Особенная школа
Совсем скоро в школах Приангарья начнутся государственные итоговые аттестации. Готовятся к экзаменам и ученики Центра образования №10 г. Иркутска. Здесь учатся дети с трудными судьбами и сложным опытом обучения в дневных общеобразовательных школах. На уроках в Центре образования побывали наши корреспонденты.
Назад, за парту
Будний день, утро. В школьных коридорах накануне уроков толпятся ребята. Никакой школьной формы, макияж у девочек, высокие прически у юношей. Ребята не дерзят, но и не смущаются, держатся уверенно, покровительственно похлопывают сверстников по плечам. Среди школьников есть и дети из трудных, неблагополучных семей.
Основную часть учащихся составляют социально и профессионально никак не определившиеся юноши и девушки. Есть «переселенцы» – трудные подростки из разных школ со сложным опытом обучения. Есть те, кого называют «белой вороной» или отчислили за неуспеваемость.
Каждый десятый подросток стоит на учете в органах правопорядка. Большая часть контингента – учащиеся с перерывом в учебе, утратившие мотивы и навыки учебной деятельности.
– К каждому воспитаннику применяется индивидуальный подход, – рассказывать заместитель директора по учебно-производственной работе Алла Замятина.
В Центре образования школьники учатся по обычным программам, как их сверстники в общеобразовательных школах. Кто-то получает знания за начальный курс школы и сдав экзамены, покидает 9 класс. Кто-то наоборот, мечтая о ВУЗе, возобновляет учебу, чтобы получить заветный аттестат о среднем общем образовании.
Маша Овсянникова посещает школу 4 месяца, раньше училась в строительном техникуме.
– Хочу окончить 11 классов, буду поступать в медицинский вуз. Хочу стать хирургом, как моя бабушка Людмила Александровна.
Ира Трошкина мечтает стать бортпроводником и поступить в филиал московского вуза гражданской авиации. Девушка любит небо и даже мечтает жить в самом высотном здании, поближе к облакам.
В Центр образования приходят и те, кто не хватает звезд с неба, а мечтает о студенческой скамье в техникуме.
Школу три раза в неделю посещают «вечерники». Это взрослые люди, работающие в учреждениях и на производствах. Чтобы двигать собственную карьеру, необходимо высшее образование. Без аттестата за 11 класс не обойтись!
Учатся в Центре и ребята, параллельно получающие образование в медицинском колледже по специальности «сестринское дело». Кто-то из них решил стать врачом и вернулся в школу за аттестатом о среднем образовании.
Кроме того, в Центре можно пройти профподготовку по программам водитель автомобиля категории «В», парикмахер, автослесарь. На парикмахеров учатся и воспитанники иркутской школы-интерната №9 с проблемами слуха.
Несмотря на то, что средний показатель государственной итоговой аттестации ниже среднегородского, в школе есть и мотивированные ученики. Так, по итогам минувшего года трое выпускников 11-х классов окончили школу с отличием.
Есть в школе свои звездочки, отличники, которыми педагоги откровенно гордятся.
Нужные специальности
Наш разговор с Аллой Николаевной прерывает звонок – начинается очередной урок. Педагог Валентина Пушкаренко ведет парикмахерское дело. На столах в учебной мастерской, похожей на салон красоты, разложены рисунки с замысловатыми прическами. Девочки занимаются моделированием стрижек. Тут же идет окраска волос – теория сочетается практикой.
– Я в школе больше 10 лет работаю, – рассказывает Валентина Константиновна. – Сорок лет людей стригла, теперь других учу стричь. Девочки славные у меня, работают почти на профессиональном уровне.
– Хорошо, что в школе есть такая подготовка. Я буду поступать в институт МВД, но умение стричь пригодится для общего развития, – уверена старшеклассница Катя Еремина.
