Сергей Зенков: У общества большой запрос на решение проблем Байкала
Почему до сих пор точно не подсчитано количество нерпы и омуля, что влечет за собой сокращение границ водоохранной зоны Байкала, как готовятся к тушению лесных пожаров в заповедниках, какие условия должен соблюдать туристический бизнес для работы в правовом поле? Ответы на эти и другие вопросы в интервью «Областной» дал руководитель Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры (БМПП) Сергей Зенков.
Все турбазы на Байкале проверят
– Сергей Дмитриевич, ваше подразделение прокуратуры начало работать совсем недавно, но оно уже стало заметно звучать в прессе в связи с разными заявлениями, событиями. Так, интерес СМИ вызвали проведение БМПП круглого стола в Иркутске по проблемам туристической деятельности на Байкале и ваша встреча с представителями туротрасли Бурятии. Есть ли разница в организации туристической деятельности в двух байкальских регионах?
– В первую очередь отмечу следующее: нельзя сказать, что до создания БМПП прокуратура не вела работу на Байкальской природной территории. И прокуратурой Иркутской области, и нашими коллегами из Бурятии и Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, и, безусловно, Генеральной прокуратурой РФ накоплена огромная практическая база осуществления надзорной деятельности природоохранной направленности. Но так получилось, что байкальская повестка становится все более актуальной в связи с возникающими там проблемами. Мы видим это по материалам СМИ, по интересу научных и общественных организаций, по активности граждан, которые обращаются к нам сейчас.
О высоком значении Байкала для государства говорит хотя бы тот факт, что основы правового регулирования здесь закреплены отдельным федеральным законом «Об охране озера Байкал». Есть также постановление правительства № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», федеральный закон «Об основах туристической деятельности в РФ». И с этой точки зрения критерии организации любой деятельности в ЦЭЗ БПТ едины для Иркутской области и Бурятии.
В то же время у этих субъектов РФ, а также у муниципалитетов есть свои полномочия по организации рекреационной деятельности. И здесь регионам присущи свои особенности. Так, в Бурятии существует одна рекреационная местность регионального значения и четыре – местного. Там по задумке законодателя прямо разрешена организация туризма. В Иркутской области большую часть побережья занимают особо охраняемые природные территории (ООПТ), где рекреация возможна лишь в специально отведенных функциональных зонах.
То есть деятельность на Байкальской природной территории (БПТ) регулируется несколькими нормативно-правовыми актами, включая самый главный документ – ратифицированную конвенцию о включении озера Байкал в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Мы понимаем, что у людей порой возникает путаница, какой закон на территории действует и в каких пределах. Сейчас готовим визуально оформленную «иерархию» этого законодательства, которая будет размещена в открытом доступе.
Но вернемся к турбизнесу. В настоящее время определена политика единообразного подхода к регулированию рекреационной деятельности на всей территории Центральной экологической зоны (ЦЭЗ) БПТ, консолидированы органы исполнительной власти двух регионов, разрабатываются проекты правил организации туризма и отдыха с учетом особенностей территорий, но по единым требованиям и по одной концепции. И это правильный подход – Байкал у нас один. Мы в свою очередь тесно работаем с органами власти субъектов Федерации по этим вопросам.
Прокуратура не преследует цель закрыть туризм, очистить берега Байкала. Мы орган, который осуществляет надзор за исполнением законов абсолютно всеми в равной степени. Поэтому и подход законности осуществления туристической деятельности будет единым ко всем.
– Можете назвать места на побережье Байкала, где критически превышена антропогенная нагрузка, и из каких факторов она, собственно, состоит?
– На сегодня антропогенная нагрузка от турпотоков по основным направлениям официально просчитана и сопоставлена с нормативными пределами для поселка Хужир. Согласно сведениям Росприроднадзора нагрузка там превышена почти в два раза.
В Иркутской области научно-исследовательские работы по расчету рекреационной нагрузки проведены Институтом географии СО РАН. Они сдаются заказчику по госконтракту. Эти расчеты и лягут в основу макета правил организации туризма и отдыха и зонирования рекреационных территорий. Аналогичные работы ведутся сейчас в Бурятии.
Основные критерии в подсчете – показатели накопления отходов от рекреационной деятельности, плотность туристической застройки прибрежной зоны в разрезе муниципальных образований. Также просчитываются шаговые нагрузки на растительный и почвенный покров, автотранспортные и социальные нагрузки, когда проводится соотношение числа туристов к местным жителям.
