Социальные услуги меняют исполнителей
Составной частью мартовской сессии Законодательного Собрания стал муниципальный час, посвященный обеспечению социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) бюджетными средствами на выполнение социальных услуг. Он транслировался по видеосвязи на более чем 30 муниципальных образований.
Тема была выбрана не случайно. Предполагается, что НКО возьмут на себя часть забот по оказанию помощи престарелым людям, инвалидам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. На эти цели согласно поручению президента страны им должно быть передано до 10% бюджетных средств, выделяемых на предоставление социальных услуг госучреждениям. Для Иркутской области эта сумма должна составить около 4 млрд рублей.
Как рассказал председатель думы Ангарского городского округа Александр Городской, в городе зарегистрировано более 300 общественных объединений. Из них социально ориентированных 85. Координирует их деятельность муниципальная программа «Социальное партнерство». На финансирование НКО в текущем году выделяется из бюджета округа 12 млн рублей. Кроме того, фонд Ассоциации поддержки общественных инициатив направляет 1,2 млн рублей на реализацию отдельных проектов, таких как «Дружные соседи, дружный город», «Добрый Ангарск», «Особенные люди рядом», «Город победителей», «Серебряный возраст» и др.
– В прошлом году 10 общественных организаций Ангарска впервые получили более 26 млн рублей президентских грантов, – сообщил Александр Городской. – В числе победителей проекты, направленные на поддержку семьи и детства, развитие адаптивного спорта для инвалидов, помощь неизлечимо больным людям.
По мнению председателя думы Братска Ларисы Павловой, не все НКО готовы к оказанию услуг на уровне государственных учреждений. Основные проблемы – слабая материально-техническая база организаций, ограниченная численность сотрудников, отсутствие опыта финансово-хозяйственной деятельности и навыков оказания услуг:
– Должно быть более широким информационное сопровождение, чтобы наши организации могли знать, на какую финансовую поддержку они могут рассчитывать. Сегодняшняя поддержка не всегда соответствует стоимости услуг. И потому многие просто не заинтересованы.
Лариса Павлова считает, что из закона о бесплатном питании школьников из многодетных семей неоправданно выпали некоммерческие организации, занимающиеся образовательной деятельностью:
– Есть в Братске православная гимназия, где обучается много детей из малообеспеченных семей. Но они не попадают под действие этого закона. Думаю, депутаты помогут восстановить социальную справедливость.
Фонд «Оберег» – одна из крупнейших в области благотворительных организаций. Как рассказал его президент Александр Соболев, работа ведется по 12 направлениям. Сотрудники собирают у горожан вещи и раздают нуждающимся, при фонде действуют детский сад для малообеспеченных семей и самый крупный в России кризисный центр, на попечении которого находится 80 матерей с детишками, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Кроме того, фонд отбирает каждый год 50 талантливых молодых людей и с помощью крупных предпринимателей помогает организовать собственный бизнес.
Вот уже второй год «Оберег» пробует себя в роли поставщика социальных услуг. Правительство области пошло навстречу и выделило на безвозмездной основе трехэтажное здание, где ранее располагался центр социальной адаптации. Его содержание обходилось областному бюджету в 15 млн рублей, а затраты фонда на те же услуги составили чуть более 10 млн рублей. Причем число обитателей, нуждающихся в социальной адаптации, увеличилось с 53 до 78, а обслуживающий персонал сократился вдвое.
– Наша задача по договору, – рассказал Александр Соболев, – социализация бездомных, так называемых бомжей, лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Иными словами: нам надо подобрать, отмыть, накормить и вернуть людей к нормальной жизни. Первым делом, мы разработали тарифы, сделав их чуть дешевле государственных, но не в ущерб качеству обслуживания наших подопечных. Потом пересмотрели штатное расписание. Раньше на обслуживание 53 обитателей центра адаптации полагалось 37 человек. Мы посчитали это ненужной роскошью и вдвое сократили персонал, а число мест увеличили до 78 человек.
Депутат Геннадий Истомин поинтересовался, какова дальнейшая судьба людей, прошедших через период адаптации, снова на улицу? «Нет, – ответил Александр Соболев. – Мы передаем их министерству социального развития, с которым работаем в тесном сотрудничестве. Они распределяют их по домам престарелых, интернатам для инвалидов и прочим социальным учреждениям».
Высокую оценку «Оберегу» дал и депутат, главный врач детской Ивано-Матренинской больницы Владимир Новожилов:
– Они не только помогают нашей больнице деньгами, но и берут на себя заботу о матерях, попавших в трудную жизненную ситуацию. Я давно уже, еще в бытность депутатом городской думы, предлагал таким ответственным некоммерческим организациям, как «Оберег», как фонд «Волонтер», который организует больным детям досуг, сделать налоговые послабления.
Первый заместитель областного министра социального развития, опеки и попечительства Алексей Макаров сообщил, что они еще с 2016 года занимаются передачей социальных услуг негосударственным поставщикам и провели мониторинг возможностей по передаче таких услуг по области.
– Оказание социальных услуг – это ответственная работа, связанная с жизнью и здоровьем людей, и мы считаем, что общественные организации не в полной мере готовы к принятию такой нагрузки. Поэтому с большой осторожностью подходим к данной задаче. Проводим обучение представителей НКО, чтобы они адекватно оценили свои силы и возможности выйти на этот рынок услуг.
Завершая обсуждение, председатель комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Эдуард Дикунов выдвинул ряд предложений, которые вошли в итоговое постановление Законодательного Собрания. Областному правительству рекомендовано рассмотреть возможность отнести полномочие по утверждению тарифов на социальные услуги к полномочиям службы по тарифам Иркутской области и продолжить работу по установлению единых тарифов на социальные услуги.