Сергей Зенков: У общества большой запрос на решение проблем Байкала
Почему до сих пор точно не подсчитано количество нерпы и омуля, что влечет за собой сокращение границ водоохранной зоны Байкала, как готовятся к тушению лесных пожаров в заповедниках, какие условия должен соблюдать туристический бизнес для работы в правовом поле? Ответы на эти и другие вопросы в интервью «Областной» дал руководитель Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры (БМПП) Сергей Зенков.
Актуальную байкальскую проблематику формирует сама жизнь
– Сергей Дмитриевич, ваше подразделение прокуратуры начало работать совсем недавно, но оно уже стало заметно звучать в прессе в связи с разными заявлениями, событиями. Так, интерес СМИ вызвали проведение БМПП круглого стола в Иркутске по проблемам туристической деятельности на Байкале и ваша встреча с представителями туротрасли Бурятии. Там звучали разные мнения. Бизнесмены просили не мерять всех под одну гребенку, и считать их поголовно незаконными. Экологи настаивали на необходимости остановить непомерное антропогенное воздействие на Байкал и предлагали объявить мораторий на строительство новых баз. А что показывает ваш анализ ситуации, у кого из владельцев средств размещения есть реальный шанс войти в правовое поле и что для этого они должны сделать? Есть ли разница в организации туристической деятельности в двух байкальских регионах?
– В первую очередь отмечу следующее: нельзя сказать, что до создания БМПП прокуратура не вела работу на Байкальской природной территории. И прокуратурой Иркутской области, и нашими коллегами из Бурятии и Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, и, безусловно, Генеральной прокуратурой РФ накоплена огромная практическая база осуществления надзорной деятельности природоохранной направленности. Но так получилось, что байкальская повестка становится все более актуальной в связи с возникающими там проблемами.
Мы видим это по материалам СМИ, по интересу научных и общественных организаций, по активности граждан, которые обращаются к нам сейчас. Существует большой запрос общества на решение этих экологических проблем, в первую очередь на Байкале. Сама жизнь диктует эту необходимость. Поэтому не только мы видим, насколько своевременным было решение Генерального прокурора создать специализированную природоохранную прокуратуру.
Статус Байкала, его природная уникальность, значимость для человечества определяют жесткие законодательные запреты к осуществлению определенных видов деятельности. Они требуют повышенного уровня ответственности за экологическое состояние всемирного природного наследия.
О высоком значении Байкала для государства говорит хотя бы тот факт, что основы правового регулирования здесь закреплены отдельным федеральным законом «Об охране озера Байкал». Есть также постановление правительства №643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», федеральный закон «Об основах туристической деятельности в РФ». И с этой точки зрения критерии организации любой деятельности в ЦЭЗ БПТ едины для Иркутской области и Бурятии.
В то же время у этих субъектов РФ, а также у муниципалитетов есть свои полномочия по организации рекреационной деятельности. И здесь регионам присущи свои особенности. Так, в Бурятии существует одна рекреационная местность регионального значения и четыре – местного. Там, по задумке законодателя прямо разрешена организация туризма. В Иркутской области большую часть побережья занимают особо охраняемые природные территории, где рекреация возможна лишь в специально отведенных функциональных зонах.
То есть деятельность на Байкальской природной территории (БПТ) регулируется несколькими нормативно-правовыми актами, и самый главный документ – ратифицированная конвенция о включении озера Байкал в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Мы понимаем, что у людей порой возникает путаница, какой закон на территории действует и в каких пределах. Мы сейчас готовим визуально оформленную «иерархию» этого законодательства, которая будет размещена в открытом доступе.
