Съезд, которого давно ждали
В работе III съезда депутатов, созванного по инициативе Законодательного Собрания, приняли участие 360 делегатов от всех представительных органов Иркутской области. В его адрес поступили поздравления от Совета Федерации РФ и Госдумы РФ, в которых говорится, что «съезд – это не только знаменательное событие в истории региона, но и веха, позволяющая оценить грамотную и поступательную политику представительной власти Иркутской области».
Будем собираться каждый три года
Выступая на пленарном заседании с докладом об основных направлениях развития Иркутской области, председатель Заксобрания Сергей Брилка напомнил, что прошло более 10 лет со дня проведения предыдущего съезда, наметившего основные пути развития местного самоуправления:
– Двигаясь по этому пути, наша область первой в России всенародно выбрала губернатора и первой избрала органы местного самоуправления. Принят ряд законов, позволивших создать правовой фундамент местного самоуправления.
Роль местных органов власти, считает Сергей Брилка, трудно переоценить. Именно они ближе всего стоят к народу, быстрее всего откликаются на его нужды, и от того, как быстро и грамотно они решают текущие вопросы, зависит качество жизни вверенного ему населения.
Примерами конструктивного взаимодействия населения и органов местного самоуправления может служить реализация уникального проекта «Народные инициативы». С его помощью за семь лет удалось осуществить с народной подсказки более 12 тыс. мероприятий на общую сумму около 4 млрд рублей.
Совместная работа ведется и по исполнению «Наказов избирателей» – более 200 социальных объектов в разных муниципалитетах были построены и капитально отремонтированы за время работы депутатов второго созыва, а общий объем финансирования наказов на сегодня превышает 14 млрд рублей.
На основе взаимопонимания строится и запущенный в прошлом году проект «Формирование комфортной городской среды», авторами которого являются сами жители городов и поселков. На эти цели на ближайшее трехлетие выделяется 3 млрд рублей.
Но наряду с успехами, по мнению Сергея Брилки, есть еще ряд нерешенных проблем. Одна из них – судьба бывших леспромхозовских и северных поселков, оставшихся на обочине жизни: без работы и с разрушающейся инфраструктурой.
– Уверен, нужна региональная стратегия – что делать с такими населенными пунктами. И эту стратегию мы можем выработать только совместно, при вашем непосредственном участии, – сказал спикер.
На повестке дня и будущее территорий особого социально-экономического развития, предоставляющих существенные преференции предпринимательскому сообществу. Одной из таких территорий определен город Усолье-Сибирское. Законодатели взяли под свою опеку пришедших на эту площадку инвесторов, особенно трудовой коллектив, возрождающий завод «Усольмаш». Им в помощь подключена корпорация развития Иркутской области, а также разрабатывается механизм государственной поддержки.
Магистральное направление деятельности ЗС – развитие социальной сферы. За время работы депутатов второго созыва удалось ликвидировать дефицит мест в детских садах для детей старше трех лет. Уже взят новый ориентир – создание ясельных групп для малышей от полутора до трех лет.
– Сегодня нас беспокоит ситуация со школами, особенно в связи с возможностью перехода на односменное обучение. Мы недавно проехали с парламентским контролем по школам Иркутского района – часть из них переполнены, учеников в разы больше нормы. Соответственно, нужно срочно разрабатывать проектно-сметную документацию и изыскивать возможности для строительства в таких районах новых школ.
В последнее время на передний план выходят вопросы стратегического планирования, отметил Сергей Брилка. И все чаще звучит термин «индикаторы социально-экономического развития региона»:
– И это не случайно. Цифры – вещь объективная. Именно индикативные показатели, понятные для населения, дают объективную оценку ситуации в той или иной сфере общественной жизни.
Такие ориентиры развития региона были определены Конгрессом национальных и общественных организаций Иркутской области, который при поддержке Законодательного Собрания прошел в начале марта. По итогам заседания конгресса было принято Общественное послание, в котором отражены основные наболевшие проблемы Приангарья. Конгресс определил, что послание обязательно должно принять силу закона.
Безусловно, для эффективного развития местного самоуправления большое значение имеет кадровый состав его органов. Причем важны как его количественные показатели, то есть укомплектованность штата сотрудников, а для небольших поселений – вообще его наличие, так и качественные, такие как квалификация кадрового состава, набор личностных и профессиональных компетенций.
Для повышения профессиональной подготовки местных кадров Законодательное Собрание регулярно проводит выездные обучающие семинары, тематические стажировки, видеоконференции, а также мероприятие «Парламентская школа» для депутатов дум, избранных впервые.
