Игорь Федоровский: Главное, чтобы у людей была работа
Еще несколько лет назад Жигаловский район считался территорией с весьма туманной перспективой развития. Единственное, чем он мог гордиться по праву – девственная природа, рай для охотников и рыболовов. Но в последние годы ситуация стала меняться к лучшему. Здесь появляются новые предприятия, возводятся жилые микрорайоны, ремонтируется соцобъекты. Мэр Игорь Федоровский рассказал, чем живет территория сегодня, и какие планы на будущее.
– Игорь Николаевич, в Жигаловском районе налицо перемены к лучшему. С чем это связано?
– С тем, что за предыдущие пять лет была сформирована база для дальнейшего развития. Мы заказали множество проектной документации на строительство соцобъектов, и из них большая часть уже начала реализовываться. Такой масштабной стройки и реконструкции в районе не было никогда. И за всем этим стоит огромная работа нашей администрации. Хочу отметить, что эта работа идет в условиях тесного взаимодействия с губернатором Иркутской области Сергеем Георгиевичем Левченко, его заместителями и областным правительством. Мы участвуем и в федеральных, и в региональных программах.
– Что уже удалось реализовать?
– Мы провели капремонт зданий центральной районной больницы, пока учреждение относилось к нашим полномочиям: отремонтировали поликлинику, терапевтическое, родильное отделения. Привлекли на эти цели областное финансирование – 26 млн рублей, 4 млн из которых – софинансирование района. Восстановили за счет спонсорских средств здание библиотеки, затратив в пределах 4 млн рублей. Установили теплую автостанцию – такой у нас не было никогда. Создали муниципальное автотранспортное предприятие и приобрели для него опять же на деньги спонсоров четыре автобуса для пассажирских перевозок по району. Возобновили строительство детского сада на 120 мест в Жигалово. Оно началось четыре года назад, но из-за недостатка финансирования было заморожено, и лишь в конце прошлого года нам удалось его продолжить. Надеемся, что нынче объект введем в эксплуатацию. Строительство обойдется в 140 млн рублей. Оно ведется на областные средства по программе «Развитие дошкольных учреждений». На днях в районном центре после капремонта открылся детский сад «Якорек» на 120 мест. Реконструкция обошлась в 43 млн рублей. Начали строить Тутурскую школу на 100 мест, и здание уже стоит под крышей. В этом году будем его сдавать. Нынче планируется капитальный ремонт детского сада в деревне Дальняя Закора, стоимость работ составляет 19 млн рублей. Кроме того, активно проводили ремонты в школах: приобрели котельную и заменили систему отопления в Петровской школе, заменили отопление в жигаловской школе № 1, перекрыли крышу в зданиях детского сада поселка Чикан и школе Дальней Закоры. Район полностью реализовал программу «Переселение из ветхого и аварийного жилого фонда», построив за пять лет 79 квартир, сдали восемь квартир для детей-сирот. Построили около 30 км газораспределительных сетей, более 1 тыс. домовладений могут хоть сегодня быть подключены к сетевому газу. Закупили дополнительно к четырем существующим газовым котельным еще три.
Конечно, впереди еще очень много работы. Некоторым зданиям школ нашего района более 100 лет. Поэтому мы, конечно же, продолжим ремонт школ, детских садов, систем коммуникаций, постараемся решить вопрос с очередью в детские сады. Еще в планах – строительство второго капитального моста через реку Лена. В этом году проект отдали на госэкспертизу. Оценочная стоимость его составляет около 2 млрд рублей. Он будет строиться возле села Рудовка и выходить к Тутуре, в створе газопровода.
– Поменялось ли что-то в экономике территории? Большинство по-прежнему считает Жигаловский район краем охотников и рыболовов: ни развитой инфраструктуры, ни серьезной промышленности и сельского хозяйства. Газовые преференции от Ковыктинского месторождения, обещавшие пролиться золотым дождем еще пять лет назад, до сих пор остаются только прогнозами.
– Это ошибочное мнение. Жигаловский район всю жизнь был логистическим центром, и сегодня, я считаю, он свою историческую функцию возвращает. В конце XIX – начале XX века это был основной пункт перевалки грузов на север, у нас заканчивалась наземная часть Якутского тракта, и сейчас он снова становится одним из основных транспортных узлов. Здесь сходятся две региональные дороги – Иркутск–Усть-Орда–Качуг–Жигалово и Залари–Балаганск–Усть-Уда–Жигалово – бывший Шалашниковский тракт, которые соединяется в Жигалово и выходят на поселок Магистральный. Через нас транзитом идет весь автотранспорт на север. Наша инфраструктура под это подстраивается: открывается множество предприятий малого и среднего бизнеса: СТО для транзитного транспорта, мастерские, кафе, гостиницы…
Разумеется, мы по-прежнему основную экономику территории связываем с развитием Ковыктинского месторождения. Годовая добыча газа в перспективе должна составить 35 млрд куб. м в год. Обустройство базового месторождения «Сила Сибири» уже началось. Пусть не так скоро, как нам бы хотелось, но работа движется. Одновременно в пиковые нагрузки планируется трудоустройство одновременно 15 тыс. человек. Надеемся, что и бюджет не останется в накладе, в том числе от поступлений налога НДФЛ, ведь на газопроводе уже работают и будут работать, в том числе местные жители.
