«Ипохондрик» или герой нашего времени?
Фантасмагория, гротескные маски и танцы вприсядку – на камерной сцене Иркутского драмтеатра состоялась премьера спектакля «Ипохондрик» по произведению писателя Алексея Писемского. Режиссер Иосиф Фекета определил жанр постановки как сатирическую комедию о любви. Он уверен, что пьеса, которой уже почти два столетия, сегодня актуальна как никогда, ведь ее главный герой Николай Дурнопечин (артист Алексей Орлов (I) – это практически герой нашего времени.
– «Ипохондрик» – это классическое произведение, а как известно, именно на такой литературе растет артист и зритель, но когда мы углубились в материал, оказалось, что это еще очень сегодняшняя тема, ведь наши современные мужчины все больше боятся принимать решения и брать на себя ответственность, – считает народный артист России Иосиф Фекета. – По статистике, 70% женщин США сами назначают свидания мужчинам. В России многие дамы содержат семью, а их мужья годами не работают. То есть мы, мужчины, перестали выполнять свои прямые функции. Неудивительно, что сегодня в некоторых странах появляется такое понятие, как средний пол. В общем, в спектакле мы пытаемся посмеяться над этой ситуацией и показать, как важно мужчине выполнять заложенные в него природой функции.
Главный герой этой истории действительно крайне мнительный мужчина. Диагноз – ипохондрия, который ему поставили доктора, он считает смертельным. Атмосферу подчеркивают декорации цвета зеленки и костюм главного героя в таких же тонах. А также обилие аптекарских флакончиков и грелок, которыми заполнена все обстановка дворянского гнезда, куда герой приехал поправить свое здоровье. В центре сцены – огромная кровать, где хворает наш «мнимый больной», и куда к нему приходят кошмарные наваждения в огромных и страшных масках.
– Герой часто теряет сознание, и эти гипертрофированные маски погружают зрителя в тот мир ужасов, куда он попадает, – поясняет Иосиф Фекета. – Пластика же, которую мне помогла сделать главный режиссер Иркутского музыкального театра Анна Фекета, усиливает это ощущение. Для меня хореография и другие художественные средства – это краски, которые помогают проявить логику действия, расширить и сделать более выпуклым образ героя, а не пустое украшательство.
Но герои кошмаров – не единственные, кто докучает состоятельному мужчине. Его также атакуют бедные родственники Настасья Кирилловна Белогривова (Татьяна Фролова) и ее сын Ванечка (Роман Мосьпан), желающие получить наследство, и Прохор Прохорыч Дурнопечин (заслуженный артист России Игорь Чирва), который грозит отсудить часть якобы незаконно полученного имения. А также его юношеская любовь сомнительного морального облика Надежда Ивановна Канорич (Дарья Горбунова) и ее воинственный брат Mихайло Иваныч Канорич (артист Иван Гущин). Неизвестно, чем бы кончился визит на родину для Дурнопечина, если бы не его тетка Соломонида Платоновна (заслуженная артистка России Татьяна Двинская) – женщина крутого нрава. Она разогнала всех, кто хотел воспользоваться слабохарактерностью ее племянника, и даже нашла ему подходящую невесту.
– В этой пьесе каждый образ интересен для актерской игры, но для меня эта роль на сопротивление, ведь мой герой постоянно болеет и при этом он – здоровый мужик, – отметил артист Алексей Орлов. – Хотя я сам, признаться, склонен к ипохондрии в жизни, если что-то болит, сразу лезу в интернет и, как правило, подозреваю худшее, но я не один такой, поэтому многие зрители наверняка узнают в моем герое себя.
В постановке много забавных ситуаций, где через смех можно увидеть многие приметы сегодняшнего времени, а может быть, и свои собственные черты характера.