В кабинете автодела на вечном приколе стоит иномарка. У стенда с коробкой передач школьник Иван Павлов вместе с педагогом Юрием Неудачиным изучают навыки ремонта. Юрий Петрович работает в школе с 1990 года, он и был зачинателем школьного УПК, а сегодня обстоятельно учит нужному делу новое поколение. «Душа школы» – говорят о нем коллеги.
Парикмахерский класс и слесарная мастерская появились в 2016 году.
В школе для занятий автоделом появится и грузовой бокс, сегодня идет его переоборудование.
В планах администрации школы – возобновить подготовку сестер милосердия. Кадры и помещения для занятий есть, дело – за лицензированием этого направления.
Кроме того, в центре хотят начать готовить специалистов сварочного дела.
– Наша цель – получить муниципальное задание для подготовки таких специалистов, – делится планами Алла Замятина. – На рынке труда сегодня «синие спецовки», то есть рабочие руки востребованы как никогда. Ребята, которые не могут получить аттестат об основном образовании – куда им идти? Что делать? Мы хотели бы попасть в перечень образовательных учреждений, которые должны брать на профессиональную подготовку таких ребят и готовы давать рынку нужные специальности.
Добротой и терпением
На 250 учеников в школе приходится 17 учителей.
– У нас другие дети. Есть сложные, но все они – ребята хорошие, – неизменно говорят педагоги.
Выходцы из неблагополучных семей, дети с отсутствием мотивации к учебе, юноши и девушки с разным социальным статусом и материальным положением – кого только не встретили мы в школе.
Всем им педагоги щедро, обеими руками дают знания – то, что потом никогда не наверстаешь в жизни, если не сядешь за парту. А дети порой не берут, и даже отталкивают протянутые руки.
Но педагоги не сдаются, борются за каждого ребенка, стараясь вырвать его из неблагополучной среды, стараясь дать, пусть небольшую, путевку в жизнь. Социальный педагог Юлия Волкова, чтобы вернуть детей в школу, ездит в семьи, уговаривает, увещевает родителей. К каждому ребенку можно найти ключик, уверена она.
Уважение к каждому учащемуся – негласная школьная заповедь.
По-разному складываются судьбы школьников.
– Я хочу пойти учиться в педколледж, – рассказывает ученик 9 «б» Степан Селезнев. – Но, может быть, и в 11 класс пойду – все покажут результаты ОГЭ. Я хочу стать социальным педагогом. Да, общение с нашими педагогами в чем-то повеяло на мой выбор. Здесь классный ко всем нам подход. Вот я, которому 21 год. Мне ли в 9 классе сидеть? Но так сложились жизненные обстоятельства. И я благодарен моим педагогам за чуткость, за помощь и понимание…
Случайных людей в школе нет – педагогический костяк не меняется на протяжении 25 лет.
Валентина Лахова – педагог с огромным стажем, отзывчивая, тактичная, неизменно доброжелательная. Подростки и рабочая молодежь любят свою «математичку», хоть, конечно и не признаются в этом. Физика Татьяну Иванову, человека неутомимого и позитивного, коллеги называют источником неиссякаемой энергии. Она всегда полна новых идей и задумок. Педагог Лидия Южакова – одна из тех, кто находится на самом сложном фронте работы. Ее 8-9 классы – очень непростые. О Лидии Ильиничне говорят в коллективе – фанат своего дела.
Педагоги не только дают детям образование. Но исподволь, добротой и терпением исправляют неблагополучные детские судьбы. Именно в школе ребята впервые начинают задумываться над жизнью.
– Тут учиться легче, чем в общеобразовательной школе, – размышляет старшеклассник Иван Кондратенко. – Вроде те же требования, тот же материал, а учиться легче. Я знаю, что говорю – три школы сменил.
– Проблемы были с дисциплиной?
– Были, – не смущается парень.
– А не проще ли в одной школе доучиться до 11 класса? Не жалеешь о своих «гастролях»?
– Теперь жалею. Но что сделано, то сделано. Окончу школу, пойду в армию, в ВДВ. Вы обо мне еще услышите!