Культура тофов не умрет
Сохраняют тофаларский язык, обычаи и обряды, шьют национальную одежду из шкур диких животных, изготавливают амулеты и украшения по древним традициям, устраивают масштабные народные праздники с шаманскими обрядами, танцами и песнопениями. В селе Верхняя Гутара Нижнеудинского района открылся этнокультурный центр.
Коренная тофаларка Наталья Тутаева вместе с коллегой Еленой Морозовой задалась целью возродить традиционную культуру малочисленного народа. А началось все весной прошлого года, когда фольклористам из Верхней Гутары поступило приглашение приехать в село Алыгжер на День охотника-оленевода.
– Собирались в избушке, репетировали народные песни чуть ли не в огороде, – вспоминает Наталья Тутаева.
Отсутствие специального помещения не помешало подготовиться достойно. Фольклористы придумали самобытный сценарий на тофаларском языке, изготовили костюмы, жилетки из медвежьей шкуры, унты для малышей и взрослых, соорудили чум. К сожалению, из-за трудностей с финансированием поездка не состоялась, но масштабный творческий проект даром не пропал. Женщины провели для односельчан детский праздник «Игры маленьких охотников». Местные жители восприняли событие на ура, а вскоре начали интересоваться у организаторов, когда ожидаются следующие гуляния.
– Мы поняли, что проводить регулярно такие мероприятия без господдержки не получится, и обратились в областное министерство культуры, а также в районную администрацию с призывом поддержать тофаларскую культуру, – рассказывает Наталья.
Благодаря содействию властей в селе Верхняя Гутара открыли этнокультурный центр и выделили ставки специалистов по фольклору. С 1 ноября официально запустили несколько кружков, а также начали готовиться к масштабному событию – 90-летию Тофаларии.
Сегодня в центре действует более десяти кружков и сформировано несколько групп для детей разного возраста. Ребят учат говорить на тофаларском языке, знакомят с литературным и песенным наследием предков, но упор сделан на освоение декоративно-прикладного творчества. Дети изготавливают национальную одежду, аксессуары, амулеты. В ход идет мех кабарги, шкура медведя, а также кости, клыки, когти, перья и другие натуральные материалы.
– Просверливаем клык, продеваем через него веревочку – получается защитный амулет, наклеиваем на коготь перышко, оттачиваем форму клювика, глазки из бисера вставляем – выходит цапля. Детям все это нравится, – говорит фольклорист.
Прививают любовь к народной культуре ребятам и через творчество местных поэтов, художников, среди которых живописец Николай Морозов, недавно отметивший 80-летие. Он писал тофов с натуры, поэтому его картины получили не только художественную ценность, но и практическую. По его полотнам местные фольклористы изучают и воссоздают предметы быта и национальные костюмы, в частности по картинам Николая Морозова был изготовлен шаманский костюм Натальи Тутаевой.
– Вот надеваешь такой костюм и совершенно другим человеком становишься, сразу ощущается какая-то связь с предками, все становится ближе и понятней, – признается она.
Подобные чувства пережили и земляки Натальи Тутаевой на акции «День Тофаларии», которая прошла по ее сценарию. В обличии шаманки она играла на варгане, проводила обряды, знакомила зрителей с песнями, легендами и стихами на тофаларском языке. «Спасибо, я вспомнил своего деда», «я вспомнила бабушку с соседнего двора, которая все время угощала ребятню выпечкой», «я вспомнил, как меня брали маленького пасти стада», с такими словами обращались к ней односельчане после праздника.
Этнографический центр в селе Верхняя Гутара активно развивает тофаларскую культуру и пользуется большим спросом у местного населения. Организаторы надеются, что удастся решить еще одну проблему – отсутствие комфортного помещения для занятий. Сейчас центр размещен в старом здании с печным отоплением.