Но вернемся к турбизнесу. В настоящее время определена политика единообразного подхода к регулированию рекреационной деятельности на всей территории Центральной экологической зоны (ЦЭЗ) БПТ, консолидированы органы исполнительной власти двух регионов, разрабатываются проекты Правил организации туризма и отдыха с учетом особенностей территорий, но по единым требованиям и по одной концепции. И это правильный подход – Байкал у нас один. Мы в свою очередь тесно работаем с органами власти субъектов федерации по этим вопросам. Причем речь идет не только о принятии мер прокурорского реагирования, но и проработке с правовой точки зрения принимаемых Правил организации туризма. Еще раз подчеркну, что требования и запреты о ведении деятельности на Байкале, которые определены законодательно, обязаны соблюдать все, в том числе хозяйствующие субъекты туристического бизнеса.
Хочется сразу отметить, что прокуратура не преследует цель закрыть туризм, очистить берега Байкала. Мы орган, который осуществляет надзор за исполнением законов абсолютно всеми в равной степени. Поэтому и подход законности осуществления туристической деятельности будет единым ко всем. Существует ряд обязательных критериев для того, чтобы туристическая деятельность осуществлялась в правовом поле.
Все турбазы на Байкале проверят
– Можете назвать места на побережье Байкала, где критически превышена антропогенная нагрузка и из каких факторов она, собственно, состоит?
– На сегодня антропогенная нагрузка от туристических потоков по основным направлениям официально просчитана и сопоставлена с нормативными пределами для поселка Хужир. Согласно сведениям Росприродназора нагрузка там превышена почти в два раза.
В Иркутской области комплексные научно-исследовательские работы по расчету рекреационной нагрузки проведены Институтом географии им. В.Б. Сочавы. Они сдаются заказчику по государственному контракту. Эти расчеты и лягут в основу макета Правил организации туризма и отдыха и зонирования рекреационных территорий. Аналогичные работы ведутся сейчас в Бурятии.
Основными критериями в подсчете являются показатели накопления отходов от рекреационной деятельности, плотность туристической застройки прибрежной зоны в разрезе муниципальных образований. Также просчитываются шаговые нагрузки на растительный и почвенный покров, автотранспортные и социальные нагрузки, когда проводится соотношение числа туристов к местным жителям.
– Продолжаются ли проверки турбаз сейчас? На какие меры вы готовы выходить по их результатам?
– Сейчас проверки в соответствии с планом нашей работы идут и в Иркутской области, и в Бурятии. Мы выяснили, что до настоящего времени никто не мог назвать точное количество мест коллективного размещения туристов на Байкале. Сейчас прокуратура собирает данные из разных источников – от рекламы баз в интернете, до сведений, предоставленных органами контроля. Межрайонные прокуроры проводят эту работу во время проверок. На данный момент в Иркутской области и Бурятии нами установлено 534 объекта, из них более 400 – в Прибайкалье. И эта работа продолжается, цифры не окончательные. Для четкого понимания комплекса проблем, необходима ревизия всех объектов, которые работают на поднадзорной территории, будь то турбазы, гидротехнические и очистные сооружения, полигоны.
– В настоящее время проводятся проверки турбаз на Байкале, но рекламы, приглашающей население отдохнуть с комфортом, меньше не становится. Как вы на это смотрите?
– Я хотел бы обратить внимание наших граждан на турбазы, предлагающие свои услуги прямо у уреза воды (20 метровая зона). Такая деятельность прямо противоречит требованиям водного законодательства. Такие объекты находятся вне правового поля и подлежат сносу. Кроме того, хотелось бы обратить внимание средств массовой информации. На мой взгляд, распространение рекламы фактически незаконной деятельности противоречит концепции экологической безопасности Байкальской природной территории.
– На днях в социальных сетях активно обсуждалась фотография, где на льду возле острова Ольхон единовременно находилось более трех десятков уазиков. Было какое-то массовое мероприятие для туристов. Есть ли данные, сколько официально на острове зарегистрировано этих «буханок» (по моим сведениям в прошлом году их было более 300)? Какие меры нужно принять, чтобы они не вредили природе Ольхона?
