Александр Проценко: От жилнадзора зависит не только качество услуг ЖКХ, но и безопасность граждан
В 2017 году государственная жилищная инспекция (ГЖИ) Иркутской области в два раза улучшила показатели работы, опередив более 60 регионов. Таковы результаты рейтинга министерства строительства и ЖКХ РФ. Об этом в интервью газете «Областная» рассказал руководитель жилищной инспекции Александр Проценко.
– Александр Юрьевич, какие функции выполняет служба жилищного надзора в Иркутской области?
– Главной нашей задачей является контроль над обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг. На ГЖИ возложены обязанности следить за соблюдением требований законодательства всеми участниками жилищных отношений, выявлять и предупреждать нарушения при использовании и содержании жилого фонда, принимать необходимые меры для наказания виновных. Кроме того, мы осуществляем контроль над формированием и использованием средств фонда капитального ремонта, выполнением требований законодательства об энергосбережении и энергоэффективности.
– Как строятся взаимоотношения жилищного надзора с управляющими компаниями?
– В наши полномочия входит лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Мы очень строго подходим к оценке готовности управляющих компаний выполнять эти функции. В 2017 году работниками службы было проведено восемь заседаний лицензионной комиссии, выдано 33 лицензии, 32 организациям мы отказали в получении такого права. В том числе ГЖИ осуществляет лицензионный контроль над деятельностью управляющих компаний. Они обязаны соблюдать все установленные правила содержания жилого фонда, располагать штатом квалифицированных работников, соответствовать другим требованиям законодательства. Поблажек в этом вопросе быть не может, от принципиальной позиции жилищного надзора зависит не только качество услуг ЖКХ, но и безопасность граждан.
– С какими вопросами обращаются в службу госжилнадзора владельцы жилья?
– Мы работаем по всему спектру проблем, которые возникают у граждан в процессе эксплуатации жилого фонда. Немало претензий вызывает ненадлежащее содержание многоквартирных домов. Замусоренная территория дворовых площадок, неисправная вентиляция, плохое освещение, грязь в подъездах – с этими проблемами следует обращаться в управляющие компании, но мы не имеем права оставить без внимания ни одно обращение граждан. Другое дело, что инспекторы вмешиваются в ситуацию только при обнаружении нарушений жилищного законодательства. В этом случае назначается проверка, а по ее результатам принимаются меры.
– А что служит основными критериями эффективности работы ведомства?
– Мне предложили возглавить службу жилищного надзора в апреле 2017 года, когда ГЖИ Иркутской области занимала последнюю строчку в рейтинге министерства строительства и ЖКХ России. Основной причиной такой оценки послужило огромное количество жалоб на работу управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, поступающих в жилищный надзор и остающихся без своевременного рассмотрения. Последующий период стал переломным в работе службы. В 2017 году было проведено 1545 выездных и 1329 документарных проверок, в ходе которых было обследовано 2707 домов и выявлено 4360 нарушений жилищного законодательства. Уже в ходе проверок 1113 предписаний жилищного надзора были исполнены. Другим результатом, обеспечившим эффективность работы, стали обоснованность и правомерность решений инспекторов надзорного ведомства. В прошлом году в судах было рассмотрено 96 заявлений об оспаривании результатов проверок, из них только пять не были подтверждены судом в качестве правомерных решений. Надо отметить, что, как правило, управляющие организации стараются не доводить дело до суда и выполняют все предписания жилнадзора.
– Судя по объему выполненной работы, специалисты вашего ведомства подвержены очень большой нагрузке.
– Совершенно верно. В 2017 году в ГЖИ зарегистрировано 12,9 тыс. обращений граждан. Для рассмотрения каждого заявления установлены сроки, в которые инспекторам жилнадзора надо уложиться, а также предусмотрены определенные меры реагирования. В службе непосредственно работают около 80 специалистов, и нагрузка на каждого составляет от 100 до 200 заявлений в месяц. Тем не менее своевременное и полное рассмотрение жалоб – главное требование к нашей работе. В последнее время мы уделяем этому самое пристальное внимание. Поступающие жалобы тщательно анализируются, распределяются между всеми инспекторами. И все же увеличение штатной численности ГЖИ остается нашей насущной потребностью, оно позволит больше уделить внимания не менее важным сторонам деятельности – профилактике нарушений, работе по повышению квалификации специалистов, изучению постоянных изменений в жилищном законодательстве.
– Какое место в работе службы занимает контроль над соблюдением требований энергосбережения и энергоэффективности жилья?
– Это одно из важнейших направлений нашей работы. У каждого дома должен быть паспорт энергоэффективности, без которого жилье не может быть принято в эксплуатацию. Очень важно, чтобы и в дальнейшем собственники жилья принимали все предусмотренные законодательством меры по бережному расходованию ресурсов. Мы контролируем соблюдение правил, требующих не допускать утечек тепла, обеспечить надежную работу приборов учета расходования электрической и тепловой энергии. Последнее требование играет важнейшую роль при переходе на способ оплаты за тепло по фактическому его использованию. Только исправный прибор учета предоставляет владельцам жилья или уполномоченным лицам возможность проверить правильность начислений. А это является лучшей гарантией от возможных злоупотреблений со стороны управляющих компаний.
– По-видимому, это обстоятельство имеет особое значение в связи с переходом на новую систему оплаты за отопление?
