Бубновские новоселы

Почти год назад страшный пожар уничтожил поселок Бубновка в Киренском районе. Без крова остались около 300 человек. Власти Иркутской области приняли решение перенести поселок, поскольку в нем не осталось социальных объектов и рабочих мест. Погорельцам выдали сертификаты на покупку нового жилья. Где сегодня живут бывшие жители Бубновки и как они устроились на новом месте, проверил губернатор Сергей Левченко. Глава региона побывал в гостях у многодетной семьи Илюхиных, выбравшей для своего проживания село Баклаши Шелеховского района.

Добротный двухэтажный дом, беседка, баня, гараж, огород, выложенный плиткой просторный двор. Здесь на улице Школьной теперь живут Наталья и Владимир Илюхины с тремя малолетними сыновьями.

– Ничего себе сколько гостей, – удивляются Слава и Коля. – Раньше к нам только по двое приезжали.

Братья ведут показывать свою комнату. В ней новая двухъярусная кровать, письменный стол и куча игрушек.

– Славка спит наверху, а я на первом этаже, – рассказывает семилетний Коля. – Мама говорит, это потому, что он старше.

Слава, демонстрируя гостям тетрадки с оценками, говорит, что новая школа ему нравится больше прежней:

– Здесь ребят гораздо больше, и учителя не меняются часто, как в нашей Бубновке. Учиться очень интересно. Больше всего я люблю математику, рисование и информатику. Здесь все компьютеры новые и интернет скоростной.

Коля, перебивая старшего брата, делится впечатлениями о детском саде:

– У нас тоже все игрушки новые. И друзей у меня теперь знаете сколько! А еще мы с мамой и папой на выходные ездили в зоопарк и нерпинарий. А в парке я видел много голубей. Они все ручные, хлеб клюют прямо из рук и совсем не боятся!

MU7A4581

– Замечательные пацаны у вас, – улыбается губернатор. – Такие бойкие, веселые…

Наталья, усадив сыновей к столу, рассказывает, как им живется на новом месте:

– Перезимовали нормально. Дом хороший, теплый. Есть ванная, туалет, центральное водоснабжение и еще скважина. Огород девять соток, две теплицы. Там, в Бубновке, земли, конечно, побольше было, но ничего, для самого необходимого и этого хватит. Под картошку обещали отдельный участок выделить – договорилась на работе с одной знакомой. Хотим еще курочек завести, как потеплее будет – возьмем. Соседи вокруг держат. С мальчишками-то много яиц надо, на одну стряпню только сколько уходит.

Говорит, что обустроиться на первых порах помогли люди. Отправляли вещи, продукты, посуду, детское питание… Из Усть-Кута присылали памперсы упаковками. Хозяйка, у которой купили дом, оставила мебель, ковры и даже шторы на окнах. Кое-что купили сами, но, конечно, еще много чего требуется. В семье работает пока только она – устроилась помощником воспитателя в местном детском саду. Муж сидит без работы – решили на него оформить отпуск по уходу за младшим сынишкой Димой. К тому же по дому работы хватает: то одно нужно сделать, то другое, и огород скоро садить потребуется…

Вспоминая о пережитом, с трудом сдерживается от слез:

– Было страшно. Я в детстве наводнение пережила. Жутко, конечно, но хотя бы дом уцелел, привели в порядок, и все, а здесь одни головешки. Спасти ничего не удалось, кроме дома сгорели дворовые постройки, поросенок, вещи… Мы столько материала закупили, строиться хотели, муж баню намеревался переделывать… Хорошо, хоть сами все уцелели и собаку нашу спасли. Ребятишки, когда пожар начался, дома сидели. К ним заскочил младший брат мужа. Крикнул: хватайте все ценное и бегите! А дети ведь маленькие, схватили планшет и телефоны и побежали. Славка выскочил в шлепках и курточке. Потом обижался: «Мама, сказали бы, что мы горим, я бы хоть сапожки надел!» А Коля вообще ничего не понял. Плакал только, что компьютерная приставка сгорела. Как раз в это время крыша упала…

Если взрослые, рассказывает, хоть и большим трудом, но держали себя в руках – спасали другие дома, затем думали, как жить дальше, дети от пережитого шока приходили в себя с трудом. Особенно Слава: плакал по ночам, днем убегал на пепелище, пытаясь среди головешек отыскать хоть что-то… Стало полегче, когда детей перевезли в Киренск.

