Корректировку областного бюджета рассмотрят на сессии Заксобрания
28 марта состоится 60-я сессии Законодательного Собрания. В ее повестку коллегия ЗС под председательством спикера Сергея Брилки включила 45 вопросов, более трети из которых – принятие новых законопроектов и обновление уже действующих законов. Основной вопрос – изменения в областной бюджет на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Доходы растут, но расходы не уменьшаются
Уже стало привычным проводить в марте первую корректировку бюджета в сторону его пополнения. Этот вопрос был рассмотрен на заседании комитета по бюджету под председательством вице-спикера ЗС Натальи Дикусаровой. Об изменениях в бюджете рассказала областной министр финансов Наталия Бояринова.
По ее словам, доходная часть бюджета-2018, согласно прогнозам налоговой службы, увеличивается почти на 11 млрд рублей (5 млрд из которых – дотации из федерального бюджета) и составит в общей сложности 137,7 млрд рублей.
Самый существенный вклад в финансовую добавку внес налог на прибыль, превысивший прогнозный показатель на 3,6 млрд рублей. Дополнительные 900 млн рублей принесет в областную казну налог на имущество организаций и 441 млн рублей – акцизы на крепкие алкогольные напитки. Поскольку еще в ноябре прошлого года российское правительство повысило ставки за единицу объема лесных ресурсов и площади лесных участков, ожидается, что это пополнит бюджет почти на 390 млн рублей.
В соответствие с ростом доходов увеличивается на 9 млрд рублей и расходная часть бюджета. В первую очередь дополнительные поступления в размере 3,4 млрд рублей будут направлена на финансирование расходных статей, связанных с принятием федерального закона о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного уровня, который с 1 мая текущего года составит 11163 рубля. К этой сумме по решению Конституционного суда РФ будут добавляться районные коэффициенты и северные надбавки. Еще почти 770 млн рублей будет направлено в областной дорожный фонд для использования в текущем году, а на 153 млн рублей планируется увеличить аварийно-технический запас топлива для бесперебойного снабжения северных территорий.
Не забыты при корректировке бюджета и интересы муниципальных образований. Предусмотрено направить на сбалансированность местных бюджетов 800 млн рублей, а еще 1,1 млрд рублей из нераспределенного резерва перечислить в виде дотаций муниципальным образованиям первого и второго уровня, в первую очередь для покрытия расходов, связанных с увеличением минимального размера оплаты труда и начислением на них районных коэффициентов и северных надбавок.
В общей сложности расходы бюджета-2018 составят 142,6 млрд рублей. Дефицит – в пределах 4,9 млрд рублей. Плановый уровень госдолга области к 1 января 2019 года оценивается в 22,8 млрд рублей или 20% от собственных доходов. Именно такой размер госдолга предусмотрен соглашениями с Минфином России.
Три законопроекта на одну тему
На второе чтение выносятся сразу три законопроекта, рекомендованные к принятию комитетом по здравоохранению и социальной защите под председательством вице-спикера ЗС Андреем Лабыгиным.
Все они направлены на совершенствование действующего областного закона «О социальной поддержке детей семей, имеющих детей», цель которого – предоставить бесплатное школьное питание детям из малообеспеченных семей. Для достижения большей социальной справедливости закон полгода назад был дополнен критериями адресности и нуждаемости. Чтобы пройти сквозь это сито, семья должна была предоставить различные справки: о доходах ниже прожиточного уровня, о регистрации на бирже труда и т.д. Для многих, особенно проживающих в отдаленных районах, это было сделать трудно, а порой и невозможно. Вот так и получилось, что благое намерение отрезало от школьной столовой многих нуждающихся.
Чтобы исправить ситуацию, сразу три инстанции вышли с законодательной инициативой: губернатор области Сергей Левченко, группа депутатов ЗС и уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова. Все три предложения, различаясь в нюансах, сходились в одном: предоставить право на бесплатное школьное питание всем детям из многодетных семей, независимо от уровня доходов этих семей.
– Мы прислушиваемся к тем замечаниям и предложениям, которые поступают к нам, и готовы корректировать областное законодательство и в дальнейшем, если оно не во всем учитывает интересы людей, – заявил Андрей Лабыгин.
Земля найдет хозяина
Комитет по собственности и экономической политике под председательством Ольги Носенко представляет на рассмотрение сессии законопроект, автором которого является председатель комиссии по Регламенту, депутатской этике и связям с общественными организациями Эдуард Дикунов.
В действующем областном законе «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» определены случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности, в собственность граждан, а также порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно. Но в нем, как заметил Эдуард Дикунов, отсутствует порядок выявления земельных участков на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку это прерогатива областного правительства, то депутат предлагает дополнить его полномочия положением о выявлении земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск и Иркутского районного муниципального образования.
Члены комитета также рекомендовали принять во втором и окончательном чтении изменения в областной закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Полномочиями в данной сфере предлагается наделить все отдаленные северные районы, где государственный контроль затруднителен: Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский и Бодайбинский.