Проигнорировали прогноз
Первые подтопления населенных пунктов в Иркутской области в этом году уже произошли. Они показали, что власти на местах к обилию талых вод не готовы. Об этом шла речь на заседании региональной комиссии по ЧС.
Как отметил зампред правительства Иркутской области Виктор Кондрашов, в зону повышенного риска в период весеннего половодья попадает 57 населенных пунктов в девяти муниципальных образованиях: Качугском, Жигаловском, Тайшетском, Чунском, Мамско-Чуйском, Усть-Кутском, Киренском, Катангском и Зиминском районах. Там постоянно проживает 17 тыс. человек. Для их размещения в случае половодья подготовлены 87 пунктов временного размещения.
Чтобы на местах контролировать ситуацию с паводками, члены правительства в составе пяти оперативных групп отправились в паводкоопасные районы. Такой контроль, как показывает опыт, остро необходим. Ситуация с недавним подтоплением пониженных участков местности в селе Хомутово Иркутского района показала, что местные власти угрозу, которую могут нести талые воды, не восприняли всерьез. Когда посыпались жалобы граждан, власти реагировали очень медленно, помощь населению, откачка воды из подтопленных территорий производились с задержкой.
Как отметил начальник ГУ МЧС России по Иркутской области Валентин Нелюбов, в муниципалитете просто проигнорировали прогноз. Местная власть знала о том, что есть на территории большие снегозапасы, что местность пониженная и возможны подтопления, при этом не проводились превентивные мероприятия и работа с населением.
Ну, а самое главное – нарушена система водоотвода, которая была сформирована в предыдущие годы. Отсюда и случилось подтопление приусадебных территорий.
– Хомутово – территория, близкая к Иркутску. Здесь должен быть минимально возможный срок реагирования, потому что техники тут более чем достаточно. Со стороны органов местного самоуправления ничего не делалось, все спокойно смотрели на ситуацию, которую впоследствии пришлось решать за них, – подчеркнул председатель правительства Руслан Болотов.
Между тем еще в марте межведомственная комиссия оценивала готовность 14 наиболее паводкоопасных муниципалитетов к реагированию в условиях ЧС. Среди них Иркутск, Иркутский, Шелеховский, Ангарский, Качугский, Слюдянский, Жигаловский, Зиминский, Чунский, Тайшетский, Усть-Кутский, Киренский, Катангский, Ольхонский районы. Проведенный тогда анализ показал ряд упущений. Самые распространенные из них – неготовность пунктов временного размещения к работе на длительный срок. Многие не оснащены кроватями, матрасами, не предусмотрены душевые. В ряде муниципалитетов недостаточный охват населения автоматизированными системами оповещения – менее 80%. Это практически все МО за исключением Иркутска. Не были созданы резервы материальных ресурсов в восьми из 14 МО.
Замечания устраняются. Специалисты же отмечают, что каждый житель должен знать, куда ему необходимо эвакуироваться. Должны быть созданы запасы материальных средств, продуктов питания и воды. Для укрытия домашних животных нужны специальные места.
Мэр паводкоопасного Жигаловского района Игорь Федоровский рассказал, что в зону подтопления попадает 15 населенных пунктов, 835 жилых домов, в которых проживают почти 2,7 тыс. человек. Подтопить может 20 объектов экономики района, в том числе 11 социально значимых. Под воду временно могут уйти 13 км автодорог, 18 км линий электропередач, 10 км линий связи и шесть мостов.
В районе готовятся к худшему сценарию. Создано 10 пунктов для приема и временного размещения пострадавшего населения. Оборудованы вертолетные площадки на случай эвакуации населения.
Остро стоит вопрос с транспортным сообщением между населенными пунктами Тутура, Головновка, Якимовка, Грехово, селом Чикан. На период вскрытия реки Лены и ледохода оно отсутствует. В данных населенных пунктах проживает более 1 тыс. человек. Выбраться из своих сел они не могут до трех недель.
– Сейчас люди ходят по временно сооруженным дощатым мостам. Ходят ученики, учителя. Люди рискуют, поскольку лед трещит. При движении льда мостки сносит, и управлять этим процессом невозможно. На реке образовывается ледовая каша, по которой люди пытаются перейти на другой берег, – говорит Игорь Федоровский.
Ситуация усугубляется тем, что транспортное сообщение даже в такой сложный период не прекращается.
– Когда прерывается ледовая переправа, они организуют переправу следующим образом: одна маршрутка выходит из Иркутска до Тутуры, остается на берегу. Навстречу выходит другая. Люди переходят через реку и садятся в нее. Когда приходят несколько маршруток ночью, на том и другом берегу несколько десятков человек начинают настоящую истерию. Какими нервами надо обладать, чтобы ночью с ребенком на руках лезть в эту ледовую кашу для того, чтобы добраться до дома? У меня предложение – не выпускать маршрутки, когда начинаются подвижки льда, в районе Качуга и из конечных пунктов – Иркутска, Киренска, Магистрального.
Вопрос может быть решен путем строительства подвесного моста вблизи села Тутура, о котором говорится уже много лет. Ширина русла в этом месте менее 100 метров. Мост предполагается быть пешеходным.
– Мы там заканчиваем строительство школы, в этом году запускаем. Ребятишки могут по этому мосту ходить. Стоимость подвесного моста со всеми изысканиями – не более 60–70 млн рублей. Сумма не такая большая, тем более что он решит проблему всех северных территорий. Мы писали обращение о необходимости строительства от трех мэров – Казачинско-Ленского, Киренского и Жигаловского районов, – подчеркнул мэр.
Руслан Болотов поручил проработать данный вопрос:
– Просто запрещать движение, если у людей нет альтернативы, – нельзя. Давайте смотреть правде в глаза, каждый год там происходят несчастные случаи в это время. Нужно детально разобраться в ситуации, найти выход.
Готовится к паводкам и Чунский район. Мэр Валерий Тюменцев рассказал по видеосвязи, что в зоне риска четыре населенных пункта – поселки Пионерский и Октябрьский, деревня Тахтамай и село Бунбуй. В 42 домах проживают более 100 человек. Составлены списки проживающих в них людей с указанием мест эвакуации и размещения. По словам мэра, в этом году в районе надеются, что паводки не принесут большого вреда. Снег и лед постепенно тает, его становится все меньше.