Лесная стратегия – 2030
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко провел совещание по обсуждению проекта стратегии развития лесного комплекса Приангарья до 2030 года. Этот базовый документ поможет определить векторы развития одной из опорных отраслей региональной экономики. В настоящее время проект обсуждается с ведущими экспертами в области ЛПК.
Фактор эффективности
– Лесопромышленный комплекс Приангарья является одним из крупнейших в России. При этом имеет огромный потенциал, требующий развития и последовательного движения вперед. Для этого нам необходим четкий выверенный план действий. Мы работаем над тем, чтобы стратегия развития лесопромышленного комплекса соответствовала самым современным и инновационным тенденциям, – отметил во время совещания, на котором шло обсуждение документа, губернатор Иркутской области Сергей Левченко.
Напомним, осенью 2017 года на встрече главы региона с партнерами консалтинговой компании McKinsey & Company было решено разработать стратегию развития лесного комплекса для дополнения общей стратегии развития региона. Для этого компания заключила договор с Агентством инвестиционного развития Иркутской области.
– Агентство подключилось к проекту стратегии в октябре прошлого года. В январе 2018 года на рабочей группе техническое задание по проекту стратегии было утверждено. Мы провели встречи с экспертами – их было более 30. В документ был добавлен важный раздел по переработке дикоросов. Также включили раздел о возможности перевода теплостанций на отопление пеллетами, – сообщила Яна Шевченко, руководитель Агентства инвестиционного развития Иркутской области.
Проект стратегии был дополнен и скорректирован межведомственной рабочей группой, созданной региональным правительством, а также рассмотрен на совете по развитию лесного комплекса при правительстве Иркутской области.
Алексей Павлушкин, партнер по России и СНГ компании McKinsey & Company, начал с анализа текущих дел. Иркутская область – основной лесной регион страны. В нем находится 10% расчетной лесосеки, чуть больше половины отдано в аренду. Приангарье лидирует в стране по объему заготовки леса: в 2017 году этот показатель составил 34,9 млн кубометров, в региональный бюджет поступило более 7 млрд рублей. В структуре ЛПК трудится 32,5 тыс. человек.
В то же время, несмотря на высокие объемы лесного ресурса и его заготовки, вклад от лесного комплекса в региональную экономику недостаточен. К примеру, доля ЛПК в валовом региональном продукте составляет 4,2%. Эксперт уточнил, что по созданию добавленной стоимости от заготавливаемого ресурса Приангарье уступает северо-западным регионам России, отстает от них и по производительности труда. В числе причин он назвал большой объем экспорта круглого леса – 4 млн кубометров, гораздо меньше производится пиломатериалов. Около 30% заготовленной древесины являются чистыми потерями.
– Пример щепы, которая может быть использована на текущих предприятиях, но ее необходимо правильно технологически обработать. Опилки, которые в настоящее время захораниваются, а не используются для производства того же биотоплива. Как повысить спрос на неиспользованную древесину? В стратегии мы предлагаем ответы на этот вопрос, – поделился своим мнением представитель компании McKinsey & Company.
Точки роста ЛПК
В ходе обсуждения стратегии участники остановились на повышении эффективности использования лесного ресурса при сокращении доли заготовленной, но неиспользуемой древесины. Был рассмотрен потенциал для дополнительного производства целлюлозной продукции за счет расширения мощностей в Усть-Илимске и Братске.
Для роста финансово-экономических и социально-экономических показателей, а также увеличения эффективности использования лесного ресурса разработчики документа предлагают провести модернизацию существующих производств, построить новые предприятия по глубокой переработке, стимулировать рост заготовки дикоросов.
Алексей Павлушкин привел некоторые данные по конечным результатам стратегии. Например, расширение химической и механической обработки древесины будет способствовать снижению круглого леса с 4 до 0 млн кубометров в год, производство пиломатериалов увеличится на 2,1 млн кубометров в год, рост доли продукции глубокой механической переработки составит до 50% от экспорта пиломатериалов. Необходимо заниматься развитием машиностроительного сектора для лесозаготовительной техники. В рамках совещания была озвучена перспектива такого направления, как биотопливо, в год его можно производить 450 тыс. тонн, включая пеллеты, брикеты, древесный уголь.
– Принятие стратегии поможет нам определить пути, в каком направлении необходимо развиваться. Например, в следующие семь лет в Европе ожидается рост рынка пеллетов на 41%, в Азии – на 61%. От таких данных могут отталкиваться производители при выборе того вида продукции, который необходимо развивать. Также мы будем определять соответствие приоритетных инвестиционных проектов этой стратегии, – поделился своим мнением министр лесного комплекса Иркутской области Сергей Шеверда.
По предварительным расчетам, преобразования в ЛПК Приангарья увеличат поступления в областной бюджет с 7 до 18 млрд рублей в год, в два раза возрастет производительность труда, дополнительно можно будет создать 4 тыс. новых рабочих мест.
– Иркутская область – главный лесной регион России, она должна локомотивом идти в развитии лесной отрасли страны. Создание такой лесной стратегии очень своевременно. Бизнесу для успешного развития нужна предсказуемость и прозрачность, а также долговременное планирование, потому что у проектов ЛПК достаточно длительные сроки реализации – от трех до пяти лет, иногда и выше, – заявил председатель совета директоров АО «Группа «Илим» Захар Смушкин на обсуждении проекта стратегии развития лесного комплекса Иркутской области.
Алексей Павлушкин отметил, что в проекте стратегии предусмотрен значительный комплекс мер для проведения необходимых преобразований в лесном хозяйстве, уходе за лесом, а также отмечена необходимость проведения лесоустройства.
Глава региона остался доволен высказанными замечаниями и предложениями, а также ходом работы над проектом стратегии.
– В ближайшее время мы начнем обсуждать проект стратегии с лесным сообществом с учетом мнений лесопромышленников и лесоэкспортеров Иркутской области. Выслушаем представителей общественных организаций. Нам важно каждое профессиональное мнение. Когда мы будем принимать бюджет на следующий год, то должны видеть, что в главном финансовом документе есть конкретные статьи расходов, направленных на реализацию стратегии лесного комплекса Приангарья, – резюмировал Сергей Левченко.