Где появятся новые тепличные хозяйства?
Комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве под председательством вице-спикера ЗС Кузьмы Алдарова постоянно работает по совершенствованию законов, направленных на борьбу с лесным браконьерством. Этой теме было посвящено и последнее заседание.
В ходе второго чтения сразу 12 поправок было внесено в два действующих областных закона, один из которых регламентирует деятельность пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области, а другой предусматривает административную ответственность за неисполнение требований, предъявляемых к их деятельности.
С одной стороны, закон упрощает процедуру постановки на учет и снятия с учета пунктов приема, переработки и отгрузки древесины. Подаваемое заявление будет носить лишь примерную форму, но с обязательным указанием идентификационного номера налогоплательщика и сведения о месте нахождения пункта.
С другой, снимая административные барьеры, законодатель ужесточает ответственность за нарушение установленных правил. Уклонение от постановки на учет влечет наложение административного штрафа на предпринимателей без образования юридических лиц от 30 до 40 тыс. рублей, а являющихся юридическими лицами – от 400 до 500 тыс. рублей. В случае повторного нарушения сумма штрафа возрастает.
Господдержка, оказываемая областному АПК, достаточно серьезная, и неудивительно, что депутатов интересует, насколько эффективно она используется. О механизме распределения финансовой помощи им рассказал областной министр сельского хозяйства Илья Сумароков. Так, по его словам, на поддержку сельхозпроизводителей в 2017 году было выделено 2,85 млрд рублей, что на 357 млн рублей больше предыдущего года. 2 млрд потупило из областного бюджета. Соглашения на предоставление субсидий было заключено с 2431 крестьянско-фермерским хозяйством и сельхозпредприятием. Это почти на 200 соглашений больше, чем в 2016-м.
В текущем году увеличиваются размеры бюджетной поддержки на приобретение элитных семян, на закупку семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера, на замещение части затрат на приобретение тепловой и электрической энергии для тепличных хозяйств, на закладку и уход за ягодными кустарниками, на производство продукции на низкопродуктивной пашне.
Как считает министр, высокую эффективность показала введенная с прошлого года субсидия на возрождение брошенных земель, которых в области насчитывается более 300 тыс. гектаров. С ее помощью удалось вернуть в сельхозоборот 39 тыс. гектаров залежных земель. На этот год и последующие планируется осваивать не менее чем по 20 тыс. гектаров. Это позволит не снизить производство зерна и расширить пашню под такую перспективную культуру, как рапс.
Обязательное условие получения субсидии в растениеводстве – засеивать не меньше 13% от общей площади посевов элитными семенами зерновых и зернобобовых культур.
– Мы ставим задачу уже в будущем году довести эту цифру до 14%. По этому показателю Иркутская область – один из лидеров в России. Благодаря высокой доли элитных семян достигается высокая урожайность.
По мнению депутата Аполлона Иванова, в области резко сократились мощности по переработке зерна, и надо подумать, как их восстановить. Министр согласился и сообщил, что началась разработка подпрограммы по модернизации старых мельниц или установке новых.
– Это будет сделано либо на базе крупного хозяйства, либо хлебозавода. Необходимость дано назрела, ведь область располагает примерно 150 тыс. тонн продовольственного зерна высокого качества, – сказал Илья Сумароков.
Депутат Дмитрий Баймашев считает, что в первую очередь надо дотировать производство мяса и молока, поскольку из-за низкой закупочной цены рентабельность молочных ферм очень низкая. Его пожелание наряду с другими было включено в решение комитета, направленное в адрес правительства.
На заседании также обсудили ход реализации подпрограммы «Развитие овощеводства в закрытом грунте в Иркутской области» на 2014–2020 годы. В настоящее время в области имеется четыре тепличных хозяйства, которые ежегодно производят овощей в пределах 4 тыс. тонн, обеспечивая потребность в овощной продукции лишь на 9%. Все они построены еще в 70-х–80-х годах прошлого столетия и, конечно, значительно устарели. Для повышения их производительности необходима значительная модернизация.
ОАО «Тепличное» в Ангарске – самый крупный производитель овощей, располагающий почти 8 гектарами закрытого грунта. Там, как сообщил Илья Сумароков, предполагается обновление почти трети площадей. Все документы, включая экспертизу, уже получены, дело только за получением банковского кредита. К сожалению, залоговая стоимость имущества и земли не устраивает банки. Остается единственный выход – включать модернизацию в региональный инвестиционный проект.
Агрофирма «Ангара» тоже планировала с этого года начать возведение новой теплицы площадью в 3,8 гектара, но из-за нехватки финансовых средств отодвинула строительство на более поздние сроки.
По словам министра, отрабатывается возможность строительства теплиц вблизи ТЭЦ в Свирске, Бирюсинске, Ангарске, Байкальске. Самый перспективный проект – это создание тепличного хозяйства в Белореченске Усольского района. Уже со следующего года АО «Евросибэнерго» приступит к строительству, которое пройдет в два этапа по 6 гектаров в каждом. Отапливаться тепличный комплекс будет от Усольской ТЭЦ-11.
Основная причина, сдерживающая развитие овощеводства на территории области, это высокая себестоимость овощей. Минсельхозом разработана программа по внедрению энергосберегающих технологий выращивания овощей. За основу берется китайский опыт. Им поделилась делегация из города Шэньяна, побывавшая в Иркутской области два года назад. Как рассказали китайские специалисты, приобретенная в Голландии дорогостоящая технология себя не оправдала, и пришлось ее переориентировать на местные условия. В итоге затраты на электроэнергию в себестоимости продукции составляют всего лишь 5%, в то время как в иркутских овощах она превышает 46%.
– Многие регионы уже реализуют крупные проекты по возведению тепличных комплексов, и нам негоже плестись в хвосте. Надо быстрее переходить от слов к делу, ликвидируя дефицит овощной продукции, – отметил в заключение Кузьма Алдаров.