Дорога на Ольхоне: применяем ноу-хау

Комфортная автомобильная трасса на самом большом острове Байкала, Ольхоне, станет реальностью. На прошлой неделе проектировщики, эксперты, ученые обсуждали, какие технические решения должны быть применены при строительстве дороги, чтобы минимизировать затраты и экологический ущерб, который может быть нанесен территории.

Поиск решений

– Наша задача не просто выполнить поручения президента России Владимира Путина и губернатора Сергея Левченко о строительстве асфальтированной дороги до поселка Хужир. Мы ищем такие варианты реконструкции дорожной одежды, которые устроят по стоимости, техническим характеристикам, экологическим требованиям. Мы помним, что остров входит в природоохранную зону, – сказал заместитель министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Евгений Липатов.

Будущая дорога на остров проектируется тремя организациями и разделена на три участка. Первый – длиной почти в 30 км – это территория от парома по направлению к Хужиру. Работать, как признался представитель проектной организации Евгений Школьников, предстоит в непростых условиях:

– Здесь необходимо считаться с ограничениями, и не только на стадии проведения строительных работ, но и при инженерных изысканиях. Помимо центральной экологической зоны, на этой территории расположен Прибайкальский национальный парк, археологические объекты.

Согласно проекту, новая дорога на Ольхоне будет четвертой категории, с двумя полосами движения, шестиметровой проезжей частью, двумя обочинами. Дорога будет построена на перспективу. По подсчетам проектировщиков, интенсивность движения в текущем году составляет 912 автомобилей в сутки, а через 20 лет она увеличится в два раза.

Как известно, сегодня асфальтобетонная дорога на острове есть только до паромной переправы. Она имеет покрытие переходного типа из щебеночно-гравийного материала, который находится в неудовлетворительном состоянии, с многочисленными выбоинами. Неудивительно, что местное население и приезжие предпочитают сворачивать с нее на параллельные несанкционированные проезды.

Проектировщики говорили о проблемах, с которым придется столкнуться при строительстве. А их масса. На острове отсутствует действующий карьер, нет круглогодичного транспортного сообщения, сложная логистика.

– Мы планировали разместить асфальтобетонный завод в Хужире, но получили отрицательный ответ от надзорных органов. Материалы придется частично брать в Баяндае, Ангарске, Иркутске и Шелехове, – отметил Олег Лесюта, гендиректор ООО «Горизонт», проектирующего второй участок дороги перед Хужиром с капитальным ремонтом.

Пыль – главная угроза Байкалу

Пока одни специалисты просчитывают технические решения, другие предлагают посмотреть на дорогу, как на вариант спасения байкальской территории. Как отметила Людмила Суслова, гендиректор ЗАО «Индор», проектирующего третий участок дороги – Хужир – Харанцы, главной проблемой, которая вредит экосистеме Байкала, является пыль:

– Пылеобразование по прибайкальской зоне и самому Ольхону – это катастрофа. Как утверждают экологи, пыль доходит до середины Байкала. На Ольхоне огромное количество местных проездов, которые в летнее время пылят страшным образом. Невозможно эксплуатировать дороги возле Байкала и по Ольхону без обеспыливания. Да, эти технологии очень дорогие, но Байкал того стоит.

Гидропосев и очистные

ООО «ТехДорСтрой» – одна из немногих компаний, представляющих свои технические решения, которые могут быть взяты на вооружение при строительстве дороги на Ольхоне. Ее руководитель Алексей Парамонов рассказал о технологии гидропосева, помогающей укрепить откосы земляного полотна:

– Суть ее в том, что тщательно перемешанная смесь из семян трав, удобрений, воды, специальных добавок и мульчи при помощи специальной установки гидропосева вносится на заранее подготовленный под озеленение участок. В состав компонентов также могут входить активаторы роста, склеивающее вещество и гидрогель, который применяется при засушливой погоде для сохранения влаги в созданном слое совместно с семенами. Применять гидропосев можно практически везде, где есть необходимость создавать устойчивый травяной покров.

Гидропосев радикально превосходит все остальные методы создания травяного покрытия. В первую очередь эта технология применяется, когда газон нужно создать быстро, на больших площадях, с минимальной подготовкой и с максимально низкой себестоимостью.

Еще одной важнейшей задачей, которую решает данная технология, является обеспыливание. Методом гидропосева можно добиться обеспыливания как при строительстве, так и при эксплуатации дороги.

– Благоустройство обочин, восстановление ландшафта, создание устойчивого травяного покрытия – технология гидропосева легко справится и с этими задачами, – продолжил Алексей Парамонов. – Экологичность и экономичность – главные преимущества технологии. Стоимость создания травяного покрытия – порядка 40 рублей за квадратный метр. Всхожесть семян – более 90%. Более того, семена защищены от внешних факторов: выдувания ветром, дождевых вод, от склевывания птицами. Специальное склеивающее вещество создает плотный слой, который невозможно убрать с откоса.

ООО «ТехДорСтрой» готово предложить также решение по устройству ливневых очистных сооружений (ЛОСы). Они будут необходимы при строительстве дороги, поскольку законодательство требует собирать сточную воду с дорог и очищать ее. Эксплуатировать ЛОСы можно без замены фильтрующих элементов до трех лет. Контрольные измерения ведутся через заключающий элемент системы, контрольный колодец. Там берутся пробы воды, в случае, если они соответствуют нормативам, вода сбрасывается на рельеф.

Альтернативная энергетика

В числе прочих решений при строительстве дороги на Ольхоне – применение геосинтетики в дорожной одежде, которая позволит сократить толщину конструктивных слоев.

А освещать дорогу на Ольхоне, скорее всего, будут с помощью альтернативных источников энергии, чтобы снизить нагрузку на существующую систему энергоснабжения на острове.

Справка

В 2018 году планируется выполнить большую часть проектирования дороги на Ольхоне. В 2019-м будет получено заключение и начнется строительство. Объем финансирования проекта – 2,5 млрд рублей. Источники – федеральный и областной бюджеты.