– В настоящее время у нас нет официальных сведений из органов ГИБДД о количестве зарегистрированных на Ольхоне транспортных средств типа УАЗ-452 или, как их называют в обиходе «буханок». Однако по информации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в пик сезона перевозками на острове занимаются от 350 до 450 таких автомобилей, многие из которых не имеют надлежаще оформленных документов. Сейчас администрация Прибайкальского нацпарка прорабатывает вопрос приведения этой ситуации в контролируемое русло. Со своей стороны мы также уделим ей особое внимание, при необходимости примем меры реагирования.
И еще, не лишним напомнить, что выезд на лед вне установленных ледовых переправ запрещен. За это предусмотрена административная ответственность. Кроме того, в случае провала автомобиля под лед его собственник обязан добровольно поднять затонувшее транспортное средство, либо стоимость по подъему машины с него может быть взыскана в судебном порядке, также как и ущерб, причиненный водному объекту.
Водоохранная зона: вопрос открыт
– Не могу не спросить про ситуацию вокруг водоохранной зоны (ВЗ) Байкала. Понятно, что решение председателем правительства России об изменении границ принято, а ваша роль – надзирать за действующим законодательством. Но напомните, какова была позиция ведомства во время обсуждения этой проблемы. Разъясните читателям, что же всё-таки могут изменить новые границы «водоохранки». И что повлечёт за собой планируемое сокращение Центральной экологической зоны Байкала, о котором, например, говорил глава Бурятии?
– Ранее мы изучили эту ситуацию и проинформировали Генеральную прокуратуру. Наше мнение учитывалось при обсуждении вопроса по водоохранной зоне в Государственной Думе, где были даны поручения об использовании научного подхода в принятии решения об изменении границ ВЗ.
Институт географии предлагал границу ВЗ шириной от 500 метров и более. После корректировки Минприроды РФ ширина зоны в населенных пунктах сведена к минимальным значениям.
Насколько нам известно, сейчас правительство России вернулось к рассмотрению вопроса установления границ водоохранной зоны. К этой проблеме подключено научное сообщество.
Что же касается сокращения Центральной экологической зоны, то здесь хотелось бы отметить, что она совпадает с границами объекта Всемирного природного наследия, которые приняты ЮНЕСКО. Вопрос о сокращении ЦЭЗ БПТ в настоящее время, насколько нам известно, не обсуждается.
– Если обратиться к истории вопроса, то каким образом формировалось понятие «водоохранная зона»?
– Водоохранная зона – это территория, которая примыкает к береговой линии водоема, где устанавливается специальный режим хозяйствования во избежание загрязнений водных объектов. В нашей стране это понятие появилось в законодательстве еще в 30-ые годы прошлого века. Непосредственно на Байкале ВЗ впервые была установлена в 1969 году. Скажем так, водоохранная зона – это изученная наукой территория, которая после закрепления в юридических документах, получает статус нормативно-правового акта. Водоохранная зона, по сути, является зоной реального воздействия на водный объект. И существенность этого воздействия может быть разной.
Напомню, в прошлом году группа граждан из Ольхонского района обращалась в суд с вопросом границ ВЗ, утвержденных предыдущим распоряжением правительства РФ от 2015 года. Но Верховный суд отказал им в удовлетворении исковых требований, указав на то, что данные границы были изучены наукой ранее, утверждены и согласованы с органами власти. И границы ЦЭЗ БПТ также установлены в соответствии с российским законодательством. Подробнее об этом можно прочитать на нашем сайте.
Ситуация с БЦБК потребовала прокурорских мер реагирования
– Одна из болевых байкальских точек – уже закрытый Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Честно говоря, не совсем понятно, что там происходит сейчас. На какой стадии процесс ликвидации отходов комбината, которые несут потенциальную угрозу Байкалу? Что показывают в этой связи ваши проверки?
