18.04.2018 09:00
Рубрики
Экономика
Теги
18.04.2018 09:00

Апрельские санкции

Под санкции, введенные США против представителей российского бизнеса, попали отечественные компании, дочерние предприятия которых находятся на территории Иркутской области. России уже не впервой переживать ограничения со стороны Запада. Нашу экономику не сломили ни кризисы, ни обвал рубля и снижение цен на нефть. К чему стоит приготовиться Приангарью? С таким вопросом газета «Областная» обратилась к экспертам.

Экономический террор?

– Санкции 2014 года были, как вы помните, секторальными – по достаточно узкому кругу вопросов, и технологическими, связанными с ограничением поставок. От них экономика страны в целом понесла убытки, но они были поправимы как за счет роста цен на сырье, так и за счет слабого рубля. Кроме того, те санкции дали серьезный стимул к импортозамещению, – говорит декан Сибирско-Американского факультета менеджмента ИГУ Надежда Грошева. – Апрельские санкции США болезненнее для отдельных компаний, так как затрагивают абсолютно все их коммерческие отношения – от поставок сырья до сбыта готовой продукции. Вводимые ограничения негативны не только для российских компаний, но и для их контрагентов в других странах (за пределами США). В качестве примера можно привести компанию Rio Tinto, у которой задеты бизнесы в Австралии, Ирландии и других странах. В настоящее время назрела необходимость пересматривать практически всю систему поставщиков, партнеров, инвесторов и покупателей для пострадавших компаний. Естественно, в условиях нестабильности прироста инвестиций ожидать не следует.

Напомним, что под санкции, в том числе, попали компании РУСАЛ, En+ и «Базовый элемент», принадлежащие Олегу Дерипаске. Более всего пострадал РУСАЛ, фондовые рынки сразу отреагировали отрицательно. Бумаги российской алюминиевой компании в Гонконге и Москве упали на 40–50%. Однако позднее они частично отыграли позиции.

Алюминий в поисках новых рынков

Последствия новых санкций США могут негативным образом отразиться на социально-экономическом развитии региона, признают в министерстве экономического развития Иркутской области. На долю энергетической и металлургической отраслей приходится 7,8% валового регионального продукта, а доля налоговых отчислений в доходах консолидированного бюджета области составляет 9,3%. Например, группа «Базовый элемент» отличается большим международным присутствием и обширными деловыми связями с международными контрагентами. В связи с санкциями можно ожидать снижение показателей финансово-хозяйственной деятельности от этих компаний и, как следствие, снижение налоговых отчислений в бюджет Иркутской области.

– Главная проблема в том, что для русского алюминия оказалась закрыта часть рынков сбыта, а американский – полностью. Трейдеры отказываются работать, биржи не принимают металл. РУСАЛу нужно время, чтобы найти новые рынки сбыта, но это перспектива не одного года, – отмечает Сергей Виолин, научный сотрудник отдела региональных экономических и социальных проблем Иркутского научного центра СО РАН.

В Иркутской области РУСАЛ владеет Братским и Иркутским алюминиевыми заводами, а также планирует реализовать проект нового Тайшетского алюминиевого завода. По мнению Сергея Виолина, РУСАЛ может сократить производство, и заводы в Иркутской области не являются исключением. Однако у предприятий Восточной Сибири есть преимущество – они более эффективны за счет низкой цены на электроэнергию. «Поэтому если негативные перемены и коснутся ИркАЗа и БрАЗа, то в последнюю очередь».

Под вопросом и строительство Тайшетского алюминиевого завода. Этот проект стартовал больше десяти лет назад, но по различным причинам строительство было приостановлено и до сих пор не возобновилось. В декабре прошлого года Внешэкономбанк одобрил РУСАЛу кредит под строительство нового завода, о готовности принять участие в проекте заявил энергетический холдинг «РусГидро». Напомним, что проект предусматривал не только строительство алюминиевого завода, но и анодной фабрики. Сегодня анодные блоки закупаются в Китае, но они становятся все хуже по качеству и дороже по цене. Поэтому алюминиевая промышленность нуждается в отечественных анодах.