Все действующие туробъекты будут проверены. Мы выяснили, что до настоящего времени никто не мог назвать точное количество мест коллективного размещения туристов на Байкале. Сейчас прокуратура собирает данные из разных источников – от рекламы баз в интернете до сведений, предоставленных органами контроля. Межрайонные прокуроры проводят эту работу во время проверок. На данный момент в Иркутской области и Бурятии нами установлено 534 объекта, из них более 400 – в Прибайкалье. И эта работа продолжается, цифры не окончательные.
Водоохранная зона: вопрос открыт
– Не могу не спросить про ситуацию вокруг водоохранной зоны (ВЗ) Байкала. Понятно, что решение председателем правительства России об изменении границ принято, а ваша роль – надзирать за действующим законодательством. Но напомните, какова была позиция ведомства во время обсуждения этой проблемы. Разъясните читателям, что же все-таки может изменить новые границы «водоохранки». И что повлечет за собой планируемое сокращение Центральной экологической зоны Байкала, о котором, например, говорил глава Бурятии?
– Ранее мы изучили эту ситуацию и проинформировали Генеральную прокуратуру. Наше мнение учитывалось при обсуждении вопроса по водоохранной зоне в Государственной думе, где были даны поручения об использовании научного подхода в принятии решения об изменении границ ВЗ.
Институт географии предлагал границу ВЗ шириной от 500 метров и более. После корректировки Минприроды РФ ширина зоны в отдельных местах сведена к минимальным значениям.
Большинство населенных пунктов в ЦЭЗ БПТ не имеют очистных сооружений, ливневых канализаций и пр. Следовательно, без создания таковых все загрязняющие вещества будут поступать непосредственно в Байкал или его водосборную площадь.
Насколько нам известно, сейчас правительство России вернулось к рассмотрению вопроса установления границ водоохранной зоны. К этой проблеме подключено научное сообщество.
Что же касается сокращения Центральной экологической зоны, то здесь хотелось бы отметить, что она совпадает с границами объекта Всемирного природного наследия, которые приняты ЮНЕСКО. Вопрос о сокращении ЦЭЗ БПТ в настоящее время не обсуждается.
Нерпу нужно посчитать
– Обойти тему планов Минсельхоза РФ по промышленной добыче нерпы тоже нельзя. Они вызвали широкую волну общественного возмущения. В итоге министерство отказалось от своих планов. С другой стороны, Госрыбцентр заявляет, что необходимость «подкорректировать» численность тюленей назрела. Прокуратура анализирует эту ситуацию?
– Безусловно, ситуация с нерпой находится на особом контроле. Вопрос инициации органами власти снятия запрета на промышленную добычу тюленя Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура проанализировала еще в начале марта. Проверка установила, что Байкальский филиал ФГБНУ «Госрыбцентр», начиная с 2009 года, по причине недостаточности финансирования не проводит мониторинговые исследования нерпы по всей акватории озера. Исключение составил лишь 2015 год. Поэтому погрешность в расчетах численности нерпы составляет 25–30%.
Таким образом, снятие запрета на промышленную добычу байкальской нерпы возможно только в условиях наличия достоверных сведений о ее численности, которые в настоящее время отсутствуют. По указанным фактам в адрес Байкальского филиала «Госрыбцентра» внесено представление, которое находится на стадии рассмотрения.
Почему мы внесли представление? Подсчет численности нерпы ранее проводился урезами, что называется, по кускам. Потом эти данные складывали и увеличивали на коэффициент, после чего делали выводы о количестве нерпы. По нашему мнению, учитывая климатические изменения на Байкале, миграции животных, нужно проводить учет во всей акватории озера, и только потом говорить о численности нерпы. Более того, необходимы дополнительные исследования, которые бы подтвердили, что увеличение популяции не может быть совместимо с экосистемой Байкала.
В мире такие подсчеты ведутся не выборочно, а сплошным методом, и они дают более точные результаты. Однако до настоящего времени в Российской Федерации методика подсчета обитающих на территории страны ластоногих (байкальской нерпы, кольчатой нерпы Ладожского озера, каспийского тюленя) законодательно не утверждена. Это не позволяет получать более достоверные сведения о состоянии популяции, а также обязывать соответствующие уполномоченные органы проводить учетные работы согласно общим стандартам и требованиям. Информацию об этом мы направили в Генеральную прокуратуру РФ.
В федеральной целевой программе «Об охране озера Байкал» были предусмотрены мероприятия по подсчету численности нерпы на 2017–2019 годы, но в ноябре прошлого года были перенесены на 2020 год. Хотя официальных оснований для переноса не было. В связи с этим мы также проинформировали Генеральную прокуратуру. Мы считаем, что необходимо подсчеты нерпы произвести сейчас в рамках ФЦП.
