«Веселая вдова» – режиссерская версия
Как обрести любовь, если между мужчиной и женщиной встает «презренный металл»? Ответ на этот вопрос вы найдете в знаменитой оперетте Франца Легара «Веселая вдова». Свою версию захватывающей истории любви поставил на сцене Иркутского музтеатра режиссер из Санкт-Петербурга Константин Балакин.
– Мы ставим сложный вариант этой классической венской оперетты, – рассказал Константин Балакин. – Я специально обратился к пьесе, которая была написана до советского периода, до адаптированных под социальный заказ вариантов, где избегали острых углов. Словом, то, что в капиталистических странах было можно, а у нас нельзя, я позволил себе вывести на сцену.
В основе оперетты вечная история любви, которая преодолевает все преграды. Действие постановки разворачивается в декорациях художника Елены Вершининой, в центре которых – гигантский кошелек с распахнутым фермуаром. Он служит своеобразной мини-сценой, откуда появляются герои.
– Кошелек как символ спектакля возник, потому что все действие строится вокруг денег, – пояснил Константин Балакин. – В костюмах применен определенный эклектичный историзм, ведь в театре всегда интересно то, чего нет в нашей обычной жизни. На мой взгляд, это реверанс в сторону старой, доброй оперетты. Цепи и веревки, которые присутствуют в костюмах героев, – например, Ганна Главари появляется буквально прикованная к сейфу – символизируют путы денег, социальных условностей и семейных обязательств. Словом, почти все герои спектакля так или иначе не свободны.
История начинается в посольстве республики Монтеведро в Париже. Страна эта настолько мала, что основной ее бюджет – наследство вдовы банкира Ганны Главари (Юлия Пихтина, Светлана Щерботкина). Поэтому посол республики барон Зета (народные артисты РФ Николай Мальцев, Владимир Яковлев) получают шифровку от правительства своей родины с поручением не допустить брака вдовы с французом, ведь в таком случае Монтеведро станет банкротом. Именно эта интрига лежит в основе сюжета. Однако все участники переполоха в посольстве не догадываются, что волнуются напрасно, ведь Ганна влюблена в первого секретаря посольства графа Данило (Александр Айдаров, Гейрат Шабанов). Но хоть это чувство и взаимно, герои еще заставят понервничать окружающих и друг друга.
В спектакле много забавных моментов и комических ситуаций, возникающих из-за внезапного намерения французских женихов – маркиза Рауля де Сен-Бриоша (Александр Баязитов, Виталий Зайцев) и виконта Каскада (Игорь Переверзев, Станислав Чернышев) завоевать внимание богатой и красивой вдовы. Тем более, что такая перемена сердечных интересов очень не понравилась их бывшим возлюбленным – Ольге (Евгения Калашникова, Светлана Лунюшкина) жене второго советника посольства Кромава (заслуженные артисты РФ Виктор Лесовой и Вячеслав Варлашов, народный артист РФ Николай Хохолков) и Сильвиане (заслуженная артистка РФ Любовь Полякова, Вера Щепеткина) жене военного атташе посольства Богдановича (Андрей Данилов, заслуженный артист РФ Владимир Попов). Поэтому мужчины ухаживают, а дамы ставят им палки в колеса. Другая комическая коллизия сюжета – это попытка верной жены посла Валенсьены (Людмила Борисова, Татьяна Бочкарева) избавиться от своего поклонника виконта Камилла де Россильона (Станислав Грицких, Андрей Данилов (младший), которого она вопреки интересам своей родины пытается женить на Ганне Главари. Еще одна комическая парочка в спектакле – это любопытствующая вдова в затянувшемся трауре Прасковья (Наталья Данилова, Ирина Мякишева) и непьющий секретарь посольства Негуш (Егор Кириленко, Роман Лукьянчук), который завещал свою печень науке. В финале их также ждет любовная идиллия.
– Я был приятно удивлен, что иркутские актеры умеют самостоятельно работать с текстом, чтобы во время исполнения арий он был понятен зрителям, кроме того, они отзывчивы на все сценические находки, многое сами мне предлагали, поэтому, на мой взгляд, в этом коллективе очень силен не только исполнительский, но и созидательный потенциал, – считает Константин Балакин.
И зрители, которые пришли на премьеру, судя по бурным аплодисментам в финале, похоже, вполне разделяют точку зрения режиссера.