– Проблемами ликвидации отходов БЦБК ранее на системной основе занималась прокуратура Иркутской области. С момента создания БМПП, эта работа продолжена во взаимодействии с прокуратурой субъекта.
Выделенные средства в размере шести миллиардов рублей, безусловно, должны пойти на ликвидацию негативного воздействия более шести с половиной миллионов тонн отходов, накопленных в результате полувековой деятельности БЦБК. Вопросу целевого расходования денежных средств прокуратурой уделено первоочередное особое внимание. Несмотря на то, что реализация данного мероприятия была запланирована еще с 2014 года, ввиду неэффективно разработанного проекта, опасные отходы так и не ликвидированы. В конце 2017 года полномочия для реализации мероприятий переданы правительству Иркутской области, которым заключен контракт с АО «Росгеология». В областную собственность также передана часть имущества ОАО «БЦБК» – очистные сооружения, карты-шламонакопители.
Однако, по результатам проведенной в феврале 2018 года проверки, нами установлено, что исполнение данного госконтракта фактически не осуществляется. Свое бездействие АО «Росгеология» и региональные минприроды и минимущества объяснили несвоевременными передачами друг другу объектов недвижимости и различной документации, что связано, в том числе, и с возникшими вопросами соблюдения требований антимонопольного законодательства. Кроме того, сам государственный контракт был заключен на условиях признанного бесперспективным старого проекта. В связи с этим, в адрес руководителей министерств и АО «Росгеология» внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены, ведется процесс передачи имущества и документации, готовится новое техническое задание, предусматривающее корректировку проекта ликвидации отходов.
Нерпу нужно посчитать
– Обойти тему планов минсельхоза РФ по промышленной добыче нерпы тоже нельзя. Они вызвали широкую волну общественного возмущения. Тысячи людей подписались под петицией с требованием не допустить массовую добычу байкальского эндемика. Прошли пикеты экологических активистов. В итоге министерство отказалось от своих планов. С другой стороны Госрыбцентр заявляет, что необходимость «подкорректировать» численность тюленей назрела. Прокуратура анализирует эту ситуацию?
– Безусловно, ситуация с нерпой находится на особом контроле. Вопрос инициации органами власти снятия запрета на промышленную добычу тюленя Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура проанализировала еще в начале марта. Проверка установила, что Байкальский филиал ФГБНУ «Госрыбцентр», начиная с 2009 года, по причине недостаточности финансирования не проводит мониторинговые исследования нерпы по всей акватории озера. Исключение составил лишь 2015 год. Поэтому погрешность в расчетах численности нерпы составляет 25-30%.
Таким образом, снятие запрета на промышленную добычу байкальской нерпы возможно только в условиях наличия достоверных сведений о ее численности, которые в настоящее время отсутствуют. По указанным фактам в адрес Байкальского филиала «Госрыбцентра» внесено представление, которое находится на стадии рассмотрения.
Почему мы внесли представление? Подсчет численности нерпы ранее проводился урезами, что называется, по кускам. Потом эти данные складывали и увеличивали на коэффициент, после чего делали выводы о количестве нерпы. По нашему мнению, учитывая климатические изменения на Байкале, миграции животных, нужно проводить учет во всей акватории озера, и только потом говорить о численности нерпы. Более того, необходимы дополнительные исследования, которые бы подтвердили, что увеличение популяции не может быть совместимо с экосистемой Байкала.
В мире такие подсчеты ведутся не выборочно, а сплошным методом, и они дают более точные результаты. Однако до настоящего времени в Российской Федерации методика подсчета обитающих на территории страны ластоногих (байкальской нерпы, кольчатой нерпы Ладожского озера, каспийского тюленя) законодательно не утверждена. Это не позволяет получать более достоверные сведения о состоянии популяции, а также обязывать соответствующие уполномоченные органы проводить учетные работы согласно общим стандартам и требованиям. Информацию об этом мы направили в Генеральную прокуратуру РФ.
