Областные госпрограммы проходят проверку
Контрольно-счетная палата совместно с комиссией по контрольной деятельности Заксобрания, возглавляемой Геннадием Нестеровичем, продолжает ревизию исполнения областных государственных программ.
Этот непростой квартирный вопрос
В 2014 году стартовала областная госпрограмма «Доступное жилье». Если ее реализация в первый год оценивалась как «высокая», то в последующие годы она была отнесена к группе «с наиболее низкой степенью достижения целевых показателей». Да и сами показатели не раз переписывались. Несмотря на то что программа – документ стратегического планирования, в нее за четыре года вносилось почти четыре десятка изменений.
Одно из наиболее важных направлений программы – переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, признанного таковым на 1 января 2012 года. Оно финансировалось из разных источников: Фонда реформирования ЖКХ, областного и местных бюджетов. Причем фондом были поставлены условия: в случае невыполнения программы переселения к намеченному сроку – 1 сентября 2017 года – федеральная помощь должна быть возвращена.
Условия Иркутская область не сумела выполнить. К 1 сентября из 550 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья, на которых проживало 33 тыс. человек, осталось не построенным 80,8 тыс. кв. метров, то есть седьмая часть. Не справились с поставленной задачей четыре города: Братск, Усть-Кут, Усть-Илимск и Бодайбо, а также два поселка: Магистральный и Еланцы. Фонд потребовал вернуть 8,5 млн рублей. И каждый день просрочки увеличивает эту сумму.
Как заявила председатель КСП Ирина Морохоева, аудиторы уже не раз, проводя мониторинг исполнения программы, указывали на существенные риски ее реализации. Это и поздние сроки заключения соглашений по предоставлению субсидий муниципалитетам (как правило, во втором полугодии), это и затягивание закупочных процедур. Сказалось и несвоевременное обеспечение софинансирования со стороны ряда муниципальных образований, а также их слабый строительный контроль. Сыграла свою негативную роль и недобросовестность подрядчиков.
Не внушает оптимизма и выполнение такой важной составляющей программы, как обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно получают ключи от квартир не более 8–9% от числа нуждающихся. В то же время очередь не уменьшается, а растет. Если год назад в ней стояло 12,5 тыс. человек, то сейчас уже более 13 тыс.
Еще одна деталь, отмеченная аудиторами: жилье для детей-сирот строится лишь в 17 городах и районах Иркутской области, хотя нуждающиеся имеются во всех муниципальных районах и городских округах области. За последние два года не приобретено ни одной квартиры в Иркутске, хотя за это время очередь возросла с 830 человек до более чем 1300. Соответственно возрастает и число жалоб в органы власти.
По мнению Геннадия Нестеровича, многочисленные корректировки программы служили не достижению поставленных задач, а их упрощению – целевые показатели подгоняются под фактическое положение дел:
– Подпрограмма «Стимулирование жилищного строительства» сокращена за последние четыре года более чем на полмиллиарда, практически на две трети. О каком стимулировании при таком финансировании можно говорить.
Как рассказала председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко, на совещании в Совете Федерации было отмечено, что многие регионы занизили объемы аварийного жилого фонда. По всей вероятности, программа переселения будет продолжена в 2019 году.
– Уже сейчас необходимо поставить задачу муниципальным образованиям, чтобы они учли все аварийное жилье. И обратили более пристальное внимание на качество возводимого жилья, – отметила Ольга Носенко. – К нам в комитет неоднократно приходят жалобы. В Братске, например, понастроили коробок типа общежитий, скажите, какая людям радость въезжать в такие дома? Та же история с домами для детей-сирот. Ставят их, как правило, на окраинах, в чистом поле, где нет ни работы, ни условий для социальной адаптации.
Члены комиссии приняли решение направить письмо с оценкой исполнения программы «Доступное жилье» губернатору области и более подробно обсудить результативность программы на комитете по собственности и экономической политике.
На соцполитику денег не жалеем
На заседание комиссии были вынесены и результаты анализа эффективности реализации государственной программы Иркутской области «Социальная поддержка населения» на 2014–2020 годы.
Финансовое обеспечение программы, как сообщила Ирина Морохоева, с каждым годом увеличивается. Если в 2014 году на ее реализацию было выделено 19,7 млрд рублей, то в минувшем году эта сумма возросла до 22,8 млрд рублей. И это несмотря на то, что федеральные субсидии сократились за это время более чем на 600 млн рублей.
Аудиторы отмечают высокое использование как федеральных, так и областных средств. Начиная с 2014 года, исполнение госпрограммы составило в среднем 98,6% к плановым показателям. Неполное освоение средств связано с несвоевременным принятием управленческих решений по корректировке финансирования.
Существенное замечание аудиторы высказали по поводу сокращения некоторых расходных статей. В конце прошлого года при корректировке бюджета подпрограмма «Социальная поддержка населения» была уменьшена на 187 млн рублей, а подпрограмма «Дети Приангарья» – почти на 400 млн рублей. Все эти деньги были перераспределены на другие госпрограммы.
Высвобождение средств, как объясняет министерство социального развития, опеки и попечительства, произошло из-за введения критериев нуждаемости, что снизило количество граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. Это обстоятельство, конечно, существенно, но, как отметила Ирина Морохоева, федеральное законодательство предлагает направлять сэкономленные средства не на другие госпрограммы, а использовать их по прямому назначению – на цели социальной политики.
Члены комиссии рекомендовали министерству социального развития, опеки и попечительства в ближайшее время устранить все замечания, выявленные в ходе проверки.
На заседании также были рассмотрены результаты проверки КСП эффективности администрирования доходов от использования природных ресурсов.