И здесь для нас очень важна поддержка со стороны губернатора Сергея Левченко, который неоднократно ставил вопрос газификации поселка Жигалово перед руководством ПАО «Газпром» в ходе заседания рабочей группы по газификации региона, которая начнется именно с ввода в эксплуатацию участка «Ковыкта – Жигалово» газопровода «Ковыкта – Саянск – Иркутск» и обеспечения газоснабжения поселка.
Также хочется отметить, что в последнее время у нас активно стала развиваться лесозаготовка и лесопереработка. Несмотря на то, что район наш лесной, никогда крупной лесопереработкой в территории не занимались. Сейчас ситуация в корне поменялась. Основную лесную базу во многих территориях региона уже вырубили, теперь лесозаготовители переключились на Жигаловский район. Понятно, что издержки у нас выше, чем у близлежащих территорий, и инфраструктура не создана, зато качество древесины чрезвычайно высокое. Несколько лет назад открылся Жигаловский лесхоз, на базе которого размещается пожарно-химическая станция третьего типа, но в то же время они являются крупным лесозаготовителем и лесоперерабатывающим предприятием. Там работает 80 человек, а в сезон набирают еще сотрудников. Кроме того, в настоящее время реализуется крупный инвестиционный проект – ООО «Ленфорест». Уже возведены производственные корпуса, установлено рабочее оборудование, которое предусматривает производство сушеного пиломатериала, построена сушилка с газовой закладкой 360 куб. м. Они планируют перерабатывать 100 тыс. куб. м в год. Пока там трудоустроено 30 человек, но, когда выйдут на заявленную мощность, планируют трудоустроить еще не менее 50. Готовая продукция этого предприятия будет реализовываться в Европе и Японии.
Еще одна из перспектив, связанная с лесопереработкой, – строительство полигона отходов лесопиления. Возможно, будет и дальнейшая их переработка. Сейчас отводим под эти цели земельный участок площадью 15 га и выставляем его на торги.
– Как район взаимодействует с законодательной властью?
– Депутатов по нашему округу два: Николай Труфанов и Ирина Синцова. Оба бывают в районе часто. В связи с тем, что Ирина Александровна возглавляет комитет по социальным вопросам, мы ощущаем ее реальную помощь именно в этой связи. Так, благодаря ей, мы смогли войти в программу «Сельский дом культуры» и на федеральные средства, полученные по гранту в поселке Чикан, реконструировали здание бывшей колхозной конторы под новый клуб. С Николаем Степановичем в настоящее время решаем вопросы по судостроительному заводу. Основная проблема предприятия – отсутствие госзаказов, поэтому сейчас совместными усилиями формируем заявку на федеральном уровне по производству судов, занимающихся сбором жидких бытовых отходов. Мало, кто знает, что Байкал, самое большое и чистое озеро планеты, бороздят 9 тыс. судов! А никаких сооружений, чтобы принимать жидкие бытовые отходы не существует – все сливается в воду. Необходимо создание инфраструктуры в акватории Байкала, которая бы принимала сточные отходы. У нас уже есть готовый проект, разработанный Нижегородским НИИ под условие производства судов на нашем предприятии. Строительство одного судна обойдется примерно 200 млн рублей. Чтобы перекрыть акваторию Байкала, их необходимо как минимум три. Пользуясь тем, что прошедший год был Год экологии, мы подняли этот вопрос на федеральном уровне и очень надеемся, что правительство нас в этом вопросе поддержит.
– А есть ли еще какие-то проекты, в которых район планирует принять участие впервые?
– Одна из программ – «Развитие физкультуры и спорта». Мы уже объявили конкурс на проектно-сметную документацию по строительству ФОКа. У нас немало замечательных спортсменов: лыжников, баскетболистов, пауэрлифтеров…
Хотелось бы построить муниципальное жилье для медработников. Пока предоставляем служебное жилье. Если работники остаются в районе на восемь лет, они имеют право бесплатной приватизации. Уже трое приватизировали себе квартиры: терапевт, педиатр и хирург. Но этого недостаточно, обеспеченность кадрами в районе по-прежнему оставляет желать лучшего. Особенно остро не хватает фельдшеров. Многие наши ФАПы сегодня остаются без специалистов.
Есть идея открытия здесь профессионального училища или колледжа для подготовки специалистов нефтегазовой отрасли. В этом случае в районе будут оставаться молодые квалифицированные кадры, территория получит новые возможности развития, к тому же местные ребятишки из близлежащих территорий, особенно из многодетных и малообеспеченных семей, смогут обучаться и приобретать востребованные специальности.
Если строятся дома и рождаются дети, значит, жизнь продолжается. За последние пять лет муниципалитет выделил 229 земельных участков под индивидуальное строительство. В Жигалово появилось уже семь новых улиц. А мест в детских садах давно не хватает, не зря же мы капитально ремонтируем и расширяем старые, а также ведем строительство новых садиков. Поэтому, уверен, перспективы у нашего района неплохие. Главное, чтобы у людей была работа, тогда жизнь местного населения перейдет на другой уровень и другое качество.