Лето семья прожила там у брата Натальи. В однокомнатной квартирке ютились всемером, а в конце августа, получив сертификат, поехали в Иркутск. Отправилась в областной центр одна Наталья с тремя детьми. Муж остался в Бубновке, чтобы выкопать картошку. Ее, говорит, столько наросло, что едят до сих пор. На деньги, положенные по сертификату – 3 млн 158 тыс. рублей, сначала думали купить квартиру в Иркутске. Но узнав цены, поняли: хватит только на двухкомнатную, а куда в ней с тремя детьми? Да и жить деревенским в городе не очень привычно. Посовещавшись, остановились на Баклашах.

– Село большое, красивое, – объясняет Наталья. – Недалеко от дома есть парк с детской площадкой, хороший детсад, школа, до больницы 15 минут. Шелехов и Иркутск опять же рядом.

– Задачу вы перспективно решили, – соглашается губернатор. – Мало того, что дом свой, участок, дети подрастут – проблем с учебой не будет.

– Конечно. Как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло. Мы даже не надеялись, что когда-нибудь из Бубновки переберемся хотя бы в Киренск – на что? Да и там особо ребятишкам учиться негде – только педучилище. А здесь: захотят – в Иркутске поступят, будет желание – в Шелехове, там тоже училище есть.

– Я знаю, что вы планирует здесь вести свое подсобное хозяйство. Поэтому сегодня мы не просто приехали к вам в гости, а привезли в подарок ярочку и небольшой запас сена, – объясняет хозяевам Сергей Левченко.

MU7A4879

Дети, услышав о подарке, с визгом высыпают во двор:

– Димка, это называется овца, – проводит ликбез для младшего братишки Коля.

– Теперь думайте, как ее назовете, и кто из вас за ней ухаживать будет! – смеется губернатор.

А Наталья, увидев живой подарок, радуется:

– Ребятишки теперь с варежками и носками будут. Свекровь прясть умеет, а я вязать люблю.

Настороженно к новому члену семьи отнесся лишь кавказец Алан.

– Ничего, привыкнет, – приструняя пса, заявил глава семьи. – Мы же держали у себя живность раньше, он нормально относился, и тут обвыкнется.

– Двумя этапами мы переселили из Бубновки 584 человека, – сообщил губернатор. – Каждой семье было предоставлено право выбора места будущего проживания, кроме того, был подготовлен реестр более 400 предлагаемых к реализации жилых помещений по всей Иркутской области и предоставлен жителям в помощь подбора жилья. Кто-то пожелал строить дом, мы помогли со стройматериалами, кто-то переезжал в готовые квартиры. Хочу отметить, что 115 жителей Бубновки стояли у нас в очереди по программе переселения с Севера. Таким образом, мы решили еще и эту задачу.

Напомним, всего на обеспечение жильем граждан, проживающих в поселке Бубновка Киренского района, в 2017 году было выделено 434,6 млн рублей, в том числе по поручению президента РФ из резервного фонда правительства Российской Федерации Иркутской области предоставлено 344,1 млн рублей, софинансирование из областного бюджета составило 90,5 млн рублей. Все граждане приобрели жилые помещения.

Распоряжением правительства Иркутской области от 5 июня 2017 года принято решение о признании поселка Бубновка Киренского района Иркутской области закрывающимся. Согласно акту комиссии от 30 ноября 2017 года в Бубновке нет постоянно проживающих граждан, работа по переселению жителей этого населенного пункта завершена. Большая часть переселенцев приняла решение покинуть район прежнего проживания. Люди переехали в Иркутск, Ангарск, Усть-Илимск, Братск, а также в Иркутский и Шелеховский районы.