Медицинская помощь пожилым
На своем февральском заседании члены Общественного совета при Законодательном Собрании под председательством спикера Сергея Брилки обсудили вопросы образования и здравоохранения.
Внеклассные занятия
Одна из тем касалась развития дополнительного образования – своего рода альтернативы влиянию улицы. Как сообщил заместитель областного министра образования Максим Парфенов, в регионе действует 103 организации дополнительного образования, из которых 22 работают в сельской местности. Основную группу учащихся – около 78% – составляют подростки от девяти до 14 лет. На долю старшеклассников до 17 лет приходится лишь 12,5%. Поэтому упор делается как раз на привлечение в эту систему детей старшего школьного возраста.
Кроме специализированных организаций внеклассные занятия культивируют большинство школ и детсадов, имея в своих штатах специально подготовленных педагогов. Под их руководством в различных кружках и секциях занимается более 116 тыс. детей. Самым востребованным по-прежнему остается художественно-эстетическое направление, а также военно-патриотическое (поисковые отряды) и спортивное.
В Приангарье в минувшем году на программу «Развитие системы дополнительного образования детей» было выделено из областного бюджета почти 159 млн рублей, в этом году на эти цели будет направлено более 143 млн рублей. Согласно официальной статистике, системой дополнительного образования охвачено 297 тыс. детей из 384 тыс., проживающих в области. Процент охвата составляет более 77%, что почти на 10% превышает общероссийский показатель.
Казалось бы, цифры должны радовать, но, к сожалению, отметил Максим Парфенов, статистика не дает реальной картины вовлечения подростков в систему дополнительного образования. Она считает посещения, а не детей.
– Какой-нибудь Петя Иванов одновременно ходит в футбольную секцию, учится играть на фортепиано и посещает кружок углубленного английского, а его считают за троих. Уже в апреле разработчики представят доработанный проект общефедеральной автоматизированной системы, ведущей подсчет в индивидуальном порядке, – сказал замминистра.
Еще одно обстоятельство, на которое он обратил внимание, – неравномерное распространение дополнительного образования по области. В таких районах, как Осинский, Зиминский, Тайшетский, Усть-Кутский, Нижнеилимский, Балаганский – его охват ниже 50%. И по большей части в этом виноваты главы администраций муниципалитетов, которые не рассматривают сферу дополнительного образования как одну из приоритетных, нуждающуюся в развитии. В целях экономии объединяют учреждения дополнительного образования, сокращая при этом штаты и целые направления.
Эту ситуацию прокомментировал Сергей Брилка:
– Муниципальные образования лавируют между интересами детей и возможностями своих бюджетов. Для реального изменения ситуации нужен системный подход. Мы постоянно говорим: появились дополнительные доходы – отдайте деньги муниципалам, тогда появятся и спортзалы, и школы искусств, и технические кружки, оснащенные оборудованием.
По мнению председателя Иркутского областного отделения «Российского союза сельских женщин» Нины Суворовой, после указа президента прошло шесть лет, однако существенных сдвигов в сфере дополнительного образования не произошло. Председатель областного совета ветеранов Валерий Игнатов обратил внимание на важность увеличения числа бесплатных секций и кружков.
В своих рекомендациях члены Общественного совета подчеркнули необходимость более широкого охвата дополнительным образованием детей из неблагополучных семей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кабинеты гериатрической службы
В повестку заседания Общественного совета был включен и весьма злободневный вопрос о расширении гериатрической службы. Как рассказала заместитель областного министра здравоохранения Галина Синькова, само время заставило обратиться к этой теме, ведь за последние годы число жителей Иркутской области пожилого возраста увеличилось с 15% до 21%. Из 760 тыс. пенсионеров более 550 тыс. превысили возраст 65 лет.
Еще в 2016 году была принята стратегия действия в интересах граждан пожилого возраста, и тогда же приступили к программе развития гериатрической помощи. Сегодня в области действуют три основные медицинские организации, оказывающие помощь пожилым людям: областной гериатрический центр, клинический госпиталь для ветеранов войны и тыла и Марковский геронтологический центр.
– Сейчас, – сообщила Галина Синькова, – мы приступили к созданию гериатрических отделений и кабинетов в поликлиниках, обслуживающих более 20 тыс. населения, где доля людей старшего возраста достигает 40%. Это требует дополнительной подготовки медицинского персонала, поскольку у пожилых людей заболевания протекают по-иному.
Как считает член Общественного совета, председатель правления регионального отделения «Российского общества по организации здравоохранения и общественного здоровья» Гайдар Гайдаров, гериатрическая служба не должна концентрироваться только в крупных городах, но и стать доступной для жителей отдаленных территорий. Необходимо рассмотреть возможность создания соответствующих коек, в том числе и круглосуточных, в районных учреждениях здравоохранения, оснастив их необходимым оборудованием и медицинскими кадрами.
Сергей Брилка подчеркнул, что в первую очередь в гериатричесой помощи нуждаются наиболее незащищенные слои населения, у кого нет семейной поддержки, и кто остро нуждается не только в регулярной медицинской помощи, в том числе и профилактической, но и в психологической поддержке.
Увеличить поддержку НКО
Члены Общественного совета также предложили увеличить объем поддержки некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, занимающиеся благотворительностью и добровольчеством. Как проинформировал Сергей Брилка, финансирование областной программы «Государственная региональная поддержка НКО Иркутской области» в прошлом году было сокращено. Правительству области рекомендовали вернуться к этому вопросу при корректировке областного бюджета, а также разработать механизм информационной поддержки организаций.
Председатель комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Эдуард Дикунов предложил рассмотреть возможность заключения соглашения о социально-информационном партнерстве со средствами массовой информации, которые бы могли размещать информацию о деятельности НКО, или увеличить выделяемые гранты на стоимость информационного сопровождения.