Ирина Синцова: Городская среда – проект развития
В прошлом году в России стартовал приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». Его цель – благоустройство дворов, скверов, парков – любимых мест отдыха людей, проживающих в конкретных населенных пунктах. Сумма денежных средств, которую заявили депутаты-единороссы в федеральный бюджет – значительная, 20 млрд рублей. Свою долю внесли бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований. В общей сложности на эти цели Иркутская область израсходовала в 2017 году 773 млн рублей.
Как рассказала партийный куратор этого масштабного проекта по Иркутской области, председатель комитета по социально-культурному законодательству областного парламента, член межведомственной комиссии по городской среде Ирина Синцова, он имеет три направления: устройство парков в малых городах с численностью населения не более 300 тыс. человек, благоустройство придомовых дворов и общественных пространств. Под общественными пространствами подразумеваются наиболее посещаемые места, где, как правило, проводятся все культурные мероприятия.
– Согласитесь, что уютный двор, цветущий бульвар, где вечерами можно неспешно прогуляться, наполненный аттракционами тенистый парк, – это, с одной стороны, визитные карточки муниципального образования, а с другой – аура, которая окружает человека с детства, привязывает его к родному месту. К сожалению, в Иркутской области сохраняется статистика по оттоку населения. Одна из причин – отсутствие комфорта в селе, городе. Проект по городской среде уникален тем, что формирует новое отношение к ЖКХ. Ведь все элементы благоустройства того же двора не спускаются откуда-то сверху, а предлагаются самими жильцами. Они – главные заказчики и одновременно основные контролеры исполнения намеченных планов.
– Что показал первый год реализации проекта, все ли намеченное было выполнено?
– Начаты работы по благоустройству парков в семи муниципальных организациях, 292 двора преобразились – установлены скамейки, урны, обновлены освещение, внутридворовые дороги, и мы видим, что детское население и молодежь может проводить свободное время на спортивных, игровых площадках. Особо хочу отметить, что, весь депутатский корпус Законодательного Собрания и лично председатель Сергей Брилка уделяют большое внимание этому проекту в своих территориях.
Волонтеры партийного проекта «Городская среда» проводят мониторинг, опрашивая жителей области по результатам благоустройства. Очень востребован остров Конный в Иркутске – там совершенно новая жизнь, отреставрированная Иерусалимская лестница дала начало преображению Иркутского Центрального парка культуры и отдыха. Дворовые территории по проспекту Комсомольский в Усолье-Сибирском преобразились до неузнаваемости. В Саянске установлен лучший варкаут за счет этой программы, в Свирске начались преобразования в городском парке. Надо отметить, что, несмотря на жесткие временные рамки, нам удалось все завершить в назначенный срок. Более того, по итогам первого полугодия 2017 года, по всероссийскому мониторингу программы Иркутская область заняла третье место, которое разделили несколько регионов – Калининградская, Владимирская области в том числе.
Но прошлый год показал и проблемы в реализации программы – позднее начало работ (август, сентябрь) по благоустройству, дефицит подрядных организаций. Бывало, что один и тот же подрядчик выигрывал конкурсы сразу в нескольких муниципалитетах, а должного количества рабочих не было, нарушались графики работ. Мы столкнулись с тем, что игровые площадки, уличный спортивный инвентарь Иркутская область в основном закупает в Красноярске, Санкт- Петербурге. А где наш малый бизнес? Ведь программа рассчитана на пять лет, и существует стойкий спрос на эту продукцию. Необходимость работы с управляющими компаниями, с ТОСами была очевидной, а это требует хорошей информированности и организации взаимодействия. В целом по итогам прошлого года нам удалось вовремя закончить, правда, последняя информация от Усть-Илимска пришла в 17.00 30 декабря.
– А кто кроме Усть-Илимска принял участие в проекте?
– Первопроходцами у нас выступили 15 крупных муниципальных образований. Почему только 15? Они являются моногородами, было обязательным участие административного центра, готовность работать по паркам ограничилась семью муниципалитетами.
– В этом году число участников остается прежним?
– Нет, круг значительно расширен. В него могут войти все муниципальные образования, численность которых превышает одну тысячу человек. А таких по области набирается 160. К сожалению, не все готовы участвовать. Желание-то, конечно, есть, но отсутствие подготовленных кадров, способных разработать по предложениям дизайн-проект, сделать сметную документацию, лишает возможности войти в проект. Лишь 42 муниципальных образования отважились на этот шаг.
– То есть выходит, что три четверти муниципалитетов остаются за бортом?
– Не совсем так. Депутаты Законодательного Собрания на заседании межведомственной комиссии отстояли «несгораемые суммы». Это позволяет осуществить принцип справедливости по отношению ко всем 160 муниципалитетам. Если кто-то из-за отсутствия возможностей не подал заявку на участие в этом году, то отпущенные деньги не сгорят, а могут быть использованы в 2019-м. А если и там не получилось, то в следующем, 2020 году, когда поднакопишь сил, тебе будет причитаться сразу тройная сумма.
– Таким образом, как я понимаю, все препоны сняты, и проект будет успешно продолжен в этом году?
– К сожалению, не все обстоит так оптимистично. Оценивая первое полугодие текущего года, должна сказать, что мы подрастеряли свой прежний потенциал. И причина во многом кроется в несвоевременном принятии управленческих решений на уровне областного правительства. Одно дело, когда в проекте участвуют 15 муниципальных образований, другое – когда их число десятикратно увеличивается. И те несколько сотрудников министерства ЖКХ, которые занимаются реализацией проекта, просто не в силах справиться с возросшим объемом работы. Депутаты еще по итогам 2017 года говорили о решении кадрового вопроса, но нас не услышали. В итоге затянулась разработка методики распределения субсидий, много времени ушло на ее согласование. А впереди еще подписание соглашений с муниципалитетами и проведение торгов. Мы приступим к работам по благоустройству позже, чем в прошлом году. Самое интересное, что деньги уже есть в наличии: и федеральные, и областные, а использовать их мы не можем.
– Кстати, сколько денег выделено на этот год?
– В муниципальные образования направляется 876 млн рублей: 626 млн федеральных и 250 млн областных. Из них на городские парки, а у нас заявлено 10 парков, предусмотрено 26 млн рублей, остальное – на обустройство 198 дворовых территорий и 52 объектов общественного пространства. Но я должна сказать, что денег могло быть больше. Депутаты Госдумы – единороссы, добавили к прежним 20 млрд рублей еще 5 млрд, которые распределяются на конкурсной основе в виде грантов на проекты, имеющие в первую очередь историческую ценность, возрождение чего-либо, или представляющие особую общественную ценность.
– И гранты значительные?
– Очень. Для городов с населением от 50 до 100 тыс. человек – 100 млн рублей. Самая маленькая сумма – 30 млн – для городов, чье население не превышает 10 тыс. человек.
– Конкурс уже состоялся?
– Да. Результаты объявлены 28 мая.
– Иркутская область в нем участвовала?
– От области было представлено 14 проектов от 11 муниципальных образований, но в группу финалистов попал лишь один – «Свирская Ривьера». Так окрестили парк в Свирске, любимое место отдыха горожан. Но и он не удостоился гранта. Проект был подготовлен силами администрации города, безо всякой поддержки областной архитектуры. А там боролись профессионалы. Интересы, например, Татарстана защищала целая группа, возглавляемая заместителем председателя правительства. И они добились грантов для десяти своих городов. Вот у кого нам надо учиться.