К тому же стоит помнить, что берега Байкала занимают особо охраняемые природные территории, где есть лежбища нерп. И, по предварительной информации, некоторые из них сейчас пустуют. В качестве дополнительной меры мы дали поручение администрациям ООПТ провести свой мониторинг этих мест обитания нерпы с привлечением научных работников, которые ведут летопись природы в динамике.
Это относится и к подсчету омуля. Существует научно обоснованный метод исследований с помощью эхолотов и отлова в разных контрольных точках. А сейчас считают омуль по тому, сколько рыбы пришло вверх по течению рек на нерест. Но она не идет туда просто потому, что миграционные пути перекрываются сетями браконьеров.
Стоит отметить, что за отмену запрета на промышленную добычу нерпы ратовали региональные власти. Целью было трудоустройство населения, ранее занятого добычей омуля. Однако Минсельхозом РФ планировалось снятие запрета в период с первой декады апреля до распадения льда. А это полтора-два месяца, которые проблему трудоустройства населения все равно не решат.
Сейчас министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев уже выступил с заявлением о том, что данный вопрос будет снят с рассмотрения. И это заслуга широкой волны общественного мнения активных граждан, научного сообщества.
Омуль запрещен, но по-прежнему доступен
– Запрет на вылов омуля действует, но эта рыба в продаже остается. Что предпринимает в этом плане прокуратура?
– Практически подходят к концу сроки хранения ранее выловленного омуля. В связи с чем нами организована и проводится масштабная проверка исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов. Первые результаты указывают на наличие множества нарушений в этой отрасли.
Например, проверки мест массовой реализации рыбы констатируют, что омуля на рынках много, причем он является свежевыловленным. Такая ситуация сложилась на рынках Северобайкальска, Листвянки. Всем подобным фактам дается принципиальная уголовно-правовая оценка. Действия же самих продавцов будут оценены на предмет реализации имущества, добытого незаконным путем, в соответствии со статьей 175 Уголовного кодекса РФ. Данная проверка прокуратурой еще не окончена, о ее результатах мы обязательно проинформируем общественность.
Квота для коренных малочисленных народов на 2018 год составляет 55 тонн. Улов они как употребляют в пищу, так и продают хозяйствующим субъектам. В настоящее время в надежде на получение квот общины КМНС начали резко формироваться в Ольхонском районе. Здесь сразу хочу сказать, что каждую вновь образованную общину мы будем проверять самым тщательным образом, чтобы не допустить легализации браконьерства и нарушения различными недобросовестными гражданами прав истинных представителей коренных малочисленных народов.
Горящие заповедники
– Начинается сезон лесных пожаров. Что в этой связи находится в компетенции Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры?
– БМПП осуществляет надзор за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в лесах иных категорий, во взаимодействии с территориальными прокурорами.
Анализ состояния законности показывает, что уровень подготовки инспекторского состава администраций ООПТ федерального значения по вопросам организации и тушения лесных пожаров является недостаточным.
Значительная часть ООПТ не обеспечена охраной лесопожарных формирований. Отсутствует соответствующая инфраструктура, например, пожарные наблюдательные пункты. Периодичность авиационного мониторинга лесов ООПТ не соблюдается.
В связи с чем логичной представляется инициатива Минприроды России по внесению изменений в акты правительства РФ и наделения специализированного учреждения ФБУ «Авиалесоохрана» полномочиями по организации и выполнению авиационных работ по охране лесов от пожаров, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
По результатам проверок подготовки к пожароопасному периоду администраций ООПТ, органов лесного хозяйства трех байкальских субъектов выявлены грубые нарушения законодательства.
Установлены факты включения недостоверных данных в планы тушения лесных пожаров. Например, о единицах техники, которая фактически отсутствует, или об ответственных лицах за руководство тушениями лесных пожаров, с которыми на самом деле до начала пожароопасного периода прекращены трудовые отношения. До сих пор не сформированы команды некоторых пожарно-химических станций, не укомплектованы пункты сосредоточения пожарного инвентаря.
Выявлены вопиющие случаи, когда из 20 единиц техники 19 находились в неисправном состоянии, но при этом были включены в план тушения, или не были исполнены обязательства по строительству четырех ПХС в ЦЭЗ БПТ в установленные сроки. По всем выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования, направленные на оперативное устранение.
– Спасибо за ваши ответы.
– Мы готовы к дальнейшему открытому разговору с прессой, с общественными организациями, с учеными. На нашей базе созданы Общественный экологический совет, а также Научно-консультативный совет с участием представителей ведущих институтов СО РАН. И нам всем предстоит большая совместная работа по сохранению Байкальской природной территории, Ангарского водного бассейна, по соблюдению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, по защите природных ресурсов, которые, напомню, являются фундаментом государственных стратегических запасов.