В федеральной целевой программе «Об охране озера Байкал» были предусмотрены мероприятия по подсчету численности нерпы на 2017-2019 годы, но в ноябре прошлого года были перенесены на 2020 год. Хотя официальных оснований для переноса не было. В связи с этим мы также проинформировали Генеральную прокуратуру. Мы считаем, что необходимо подсчеты нерпы произвести сейчас в рамках ФЦП.
К тому же стоит помнить, что берега Байкала занимают особо охраняемые природные территории, где есть лежбища нерп. И по предварительной информации, некоторые из них сейчас пустуют. В качестве дополнительной меры мы дали поручение администрациям ООПТ провести свой мониторинг этих мест обитания нерпы с привлечением научных работников, которые ведут летопись природы в динамике.
Это относится и к подсчету омуля. Существует научно обоснованный метод исследований с помощью эхолотов и отлова в разных контрольных точках. А сейчас считают омуль по тому, сколько рыбы пришло вверх по течению рек на нерест. Но она не идет туда просто потому, что миграционные пути перекрываются сетями браконьеров.
Стоит отметить, что за отмену запрета на промышленную добычу нерпы ратовали региональные власти. Целью было трудоустройство населения, ранее занятого добычей омуля. Однако, Минсельхозом РФ планировалось снятие запрета в период с первой декады апреля до распадения льда. А это полтора – два месяца, которые проблему трудоустройства населения все равно не решат.
Сейчас министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев уже выступил с заявлением о том, что данный вопрос будет снят с рассмотрения. И это заслуга широкой волны общественного мнения активных граждан, научного сообщества.
Омуль запрещен, но по-прежнему доступен
– Про омуль давайте еще поговорим. Запрет действует. Но эта рыба в продаже остается. Что предпринимает в этом плане прокуратура? Много ли улова приходится на общины коренных малочисленных народов (КМНС)?
– Практически подходят к концу сроки хранения ранее выловленного омуля. В связи с чем, нами организована и проводится масштабная проверка исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов. Первые результаты указывают на наличие множества нарушений в этой отрасли. Например, проверки мест массовой реализации рыбы удручающе констатируют, что омуля на рынках много, причем он является свежевыловленным. Такая ситуация сложилась как на рынках Северобайкальска, так и Листвянки. Всем подобным фактам дается принципиальная уголовно – правовая оценка. Действия же самих продавцов будут оценены на предмет реализации имущества, добытого незаконным путем. Наказание за данное преступление предусмотрено 175 статьей Уголовного Кодекса РФ. Данная проверка прокуратурой еще не окончена, о ее результатах мы обязательно проинформируем общественность.
Что касается коренных малочисленных народов, то предоставленная им на 2018 год квота добычи омуля составляет ни много ни мало 55 тонн. Данный улов они как употребляют в пищу, так и продают хозяйствующим субъектам. В настоящее время в надежде на получение квот общины КМНС начали резко формироваться в Ольхонском районе. Здесь сразу хочу сказать, что каждую вновь образованную общину мы будем проверять самым тщательным образом, чтобы не допустить легализации браконьерства и нарушения различными недобросовестными гражданами прав истинных представителей коренных малочисленных народов.
Платить за собранный мусор
– Говоря об экологических проблемах, никуда не деться от мусорных свалок. Вроде бы подсчитаны многие давно, теми же активистами ОНФ, неравнодушными гражданами, контролирующими органами. И по многим есть готовые судебные иски о ликвидации. А реально что-то здесь меняется?
– Это серьезная проблема для большинства регионов России. Однако на Байкальской природной территории она стоит особенно остро. Ежегодно в Иркутской области и республике Бурятия по искам прокуроров, контрольно – надзорных органов органы местного самоуправления ликвидируют десятки свалок. А вновь образуется свалка объемом больше прежней. Только по данным региональных Минприроды, в Иркутской области выявлено 948 несанкционированных свалок, в Бурятии – 355, вошедших в территориальные схемы обращения с отходами и подлежащих ликвидации. В регионах отсутствует достаточное количество предприятий по сортировке, переработке, сжиганию мусора. В муниципалитетах не проводится раздельный сбор твердых коммунальных отходов по видам – пищевым отходам, текстилю, бумаге и пр.
