16.05.2018 09:00
Рубрики
Культура
Фото
Артемий Шелтунов
Фото:
Артемий Шелтунов
16.05.2018 09:00

Музейная история Натальи Сысоевой

Уже почти два года у руля Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева стоит председатель иркутского отделения Союза художников России, живописец и искусствовед Наталья Сысоева. За это время под ее руководством было проведено немало ярких выставок и проектов, издано несколько крупных альбомов, открыт виртуальный филиал Русского музея, начался ремонт фондохранилища. О том, что изменилось в музее, и планах на будущее, Наталья Сысоева рассказала в интервью газете «Областная».

– Наталья Сергеевна, легко ли было включаться в работу музея?

– Да, ведь я художник и искусствовед по образованию. То есть одновременно практик, который знает, как пишется картина, и теоретик, разбирающийся в истории искусств. Это не единственный случай в истории нашего музея, ведь хранителями его коллекций после революции были художники Дудин, Борис Лебединский, Алексей Фатьянов. Кроме того, я, будучи руководителем иркутского отделения «Союза художников России», занималась выставочной работой, поэтому данный процесс для меня понятен от идеи до результата. Но есть и другая сфера музея, более важная, в которую мне приходилось вникать, это хранение и комплектование фондов. И началась она с решения очень серьезных проблем – ремонта помещений фонда живописи, создания отдела учета музейных предметов. В прошлом году мы отремонтировали один блок фондохранилища, а в этом у нас будет ремонтироваться второй блок хранения живописи. Кстати, в музее хранятся не только уникальные произведения искусства, но и есть великолепная библиотека с редчайшими экземплярами печатных изданий, являющимися книжными памятниками. Поэтому сейчас мы организовали отдельное хранение фонда редких книг согласно нормативным документам.

– Хватает ли у вас площадей?

– У нас немного другая проблема – не хватает залов для экспонирования. Нужно отметить, что коллекция музея на 60% состоит из произведений отечественного изобразительного искусства 1950–1980 годов, полномасштабная экспозиция этого блока пока невозможна. Поэтому хотелось бы показать именно эти произведения искусства.

Недавно в отделе сибирского искусства открылся обновленный зал икон. В ближайшее время мы продолжим работу по формированию новых постоянных экспозиций и покажем нашу коллекцию фарфора и сибирского портрета. Принято решение увеличить экспозиционные площади в отделе сибирского искусства.

– Еще одна важная задача музея – комплектование и пополнение фондов, как обстоит дело в этой сфере?

– Научные сотрудники изучают коллекции музея, разбивая их на тематические блоки. Например, недавно решили посмотреть, сколько произведений о Байкале хранится в фондах, и пришли к выводу, что нужно их доукомплектовать. Последние крупные поступления были в 1980-е годы, и современных работ по этой тематике практически нет. Очень важно пополнять коллекцию лучшими произведениями художников Иркутской области, но в связи с тяжелыми финансовыми условиями, которые сложились в 1990-е годы, у нас до сих пор нет отдельной статьи на их системную покупку. Хорошо, что художники и меценаты нам дарят работы. Например, после выставки «Мастер и мастерская» в фонды поступило восемь картин от иркутских и братских художников. Недавно супруга известного художника Анатолия Аносова – Галина Егоровна, подарила нам более 100 его работ, в их числе иллюстрации к произведениям Валентина Распутина, Алексея Зверева. Людмила Ильинична Смагина и Зоя Денисовна Костовская после юбилейных выставок Виталия Смагина и Анатолия Костовского преподнесли в дар музею целую серию живописных работ.

– Слышала, что часть своих работ вам передает Байкальский государственный университет?

