Как измерить качество жизни?
Индикаторы социально-экономического развития регионов должны стать определяющими в оценке эффективности деятельности органов власти. Об этом идет речь в рекомендациях по совершенствованию государственной региональной политики, разработанных на уровне Федерального собрания РФ.
– Такая позиция федерального центра перекликается с мнением общественников Приангарья, которое было отражено в послании первого Конгресса национальных и общественных организаций Иркутской области, адресованном органам государственной власти региона. Участники конгресса как раз обозначили основные ориентиры общественного и экономического развития Приангарья на ближайшие пять лет, достижение которых позволит вывести качество жизни в регионе на принципиально новый уровень, – сказал председатель регионального парламента Сергей Брилка.
Спикер отметил, что такие индикаторы, с одной стороны, позволяют адекватно оценить результаты, достигнутые органами государственной власти, с другой стороны – должны быть достаточно объективными, проверяемыми и, самое главное, понятными для населения.
– Только на основании анализа позитивных цифр экономического роста нельзя делать вывод об успешном развитии Иркутской области. Ответ на вопрос: в какой мере развитие экономики обеспечивает повышение качества жизни людей – может дать только объективная и достоверная оценка индикативных показателей качества жизни населения региона. При этом качество жизни является сложной характеристикой, включающей совокупность данных. Это и показатели, характеризующие возможность человека учиться, трудиться в хороших условиях, иметь достойный уровень благосостояния, получать качественную медпомощь и другие. К сожалению, динамика большинства индикаторов общественного развития Иркутской области на сегодня не столь позитивна, как динамика экономических показателей. В рейтинге российских регионов по качеству жизни за 2017 год Приангарье оказалось на 69-м месте среди 85 субъектов, – сказал Сергей Брилка.
Именно через анализ индикативных показателей становится понятной, к примеру, ситуация в здравоохранении региона – так, показатель обеспеченности медицинских учреждений врачами у нас 36,5 на 10 тыс. населения при среднероссийском показателе 37,5, как следствие, в общем рейтинге Иркутская область на 47-м месте в стране в 2017 году. По другому показателю «Доля выезда бригад скорой медицинской помощи, доезжающих до места ДТП в течение 20 минут» Иркутская область находится на 71-м месте в России. Меры, предпринимаемые властями разных уровней, как раз и должны привести к тому, чтобы эти показатели улучшились.
Федеральные законодатели со своей стороны рассматривают возможность установления мер ответственности в отношении органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц субъектов РФ за недостижение конкретных запланированных показателей социально-экономического развития территорий. Таким образом, именно через индикативные показатели будет оцениваться эффективность работы власти на местах. Причем речь идет о том, чтобы сделать методологию такой оценки открытой и доступной для населения.
– Цифры – вещь упрямая. Поэтому не случайно обращение именно к индикативным показателям, которые дают объективную оценку ситуации в той или иной сфере общественной жизни, – сказал Сергей Брилка. – Более того, на федеральном уровне речь идет о том, что на основе этих показателей должен быть утвержден стандарт гарантированного неснижаемого уровня качества жизни граждан вне зависимости от места их проживания, так называемый стандарт благополучия. И это также перекликается со стратегией работы депутатов Заксобрания Иркутской области. Так, одной из целей своей деятельности мы видим создание равных условий для получения качественного образования юными сибиряками в любой точке нашего региона – будь это крупный город или сельская территория.