Когда нет системы утилизации и переработки, мусор постоянно накапливается на несанкционированных свалках и полигонах, которые сейчас попросту переполнены. Обеспеченность объектами для санкционированного размещения отходов составляет в среднем 28,5%.
Эти проблемы решаются с помощью государственных целевых программ. В субъектах федерации утверждены региональные программы в сфере обращения с отходами. После того, как заработают региональные операторы, сбор, вывоз, утилизация, захоронение отходов, строительство полигонов, мусороперерабатывающих заводов станет их основной задачей. В Иркутской области регоператоров выбирали в первой декаде апреля, вскрытие конвертов состоялось шестого апреля. По каждой из двух предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами зон, поступило по одной заявке на участие в конкурсе. По итогам конкурсного отбора по южной зоне с единственным участником правительство области должно быть заключено соглашение, по северной зоне конкурс признан не состоявшимся. Процедура конкурсного отбора запущена заново.
В Бурятии конкурс приостановлен в связи с поступившими жалобами в Управление федеральной антимонопольной службы России. Две жалобы признаны необоснованными, одна – на рассмотрении.
Кстати, для решения проблем со свалками на Ольхоне, регоператор высказал намерение собирать там мусор за деньги, то есть платить людям за сданные отходы.
В целом, в настоящее время нами с привлечением контрольно-надзорных органов проводится проверка в данной сфере с подключением всех восьми межрайонных прокуроров, обеспечено взаимодействие с прокуратурами субъектов. Принимаются меры к устранению нарушений и упорядочению деятельности по обращению с отходами на всей БПТ. На сегодня нами внесено 21 представление, направлено восемь исков в суд, возбуждено девять дел об административных нарушениях.
Муниципалитеты не следят за дамбами
– В новостях на сайте БМПП есть информации о проверках гидротехнических сооружений межрайонными прокуратурами. Можете подробнее объяснить, в чём там суть?
– Гидротехнические сооружения предназначены в первую очередь для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, от размывов на каналах, для ограждения хранилищ жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций. В первом полугодии текущего года БМПП проводит проверку этих сооружений в соответствии с планом работ. Уже сейчас, к сожалению, можно говорить о достаточно плачевном состоянии ряда гидротехнических сооружений, которые находятся в собственности муниципальных образований.
Муниципалитеты не обеспечивают их надлежащее содержание и ремонт. Это может стать причиной разрушения, причинения вреда водным объектам и водным биологическим ресурсам. Ряд сооружений по своему техническому состоянию не выполняет предназначенных им функций и не отвечает требованиям безопасности, в том числе жизни и здоровья людей. Подобные нарушения и ранее выявлялись прокурорами Иркутской области, Бурятии, Забайкальского края, Восточно – Сибирским транспортным прокурором. С целью их устранения прокуроры направляли судебные иски, возбуждали административные дела. Работа в данном направлении продолжается.
Горящие заповедники
– И напоследок. Начинается сезон лесных пожаров. Что в этой связи находится в компетенции Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры? Какие предварительные выводы перед началом пожароопасного сезона вы уже можете сделать?
– БМПП осуществляет надзор за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в лесах иных категорий – во взаимодействии с территориальными прокурорами.
Анализ состояния законности показывает, что уровень подготовки инспекторского состава администраций ООПТ федерального значения по вопросам организации и тушению лесных пожаров является недостаточным.
Значительная часть ООПТ находятся на территориях, которые не обеспечены охраной лесопожарных формирований. Отсутствует соответствующая инфраструктура, например, пожарные наблюдательные пункты. Периодичность авиационного мониторинга лесов ООПТ не соблюдается.