– Западные банки в условиях санкций не смогут продлевать кредиты, эти деньги, скорее всего, придется замещать за счет российских банков. Остается надеяться, что федеральное правительство поддержит алюминиевую промышленность, и инвестиционные проекты будут до конца реализованы, – подчеркнул Сергей Виолин.

На самих предприятиях российской алюминиевой компании от комментариев воздерживаются. Но отмечают, что заводы работают в штатном режиме: производство не остановлено, зарплата выплачивается, налоги перечисляются.

По мнению Алексея Соболя, президента Торгово-промышленной палаты Иркутской области, дальнейшая судьба алюминиевой промышленности региона зависит от действий властей.

– По итогам 2017 года экспорт продукции Иркутской области составил порядка 7 млрд долларов. Одна из основных статей доходов как раз связана с алюминием. Санкции негативно скажутся на производстве и реализации этой продукции, – считает Алексей Соболь. – Многое будет зависеть от того, какие меры будут приняты федеральным правительством и смогут ли они нивелировать санкции. Это вполне может быть переориентация на внутренний рынок – хорошо было бы внедрить новые программы по строительству, что позволит увеличить потребление конструкций из алюминия. Такая мера не только поддержала бы металлургов, но и дала бы толчок развитию строительной отрасли. Другой вариант – закупка государством алюминия и складирование его до лучших времен. Еще одна альтернатива – переориентация на другие рынки, но это процесс не быстрый.

Спасение – на внутреннем рынке

А вот энергетическая отрасль с санкционным давлением справится легче. Несмотря на то, что En+, в структуре которой находятся Иркутскэнерго и Востсибуголь, тоже находится под ударом США, по мнению экспертов, в этом случае опасности нет, поскольку сбыт ориентирован на внутренний рынок.

– Думаю, что санкции США на энергетику области существенно не повлияют. Энергетическое оборудование исключительно российское. Если в системах мониторинга состояния и управления режимами и используется зарубежная компьютерная и цифровая техника, при необходимости часть этих устройств может быть заменена на отечественные образцы, остальное оборудование будет продолжать работать. Опасными могут быть атаки хакеров на информационно-коммуникационную и управляющую системы. К этому нужно готовиться и резервировать эти системы традиционными средствами, – поделился своим мнением Николай Воропай, член-корреспондент РАН, научный руководитель Института систем энергетики СО РАН.

Словом, уроки, извлеченные Россией из санкций 2014 года, не прошли даром. Можно говорить об импортозамещении в сфере производства продуктов питания, увеличилась поддержка государства сельхозпроизводителям. И сегодня многие эксперты советуют придерживаться ориентации на внутренний рынок. Например, последние 15 лет весь ПВХ, производимый АО «Саянскхимпласт», шел на внутренний рынок, так как в стране был дефицит. Сейчас, с вводом новых мощностей в Кстово (Нижегородская область), ситуация на рынке поменялась и стали возможны варианты экспорта. Однако саянский ПВХ по-прежнему востребован и на российском рынке, в частности, у производителей оконного профиля.

Хороший пример ориентации на внутренний рынок дает топливная промышленность. Санкции 2014 года практически не повлияли на работу в Иркутской области дочерних предприятий НК «Роснефть». Так, Ангарская нефтехимическая компания полностью перешла на выпуск для российского рынка моторных топлив высшего экологического стандарта «Евро-5», в прошлом году на предприятии начали производить дорожный битум по новому межгосударственному стандарту, наладили выпуск новой линейки масел. Другое дочернее предприятие НК «Роснефть» – Верхнечонскнефтегаз – в 2015 году вышло на добычу нефти более 8 млн тонн ежегодно, в прошлом году нефтяники перешли на собственную генерацию электроэнергии. В текущем году предприятие планирует добыть 60-миллионную тонну нефти.

Эксперты признают, что апрельские санкции затронули компании, чьи дочерние предприятия в Иркутской области являются и градообразующими, и системообразующими. Однако история нашей страны не раз показывала, что когда власть и бизнес объединяют свои усилия, то достигаются высокие результаты. Правительство РФ уже заявило о поддержке компаний, попавших под новые санкции США, дано поручение подготовить конкретные меры в металлургическом секторе, ОПК, энергетике, поэтому говорить о тяжелых, тем более – катастрофических последствиях, пока преждевременно.