06.03.2018 16:35
Рубрики
Парламент
06.03.2018 16:35

Автотрассы уходят на север

Темой правительственного часа, включенного в повестку февральской сессии Законодательного Собрания, стало развитие областного дорожного хозяйства и сети искусственных сооружений.

В прошлом году, как сообщила министр строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Светлана Свиркина, при софинансировании федерального бюджета завершено строительство автодороги Тайшет – Чуна – Братск. Она обеспечивает круглогодичную автотранспортную связь с северными территориями, сокращая на 250 км проезд с европейской территории России на север области и в Республику Саха-Якутия. А с вводом 8,5 км дорожного полотна первой категории завершена реконструкция дороги Иркутск – Листвянка до 21-го км. В текущем году она будет продолжена до 29-го км, что обеспечит безопасность дорожного движения по пути на Байкал.

С 2016 года осуществляется реконструкция автодорог Токсимо – Бодайбо и Иркутск – Большое Голоустное. В текущем году обновлению подлежит почти 40 км дорожного покрытия. Продолжается реконструкция и автодороги Киренск – Казачинское, жизненно необходимой для сообщения двух северных территорий. В целях обеспечения круглогодичного проезда по дороге регионального значения Жигалово – Казачинское, уже в будущем году начнется строительство мостового перехода через реку Лену возле села Тутура. Сейчас местное население пользуется зимой ледовой переправой, летом – понтонной. Строительство моста невозможно без федеральной помощи, поэтому в федеральное дорожное агентство направлено предложение о выделении бюджетных ассигнований.

Важным направлением, по словам министра, является строительство сельских дорог. Сегодня 264 поселения не имеют круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием. В 53 из них проживает более 100 человек. Благодаря федеральной программе развития сельского хозяйства в прошлом году было проложено пять километров автодорог в Боханском районе к трем поселениям. В этом году запланировано построить еще 16 км в Осинском и Баяндаевском районах.

Согласно поручению президента РФ, объем строительства дорог за десятилетие (2013–2022) должен быть удвоен по сравнению с периодом 2003–2012 годов. Это значит, что в Иркутской области за это время должно быть построено 560 км дорог.

– Данный объем работ при сегодняшнем уровне финансирования, – заявила Светлана Свиркина, – будет выполнен не ранее 2025 года. Сегодня стоит задача по увеличению объема областного дорожного фонда Иркутской области, а также по привлечению большего объема средств из федерального бюджета.

Сейчас в регионе с помощью федеральных средств реализуется только проект «Безопасные и качественные дороги». В него включены всего три муниципальных образования: Иркутск, Ангарск и Шелехов. На приведение в порядок своей дорожной сети они получили из федеральной казны в 2017 году более 600 млн рублей, в этом году сумма увеличена до 730 млн рублей.

Министр отметила снижение размеров доходов, формирующих областной дорожный фонд. Если в 2016 году он составил почти 12 млрд рублей, а год спустя чуть более 11 млрд, то в нынешнем году он пока равен 7,8 млрд рублей. Снижение обусловлено уменьшением нормативов отчислений в бюджеты субъектов РФ доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты со 100% до 57,4%.

Депутат Илья Сумароков уже не в первый раз поинтересовался судьбой объездной дороги в Усолье-Сибирское, начало строительства которой откладывается из года в год:

– Федеральная трасса, проходящая через город, самая опасная. Только за два месяца этого года произошел ряд аварий с человеческими жертвами. Еще два года назад обещали приступить к строительству объездной дороги, но дальше разговоров, как я вижу, дело не идет.

Разъяснение внес Сергей Брилка: дорога уже спроектирована, и планируется приступить к ее строительству в будущем году. Он в свою очередь задал вопрос министру о ходе ремонта дороги Братск – Усть-Илимск, на котором в свое время настаивали депутаты. По словам Светланы Свиркиной, ремонт начат как со стороны Братска, так и со стороны Усть-Илимска, и будет продолжен в этом году.

Вице-спикер ЗС Наталья Дикусарова обратила внимание министра на неудовлетворительное состояние стокилометрового участка автодороги между Чуной и Тайшетом. По ее словам, придет весна, и посыплются жалобы, потому что из пяти мостов на трассе только один сделан как следует, остальные нуждаются в ремонте. А депутат Александр Балабанов попросил министерство подумать о том, как облегчить жизнь жителей Усть-Удинского района, которым приходится по пути в Жигалово пользоваться вместо моста паромной переправой.

Депутат Андрей Микуляк напомнил, что еще пять лет назад мост в Усть-Куте через Лену был разрушен ледоходом, и теперь жители пользуются единственным оставшимся, который со временем пришел в аварийное состояние и нуждается или в капремонте, или замене.

Как объяснила министр, стоимость нового моста, учитывая полноводность реки, по предварительным оценкам, составит примерно 700 млн рублей. Поскольку он является муниципальной собственностью, то по условиям программы субсидия на его строительство из областного бюджета не может превышать 400 млн рублей.

– У нас на субсидии подобного рода предусмотрено 2 млрд рублей, и отдать треть этой суммы одному муниципалитету мы не можем себе позволить. Мы понимаем, что для Усть-Кута вложить 300 млн собственных средств тоже тяжело. Поэтому рекомендовано разбить строительство на несколько этапов.

Сергей Брилка заметил, что необходимо рассмотреть разные проекты и варианты строительства моста в Усть-Куте. По его мнению, 700 млн – завышенная стоимость. Аналогичный мост в Зиме обошелся в десять раз дешевле.

– А с мостом нельзя тянуть. Если рухнет нынешний, то треть жителей Усть-Кута останется отрезанной от основной части города. Мы будем держать этот вопрос на депутатском контроле.

Вопрос депутата Алексея Козюры касался строительства пешеходного перехода через железнодорожные пути на станции Половина Черемховского района. Его интересовало: ведется ли проектирование данного объекта. Как выяснилось, проектирование заканчивается и в скором времени будет передано на экспертизу. Если проект будет одобрен, будут выделены деньги на строительство.

Как отметила председатель комитета по собственности и экономической политике областного парламента Ольга Носенко, проблемы развития дорожного хозяйства в постоянном поле зрения депутатского корпуса. В частности, на контроле находятся два депутатских запроса, касающихся строительства пешеходных железнодорожных переходов и строительства мостов. Они подтолкнули к принятию соответствующих областных подпрограмм и выделению необходимого финансирования.

По итогам обсуждения депутаты приняли развернутое постановление. В нем они рекомендовали областному правительству обеспечить эффективное использование бюджетных средств, а также принять меры по увеличению доходов муниципальных дорожных фондов.

Высказано было и пожелание депутатам Госдумы от Иркутской области проработать вопрос внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ в части увеличения норматива от акцизов на автомобильное топливо, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов, а также оказать содействие в получении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на строительство, реконструкцию автомобильных дорог регионального значения.