Сергей Брилка рекомендовал более активнее использовать в качестве формы участия населения в решении вопросов местного значения такие инструменты общественного контроля, как общественные палаты и советы при муниципальных образованиях:
– Эти общественные органы позволят руководству муниципального образования владеть полной и достоверной информацией о состоянии дел, оперативно и конструктивно решать текущие вопросы с непосредственным участием населения.
В завершение своего выступления спикер предложил проводить съезды депутатов Приангарья раз в три года, что будет, по его словам, соответствовать логике трехлетнего планирования.
Совершенствование местного самоуправления
Пленарному заседанию предшествовала работа депутатов в четырех секциях. Совершенствованию организации местного самоуправления была посвящена секция, которую вел председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС Борис Алексеев.
Все выступления носили конструктивный и прикладной характер. В частности, прозвучало пожелание сохранить федеральную программу строительства сельских дорог, очень востребованную в отдаленных территориях, отрезаемых от райцентров в распутицу. Как было заявлено, многие муниципалитеты хотели бы участвовать в федеральных программах, но зачастую не знают, как это сделать. По мнению депутатов, было бы нелишне возобновить институт представительства Иркутской области в Москве, который бы взял на себя роль координатора, помогая муниципалитетам входить в федеральные программы.
Все участники секции были единодушны во мнении, что от качества функционирования органов местного самоуправления зависит и качество жизни общества. Но этому должна способствовать и региональная, и федеральная власть. Мэр Саянска Олег Боровский высказал настоятельное пожелание продолжить программу по переселению из ветхого и аварийного жилья, а также программу «Народные инициативы», а председатель думы Иркутского района Александр Менг попросил съезд поддержать инициативу субъекта по корректировке антикоррупционного законодательства в части требований к депутатам дум первого уровня.
Гость съезда, председатель комитета по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Народного Хурала Республики Бурятия Борис Ботоев рассказал о работе с ТОС (территориальное общественное самоуправление), особенно в плане получения дополнительных налоговых доходов.
Депутаты поддержали предложение о формировании перечня приоритетных инфраструктурных проектов, реализация которых ускорит социально-экономическое развитие регионов.
Из рекомендаций съезда: провести Дни местного самоуправления в учебных заведениях городских и сельских поселений области; обеспечить проведение регулярных отчетов органов местного самоуправления о результатах деятельности.
Налоговое перераспределение
Самой многочисленной оказалась секция «Экономика и бюджет», организатором которой стали два комитета Законодательного Собрания: по бюджету, а также по собственности и экономической политике. В ней приняла участие почти треть всех участников съезда.
Наиболее острая тема, не в первый раз поднимаемая депутатами всех уровней, – сбалансированность местных бюджетов. Хотя благодаря областным парламентариям финансовая помощь местным бюджетам была увеличена в прошлом году почти в два раза, финансовых средств все равно недостаточно.
Как рассказала председатель думы Братска Лариса Павлова, перечень полномочий органов местного управления растет, а источники доходов с каждым годом уменьшаются. И хотя областные трансферты увеличиваются, но они носят, как правило, целевой характер и не способны ликвидировать дефицит платежных средств. По ее мнению, необходимо пересмотреть действующие областные законы области, регулирующие межбюджетные отношения и нормативы отчислений в пользу муниципальных образований. Это и налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, а также штрафы за нарушение правил дорожного движения.
С этим предложением согласен и председатель думы Новоилимского сельского поселения Нижнеилимского района Николай Печанский. По его словам, зачастую из-за нехватки денег в местном бюджете приходится брать коммерческие кредиты на оплату коммунальных услуг.
Как сказала вице-спикер, председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова, эти требования муниципалитетов о пересмотре налоговых отчислений идут не от желания урвать себе лишний рубль, а от потребности.
– Бюджеты муниципальных образований должны наполняться таким образом, чтобы они имели возможность исполнять свои полномочия.
Участники секции также рассмотрели вопросы снижения нагрузки на бюджет по использованию электроэнергии на освещение улиц, перевода электрокотельных на альтернативные виды топлива, а также обсудили проблемы муниципальных образований с высоким уровнем бюджетной обеспеченности. Также затрагивались вопросы дорожного строительства, в частности необходимости ремонта автодороги Усть-Илимск – Братск.
С последними изменениями федерального законодательства в бюджетной сфере ознакомил депутатов сенатор от Иркутской области Виталий Шуба. По его мнению, несмотря на особенности каждого муниципального образования, общей целью должно быть обеспечение равного доступа граждан к бюджетным услугам.
