Всевидящее око Контрольно-счетной палаты
Результаты двух проверок областной Контрольно-счетной палаты были представлены на рассмотрение комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания под председательством Геннадия Нестеровича.
Внимание к зарплате
В ходе одной из проверок аудиторы проанализировали эффективность реализации областной государственной программы «Труд и занятость» на 2014–2020 годы. Ее цель – снижение уровня производственного травматизма, сбалансирование спроса и предложения на рынке труда и подъем заработной платы работников бюджетной сферы до среднего уровня в экономике.
Как сообщила председатель КСП Ирина Морохоева, ресурсное обеспечение программы в прошлом году сократилось примерно на 9% к уровню 2014 года. В основном это произошло из-за снижения поступлений из федерального бюджета. Несмотря на это, все последние четыре года действия программы она была освоена практически на 100%.
Аудиторы отмечают снижение эффективности реализации госпрограммы. Если в 2014 году она достигала более 208%, то два года спустя упала до 86%, что отодвинуло ее на 12-е место из 17 областных программ. К тому же частые корректировки программы не дают возможности увязать отдельные целевые показатели с объемами ресурсного обеспечения. Из пяти целевых показателей пока достигнуты только четыре. Положительная динамика наблюдается по сокращению уровня безработицы и травматизма на предприятиях.
В этом году КСП по обращению Законодательного Собрания будет проводить проверку обоснованности определения нормативов по оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих.
– Эти нормативы имеют большой разброс, и нередко объем заработной платы сотрудников администрации превышает уровень доходов местных бюджетов. И недостаток платежных средств приходится возмещать областному бюджету, – сказала Ирина Морохоева.
Она напомнила, что решением Конституционного суда РФ еще в декабре прошлого года на минимальный размер оплаты труда начисляется как районный коэффициент, так и северные надбавки. Между тем точная прогнозная оценка дополнительных расходов бюджета, которую должно предоставить министерство труда и занятости, пока отсутствует.
Депутат Тимур Сагдеев заметил, что тема заработной платы постоянно возникает при его встречах с избирателями. Согласно статистическим данным, размер средней зарплаты по Иркутской области составляет более 43 тыс. рублей, но для большинства граждан это недосягаемая сумма. Соответствует ли она реальному положению дел, спросил депутат, и насколько она соотносится с уровнем зарплаты в соседних регионах.
Поскольку у работников министерства не было точных ответов на поставленные вопросы, члены комиссии попросили их представить информацию о положении дел в регионе в разрезе других субъектов России, а также установили срок – 1 апреля – для устранения нарушений, выявленных КСП.
Избыточные функции министерства
КСП провела финансовый аудит использования средств областного бюджета, выделенных министерству имущественных отношений Иркутской области на содержание аппарата управления в 2016–2017 годах.
Проверкой установлено, что начиная с 2009 года, когда агентство имущественных отношений было переименовано в министерство, количество возложенных на него задач увеличилось с восьми до 12, а количество функций возросло с 60 до 99. Из них 38 функций относятся к сфере гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности. Для исполнения этих дополнительных полномочий пришлось создать специальное управление, укомплектовав его штатными единицами, которые выделялись министерству для ведения работы в земельной сфере.
По мнению аудиторов, наделение министерства несвойственными им функциями по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, содержание аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», отвлекают работников министерства от исполнения их главной задачи – управлению областной государственной собственностью. Было бы целесообразно передать все эти функции самостоятельному государственному органу.
Члены комитета согласились с доводами членов комиссии и приняли решение направить соответствующее письмо губернатору области, а также обязали министерство имущественных отношений устранить до 1 апреля все нарушения, выявленные в ходе проверки.
В числе этих нарушений: неэффективное использование бюджетных средств, поскольку расходы на обеспечение деятельности министерства были завышены в 2016 году на 2,8 млн рублей, а за девять месяцев 2017 года – уже на 3,8 млн рублей. Не служит экономии бюджетных средств и возмещение судебных расходов. Из-за неправомерных действий министерства было выплачено истцам в 2016 году 1,5 млн рублей, а в 2017-м – почти 12 тыс. рублей.
Также аудитор озвучила и ряд нарушений, допущенных при реализации федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».