– С сентября прошлого года население некоторых муниципалитетов области перешло на оплату за отопление по фактическим показаниям приборов учета расхода тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах. Теперь гражданам не надо оплачивать услугу в летние месяцы, когда она не предоставляется, а следует вносить деньги только в период отопительного сезона. Главное преимущество нового способа оплаты в том, что он делает расчеты с управляющими компании более понятными и прозрачными. Кроме того, мы проводим мониторинг правильности начисления платы за тепло по новым правилам. Важно отметить: опасения, что «коммунальная реформа» вызовет недовольство граждан, не оправдались. Во всяком случае, в ГЖИ жалоб на непосильное для семейного бюджета увеличение расходов не поступало.
– Как областная служба жилищного надзора взаимодействует с органами местного самоуправления?
– Она необходима для обеспечения прав и защиты законных интересов граждан, проживающих в домах муниципальной собственности. Занимаются этим органы муниципального жилищного надзора, но для эффективной работы им не хватает квалифицированных специалистов, есть многочисленные недостатки в организации текущей деятельности. Наша служба проводит регулярные проверки, по результатам которых в 2017 году выдано 41 предписание об устранении серьезных нарушений в содержании муниципального жилого фонда. Мы видим свою задачу в оказании помощи муниципалитетам по всем направлениям деятельности жилищного надзора. С органами местного самоуправления Ангарска и Усолья-Сибирского уже заключены соглашения о сотрудничестве. Они предусматривают проведение совместных проверок, юридических консультаций, квалифицированный анализ отчетов о проделанной работе. В то же время и от местных властей требуется больше заботы о повышении эффективности инспекционной работы на муниципальном уровне.
– А какую роль играет служба жилнадзора в реализации программы капремонта многоквартирных домов?
– В наши обязанности входит контроль над формированием, обеспечением сохранности и целевым расходованием средств, предназначенных для проведения капитального ремонта. Это касается фонда, находящегося в распоряжении регионального оператора, а также специальных счетов, на которых содержатся средства для проведения ремонта товариществ собственников жилья (ТСЖ). Проверки, проведенные в 2017 году, свидетельствуют, что многие члены ТСЖ пренебрегают обязанностью своевременно и в полной мере делать взносы на капитальный ремонт. Такая недальновидная позиция впоследствии может привести к многочисленным проблемам со своевременным и качественным проведением работ. У нас установились тесные отношения с региональным общественным центром «ЖКХ-контроль» и другими организациями, которые следят за реализацией программы капитального ремонта. Совместными усилиями мы проводим проверки, устанавливаем факты некачественного выполнения работ, помогаем правильно оформить документы и добиться результата.
– Взаимодействие жилищного надзора с общественными организациями ограничивается только проблемами капитального ремонта?
– Конечно, нет. Современный потребитель жилищно-коммунальных услуг становится взыскательнее и требовательнее. Поэтому мы поддерживаем усилия общественности, направленные на обнаружение любых недостатков в работе предприятий ЖКХ, рассматриваем общественную деятельность как инструмент улучшения работы отрасли в целом. В течение прошедшего года мы провели более 50 публичных общественных мероприятий. Состоялись встречи с активистами Общероссийского народного фронта, которые участвуют в реализации проекта «Управдом», наши специалисты побывали в Усть-Куте, Тайшете, Зиме и других городах, где выступали перед гражданами, разъясняли положения Жилищного кодекса, изучали предложения граждан. Большое значение имеют меры, направленные на информирование жителей области об их правах и обязанностях в сфере ЖКХ. В 2017 году на личных приемах руководителя государственного жилищного надзора, заместителей и начальников отделов побывали 663 человека. Открытость и доступность службы жилищного надзора остается эффективным средством борьбы с нарушениями в этой сфере.
– Как будет строиться работа надзорного ведомства в дальнейшем?
– В 2017 году работу регионального госжилнадзора начал курировать заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Дмитрий Чернышов. Мы обратились к региональному правительству с предложением о создании единого расчетно-кассового центра, услугами которого будут пользоваться все жители Иркутской области. Это позволит навести порядок с начислением платы за коммунальные услуги, снизит количество жалоб со стороны потребителей услуг управляющих компаний. Для повышения оперативности рассмотрения обращений граждан необходимо обеспечить доступ сотрудников нашего ведомства к информации, которая содержится в приборах учета расходования тепловой энергии для ее перепроверки и контроля. Важным направлением остается профилактика нарушений требований жилищного законодательства со стороны управляющих компаний, органов местной власти.
Сейчас мы заняты формированием общественного совета при ГЖИ Иркутской области. Такой совещательный орган необходим для выработки рекомендаций по дальнейшему повышению эффективности работы надзорного ведомства, проведения консультативной и разъяснительной работы, получения обратной связи от населения.
комментарий
Дмитрий Чернышов, замгубернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области:
– Министерство строительства и ЖКХ РФ опубликовало итоги рейтинга 85 региональных государственных жилищных инспекций России за 2017 год: с 40-го места в рейтинге министерства по итогам 2016 года государственная жилищная инспекция Иркутской области поднялась на 22-е место по итогам 2017 года. Это значимое достижение. Но результаты, достигнутые службой жилищного надзора Приангарья по итогам 2017 года, не предел. Уверен, что наша стратегическая задача состоит в том, чтобы люди привыкли – работники государственного жилищного надзора Иркутской области внимательно следят за их обращениями в службу, стоят на стороне закона и права, всегда придут на помощь и определенно добьются справедливости.
Справка
Александр Юрьевич Проценко – выпускник Харьковской высшей школы МВД по специальности «правоведение». Служил в органах внутренних дел Иркутской области, работал консультантом-экспертом Контрольно-счетной палаты Иркутской области. Возглавлял ОАО «Иркутское региональное жилищное агентство», работал заместителем министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области. Имеет большой опыт аудиторской и контрольно-финансовой деятельности в государственных и коммерческих структурах.