Историческая реконструкция доставки почты прошла в Иркутске
В честь 275-летия со дня становления Иркутско-Якутского почтового тракта прошла историческая реконструкция доставки почты.
Освоение Северо-восточных территорий Сибири, присоединенных к Русскому государству в XVII в., требовало создания новых путей сообщения. Учреждение Иркутско-Якутского тракта связано с присоединением Якутского уезда к Иркутской провинции и деятельностью Камчатской экспедиции В.И. Беринга, когда Иркутско-Якутский тракт занимал ведущее место в системе путей сообщения Северо-Восточной Сибири и связях с Русской Америкой.
По Иркутско-Якутскому тракту осуществлялись почтовые, грузовые и пассажирские перевозки, а также он использовался для этапирования арестантских партий и прогона скота.
Ленский (Якутский) тракт – шел от Иркутска на северо-восток, к берегам реки Лены, достигнув которую у Качугской пристани, направлялся далее вниз по этой реке или вдоль неё, через Верхоленский и Киренский округа – в Якутскую область.
К 1798 году от Иркутска до Якутска было создано более 90 почтовых станций, которые содержались на подрядной основе. Общая протяженность тракта в начале ХХ века составляла 2766 верст (2950 км.). К началу XX века между Иркутском и Якутском был проведен телеграф, и почтовые станции получили название «почтово – телеграфных станций».
С середины XIX в. в связи с развитием золотопромышленности в Приленском крае Иркутско–Якутский почтовый тракт стал иметь чрезвычайно важное государственное значение в экономике России. По нему осуществлялось обеспечение товарами первой необходимости северных территорий Иркутской губернии и Якутской области.Ежегодно из Иркутска до Качуга провозилось до 100 000 пудов (1600 тонн) грузов, сплавлялось по Лене – до 300 000 пудов хлеба и пр. (4800 тонн). Якутская область была основным поставщиком золота, пушнины и мамонтовой кости.Сибирские купцы, совершив торговые сделки на Якутской пушной ярмарке, поставляли пушнину «высокого сорта» на Ирбитскую и Нижегородскую российские ярмарки, успешно торговали на аукционах в Лондоне и Лейпциге. Наибольшим спросом на европейском рынке пользовались: соболь, белый камчатский песец, якутская рыжая лиса – «огнёвка».
Помимо торговых, почтовых и иных перевозок, Якутский тракт использовался и для отправки ссыльных из Александровской пересыльной тюрьмы до Якутска. По Якутскому тракту партии ссыльных в 30 – 50 человек двигались пешком и на подводах, при необходимости – переплавлялись сплавом. В тяжелых условиях многие из них не доживали до конечного пункта ссылки – Якутска.
Учитывая важность Иркутско-Якутского тракта в развитии северных территорий России в конце XIX– начале XX веков на участке тракта Иркутск-Жигалово прорабатывались варианты о строительстве автомобильной дороги.
Источниковой базой для установления основных этапов развития тракта являются документы Государственного архива Иркутской области, которые помогают проследить историю Иркутско-Якутского тракта с 1798 г.