– Да, университет передает более 70 произведений искусства. Вуз обладает обширной коллекцией работ, созданных иркутскими художниками в 1990-е годы, а это как раз то время, когда музей сделал паузу в системной закупке произведений искусства. Живописные полотна и графические листы нуждаются в особых условиях хранения при определенном климат-контроле, с обязательным и регулярным осмотром реставраторами, которые университет не всегда может обеспечить. Среди этих произведений есть работы наших крупнейших мастеров: Виталия Смагина, Александра Шелтунова, Игоря Ширшкова, Валерия Мошкина и других. Наши реставраторы часть работ сразу направили в мастерскую.

– Знаю, что ваша реставрационная мастерская – большое подспорье в работе музея.

– На самом деле без нее работа музея практически останавливается. Большой проблемой было отсутствие аттестации у наших молодых сотрудников, поэтому возникла необходимость отправить их на стажировки в центральные реставрационные мастерские в Москву и Омск. Другая проблема в том, что у нас нет реставраторов по всем видам искусства, наши специалисты в основном специализируются по масляной и темперной живописи. В связи с этим большое внимание мы уделяем стажировкам, на которые отправляем всех молодых сотрудников музея. Нам бы очень хотелось развивать связи с музеями Иркутска. Мы, например, можем делать совместные глобальные тематические выставки.

– А как же конкуренция?

– Думаю, мы не конкуренты, а союзники. У каждого музея свой зритель и очень разные коллекции, и они не полные. Ведь мы помним, что некоторые областные музеи были выделены из краеведческого, в итоге часть фондов осталась там, часть была передана в другие учреждения культуры. Поэтому, чтобы увидеть коллекцию целиком, нужен общий проект. Таким образом мы привлечем интерес к музеям в целом.

– Слышала, что вы также готовите совместные проекты с зарубежными музеями.

– Музей уже подписал договор с министром культуры и спорта Тэджона Республики Корея. К нам приезжала делегация, в которую вошел директор художественного музея и председатель Союза художников из этого города. Мы пришли к соглашению об укреплении связей в сфере культуры между Иркутской областью и городом-метрополией Тэджоном. В коллекции нашего музея широко представлено китайское, японское, монгольское искусство, но практически нет работ корейского изобразительного искусства. В рамках подписанного договора уже в этом году мы планируем провести выставку художников из Кореи, на следующий год показ коллекции художественного музея в музее города Тэджона. В этом году в Иркутске пройдут две выставки современного монгольского искусства. Музей расширяет сотрудничество с нашими ближайшими соседями – Читинской областью и Республикой Бурятия, пройдут выставки, приуроченные к 85-летию читинского и улан-удэнского региональных отделений Союза художников России.

– Музейный мир не стоит на месте, и, возможно, вы внедряете какие-то новые услуги?

– Конечно, ведь музей не может жить, не развиваясь и не вводя новые формы работы с посетителями. И мы в этом году сделали гигантский прорыв – открыли виртуальный филиал русского музея с очень хорошей теоретической базой по коллекции русского искусства. Сейчас филиал очень успешно работает с детской аудиторией и со студентами иркутских вузов и ссузов. Филиал оснащен современным оборудованием: кинозал и компьютерный класс, что позволяет, не выезжая из Иркутска, пройти по всем залам Русского музея, а также посмотреть фильмы об искусстве. Большое внимание мы уделяем работе с маломобильными группами населения. Напомню, что недавно у нас состоялась выставка тактильных картин «Видеть невидимое», и одна работа – копия нашей картины «Портрет Марии Федоровны – супруги Александра III» кисти Константина Маковского пополнила коллекцию музея. Кроме того, у нас открылась детская изостудия, где преподают иркутские художники, на ее базе проводятся мероприятия в рамках выходного дня в музее, где взрослые и дети могут получить навыки практической работы с различными художественными материалами.

– При таком графике хватает ли времени на творчество?

– На него остается очень мало времени, но от этого творческий аппетит только разгорается, и я жду каждого выходного дня, чтобы прийти в мастерскую и начать работать. Но в целом я втянулась в такой режим, и времени мне на все хватает. Ведь работа в музее – очень интересный творческий процесс.