сухой травы. Напомните о новеллах законодательства, которые призваны ограничить эти палы.

– С прошлого года каждый собственник земель, прилегающих к лесному фонду, должен создать десятиметровую полосу, очищенную от горючего материала. Это нужно, чтобы не было угрозы перехода пожаров на леса. Сухую растительность нельзя жечь, ее необходимо скашивать, либо вокруг поля делать минерализованную полосу.

Второй год в Иркутской области проводятся профилактические мероприятия против сжигания сухой травы весной.

– Какие надежды в плане профилактики тех же весенних пожаров возлагаете на студенческие и детские добровольные пожарные формирования и дружины, которые вы создаете сейчас совместно с ОУ ДПО?

– Эта работа – в основе всего. Когда дети получают знания об экологии, о целостности природы, о колоссальном вреде пожаров, то подрастая, они уже совсем по-другому ведут себя в лесу. Они не будут его поджигать, не будут мусорить. У них формируется бережное отношение к окружающей среде, и это не пустые слова. В свое время в школах были экологические кружки, и это давало свои хорошие результаты. Потом данный компонент образования был несколько упущен. Поэтому, создавая те же дружины юных пожарных-экологов, по сути, мы продолжаем те традиции.

– Не могу не спросить о лесовосстановлении, в котором уже сейчас активно задействуется добровольчество. Сколько в регионе планируется восстановить лесов?

– В прошлом году было восстановлено 110 тыс. гектаров леса, и на этот год мы ставим себе такую же планку. Также не отказываемся от идеи дражирования семян сосны и кедра, когда их обволакивают специальной питательной смесью с микроэлементами и препаратами от вредителей. Мы нашли компанию в Иркутске, которая выполняет эту работу. В Мегетском лесном питомнике продолжится эксперимент, в результате мы надеемся добиться того, чтобы семена деревьев прорастали в сильнозадерненной почве. Если мы этого добьемся, то сможем засеивать далекие территории, пострадавшие от пожаров. Лес на таких местах сам себя восстановить не может, поэтому появляются огромные «проплешины» в тайге.

– Каков прогноз в плане лесных пожаров?

– Официальный прогноз пожарной опасности в лесах предоставляет федеральная авиалесоохрана. В первые месяцы сезона в некоторых районах области будет высокая пожароопасная напряженность. Но снега по всей Иркутской области много. Мы при тушении лесных пожаров летом, надеясь найти опорные точки и остановить пожары, к сожалению, порой их не находим. Это происходит потому, что за последние пять лет маловодья пересохли многие ручьи, болота, речки. Мы надеемся, что снежный покров в этом году позволит наполнить водоемы.