Из резолюции съезда: Законодательному Собранию, областному правительству и органам местного самоуправления выйти с законодательными инициативами об изменении нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов (в частности, по налогу на прибыль и НДФЛ).
Требуется программа «Земский фельдшер»
Особое внимание в работе секции «Социальная политика», проходящей под руководством вице-спикера ЗС, председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Андрея Лабыгина и председателя комитета по социально-культурному законодательству Ирины Синцовой, было обращено на поддержку семей, имеющих детей.
Президентом страны поставлена задача в ближайшее десятилетие не только стабилизировать численность населения России, но и обеспечить ее прирост. Для увеличения рождаемости был осуществлен ряд мер на государственном уровне. Наряду с программой федерального материнского капитала реализуется аналогичная областная программа с выплатой 100 тыс. рублей в случае рождения третьего и последующих детей. По инициативе областных парламентариев срок ее действия продлен до 2021 года.
Также по инициативе депутатов изменен подход к школьному питанию для детей из многодетных и малообеспеченных семей. Уже в нынешнем году с начала учебного года оно будет рассчитываться исходя из стоимости 30-процентной суточной потребности школьников в питании. Это примерно составит 50 рублей в день для южных районов области и 60 рублей – для северных районов.
Всего в регионе действует 116 мер социальной поддержки, из которых почти половина предоставляются различным категориям семей с детьми, в первую очередь многодетным и малоимущим. В 2018 году на поддержку семей, имеющих детей, выделено 8,9 млрд рублей, что на 1,2 млрд больше предыдущего года.
Как сказал Андрей Лабыгин, в последнее время большое значение придается совершенствованию принципа адресности и справедливости проводимой социальной политики:
– Помощь должны получать граждане и семьи, которые действительно в ней нуждаются.
Обсуждая тему доступности и качества медицинской помощи, участники секции указывали на дефицит в сельских территориях не только врачебных кадров, но и фельдшерских. Именно это обстоятельство во многом сдерживает открытие фельдшерско-акушерских пунктов. Помочь решить проблему могло бы принятие по аналогии с программой «Земский доктор» программы «Земский фельдшер», гарантирующей специалистам, желающим работать на селе, подъемные в размере полумиллиона рублей.
Из резолюции съезда: совершенствовать механизм мониторинга кадровых потребностей регионального рынка труда, увязывая его с системой подготовки кадров.
Приангарье нуждается в водной стратегии
Большое внимание в работе секции «Природопользование, экология и устойчивое развитие сельских территорий», прошедшей под руководством вице-спикера ЗС, председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Кузьмы Алдарова и председателя комиссии по контрольной деятельности Геннадия Нестеровича, было уделено вопросам лесопользования, утилизации мусора и обеспечения населения чистой питьевой водой.
Как рассказал Кузьма Алдаров, благодаря принятию закона об организации пунктов приема, переработки и отгрузки древесины удалось наполовину сократить объемы браконьерских порубок. Минлесхоз РФ признал положительным опыт внедрения в Иркутской области идентификационных карт и рекомендовал его для введения в других регионах.
В свое время областные парламентарии выходили с предложением в Госдуму разрешить гражданам вести заготовку валежника и порубочных остатков для печного отопления. И к их голосу прислушались. Буквально на днях председатель российского правительства подписал федеральный закон, позволяющий вести заготовку древесных отходов на арендованных участках.
Больная для области тема – утилизация твердых бытовых отходов. Как заверил Кузьма Алдаров, мусорная проблема хотя и не так быстро, но все же сдвинулась с места. Определен региональный оператор как по южной, так и по северной зоне. Утверждена региональная схема по сбору, переработке и хранению твердых коммунальных отходов. Ведется работа по созданию в регионе сети полигонов, мусоросортировочных станций и заводов по переработке отходов, а также по организации раздельного сбора мусора. Областному правительству было предложено подготовить методические указания муниципальным образованиям по работе региональных операторов с населением.
Депутаты многих районов, особенно Усть-Ордынского Бурятского округа, испытывающие из-за многолетнего маловодья недостаток питьевой воды, настаивают на восстановлении программы «Чистая вода», свернутой по причине прекращения федерального финансирования. По мнению Геннадия Нестеровича, муниципальным образованиям нужно определиться в способах ликвидации водного дефицита: прокладывать водовод, бурить скважину или приобрести водовозные машины. Когда сложится общая картина потребностей, тогда законодателям и правительству станет ясно: на что и куда направлять деньги.
Из резолюции съезда: разработать водную стратегию Иркутской области на среднесрочную и долгосрочную перспективы, а также провести модернизацию и внедрение современных эффективных технологий, улучшающих химический состав воды.