В связи с чем, логичной представляется инициатива Минприроды России по внесению изменений в акты правительства РФ и наделения специализированного учреждения – ФБУ «Авиалесоохрана» – полномочиями по организации и выполнению авиационных работ по охране лесов от пожаров, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
По результатам проверок подготовки к пожароопасному периоду администраций ООПТ, органов лесного хозяйства трех байкальских субъектов, выявлены грубые нарушения законодательства.
Установлены факты включения недостоверных данных в планы тушения лесных пожаров. Например, о единицах техники, которая фактически отсутствует, или об ответственных лицах за руководство тушениями лесных пожаров, с которыми на самом деле до начала пожароопасного периода прекращены трудовые отношения. До сих пор не сформированы команды некоторых пожарно – химических станций, не укомплектованы пункты сосредоточения пожарного инвентаря.
Выявлены вопиющие случаи, когда из 20 единиц техники, 19 находились в неисправном состоянии, но при этом были включены в план тушения или не были исполнены обязательства по строительству четырех ПХС в ЦЭЗ БПТ в установленные сроки. По всем выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования, направленные на оперативное устранение.
– Не первое лето у нас сильно горит ценнейший в природном плане Байкало-Ленский заповедник. Какое-то особое внимание уделено этой территории?
– Наши работники недавно были в Качуге, где предусмотрена площадка и база для работы по тушению пожаров в заповеднике. Прошли учения. Речь идет о взаимодействии с органами власти субъекта, с авиалесоохраной. Дирекции ООПТ заключали договоры с «Иркутской базой авиационной охраны лесов». Но при возникновении пожаров сначала тушение осуществлялось в лесах субъекта, а потом уже в границах особо охраняемых природных территорий. Сейчас мы предложили в госзадании пересмотреть соглашение, чтобы соблюдались одинаковые условия для лесов общей категории и ООПТ.
БМПП скоординировала деятельность уполномоченных органов и учреждений в целях обеспечения надлежащей охраны лесов от пожаров. Так, органам лесного хозяйства и федеральным учреждениям, осуществляющим управление ООПТ, рекомендовано принять исчерпывающие меры к предупреждению возникновения возгораний лесных насаждений, надлежащему мониторингу лесопожарной обстановки, соблюдению требований тушения лесных пожаров при их возникновении. Уполномоченные органы контроля и надзора ориентированы на эффективное взаимодействие в течение всего пожароопасного периода.
– Спасибо за ваши ответы.
– Мы готовы к дальнейшему открытому разговору с прессой, с общественными организациями, с учеными. На нашей базе созданы Общественный экологический совет, а также Научно – консультативный совет с участием представителей ведущих институтов СО РАН. И нам всем предстоит большая совместная работа по сохранению Байкальской природной территории, Ангарского водного бассейна, по соблюдению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, по защите природных ресурсов, которые, напомню, являются фундаментом государственных стратегических запасов.
Критерии осуществления туристической деятельности на Байкале в соответствии с нормами закона
- Регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- Уплата налогов и сборов в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ;
- Законность владения земельным участком под туристическим объектом, вид разрешенного использования земельного участка – отдых, рекреация;
- Разрешение на строительство объекта капитального строительства (не индивидуального жилого дома);
- Положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объекта;
- Сбор, размещение, вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;
- Канализование объекта с учетом требований ст. 65 Водного кодекса РФ, Федерального закона «Об охране озера Байкал»;
- Наличие лицензии на пользование недрами при использовании воды из скважины или договора водопользования при использовании поверхностных вод;
- Санитарно-эпидемиологические заключения на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения и на качество воды;
- Соблюдение требований пожарной безопасности;
- Решение о предоставлении водных объектов в пользование при наличии причалов и иных сооружений в акватории водного объекта