27.06.2018 10:07
Рубрики
Власть
Теги
#ЗС
27.06.2018 10:07

Отнять и поделить?

Депутаты Заксобрания рассмотрят вопрос изменения размера отчислений, положенных Иркутску как административному центру области.

Накануне окончания полномочий депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва члены фракции «Гражданская платформа» Владимир Чеботарев и Эдуард Дикунов вышли с инициативой внести изменения в статью 7 областного закона № 134-ОЗ «О статусе административного центра Иркутской области», заменив слова «0,2 процента» словами «2,2 процента».

Поначалу в областном парламенте к рассмотрению этого законопроекта подошли с осторожностью. Авторы законопроекта в пояснительной записке указали, что 11-кратное увеличение субсидии Иркутску обойдется областному бюджету ориентировочно в 2 млрд рублей. Это предложение можно было бы понять, если бы в областном бюджете ожидались дополнительные доходы. Однако пока в действующей редакции главного финансового закона области на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и так не хватает больше 1 млрд рублей по сравнению с прошлым годом.

Вижу цель, не вижу препятствий

Депутаты явно понимают, что передача 2 млрд рублей в пользу одного, хотя и крупного муниципалитета, это не очень справедливо по отношению к остальным территориям. Многим из них предстоит нелегкая избирательная кампания в своих округах. Как своими руками забрать деньги у городов и районов в пользу областного центра, а главное, как потом объяснить избирателям такое пренебрежение к их интересам?

Автору законопроекта, депутату Эдуарду Дикунову, конечно, проще: судя по тому, что баннеры с его фотографией красуются на иркутских улицах, избираться от родного Нижнеилимского района он не планирует. Сам Эдуард Дикунов не стесняется говорить о том, что внесение поправки прямо связанно с будущими выборами. Вот что он заявил в передаче «Не только о политике» в эфире радиостанции «Комсомольская правда»:

– На сегодня Иркутск, хоть и наделен особым статусом областного центра, никаких больших преференций по отношению к другим любым городским округам не получает. Он живет по тем же финансовым лекалам, по тем же бюджетным правилам, что и другие городские округа, будь то Ангарск или Братск. В этой части избиратели – иркутяне – не видят деятельности Заксобрания, потому что все в рамках определенных схем и правил. Поэтому, на мой взгляд, чтобы о Законодательном Собрании сегодня в большей степени заговорили и пришли на выборы, депутатам надо сделать определенные шаги в сторону областного центра.

Тезис «давайте изменим правила, чтобы понравиться избирателям Иркутска» подкупает откровенностью и новизной. Однако так ли мал кусок, который получает Иркутск от бюджетного пирога? Действительно, минимальный размер субсидии, направляемый Иркутску на развитие административного центра области, составляет 0,2% от годового объема налоговых доходов областного бюджета. По информации министерства финансов Иркутской области, фактически в последние годы Иркутску выделяли больше, чем 0,2%. Так, в 2016 году город получил 0,38%, в 2017 году – 1,05%.

Кроме того, при увеличении налоговых доходов областной казны (с 2013 по 2016 годы они выросли на 41%) растут и объемы субсидий в денежном эквиваленте. В результате объем субсидий, направленных областному центру, за три года вырос в 2,4 раза – с 461 млн рублей в 2014 году до 1 085 млн рублей в 2017-м.

Богатому и в раю тесно

А действительно ли областной центр «задыхается» без финансирования, и насколько эффективно тратятся средства, которые бюджет Иркутска уже получил по различным госпрограммам?

Например, с 2016 года в Иркутске идет реконструкция канализационных очистных сооружений. В 2016–2017 годах выполнен первый этап работ, освоено 974,9 млн рублей. Здесь из областного бюджета был вклад минимальный – 31 млн рублей (из федерального – 702,9 млн, из местного – 127,5 млн, внебюджетные средства – 113,5 млн рублей). Однако заказчик – иркутский Водоканал – не достиг заявленных показателей результативности по реконструкции КОС, не выполнил обязательств по соблюдению графика мероприятий. В итоге федеральное казначейство применило к бюджету Иркутской области меры принуждения на 70,3 млн рублей.

В этом году на следующий этап реконструкции очистных сооружений правого берега предусмотрено 1,165 млрд. По данным министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, лимиты были доведены Иркутску еще 1 марта 2018 года, но конкурсные процедуры до сих пор не проведены.

Или, например, средства, которые Иркутск получил на формирование комфортной городской среды. В 2017-м город получил из федерального бюджета 143,2 млн рублей, из областного – 70,5 млн рублей, а местный бюджет предоставил 53,4 млн рублей. Работы на некоторых объектах были затянуты до глубокой зимы, недоделки устранялись в 2018 году.

Объектом язвительных насмешек стал возведенный на улице Боткина надземный пешеходный переход, затраты на сооружение которого превысили 20 млн рублей, причем 17 млн – из областного бюджета. Качество работ на данном объекте оставляет желать лучшего, не работают подъемники для маломобильных граждан. Сроки строительства объекта были сорваны – вместо декабря 2017 года его кое-как ввели в эксплуатацию в марте 2018-го, а обустройство прилегающей территории закончили лишь к июню. Вдобавок переход не пользуется популярностью у пешеходов.

Еще один проект, которым гордится областной центр – реконструкция Иерусалимской лестницы, которая обошлась в 42 млн рублей. Объект впечатляет: одной арматуры 30 тонн, 500 кубометров бетона, 320 гранитных ступеней, специально заказанных в Китае. Без сомнения, лестница является важным историческим объектом, вот только ее роль в современной городской инфраструктуре невелика: желающих гулять по крутой, 70 метровой лестнице, ведущей из трущоб, окружающих Центральный рынок, в заброшенный парк на месте бывшего кладбища пока немного.

В этом году на формирование комфортной городской среды федеральный бюджет выделяет 237,5 млн рублей, областная казна – еще почти 24 млн рублей. На дворе июнь, но Иркутск до сих пор не определился, в каком объеме он готов финансировать проекты благоустройства.

Сказать, что областной центр не получает финансирования и живет «только на свои», нельзя. Более того, создается впечатление, что администрация Иркутска не всегда в состоянии с должной эффективностью освоить те средства, которыми уже располагает.

Строкой в областном бюджете

Может быть, Иркутск как-то специально дискриминируется областным правительством? По данным министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в Иркутске по президентскому проекту «Безопасные и качественные дороги» должно быть отремонтировано более 32 км дорог, проведены работы по пешеходным мостам, бордюрному ограждению – это почти 700 млн рублей, из них 413 млн из федеральных денег и областные средства – 242 млн рублей.

Оказывается областному центру и поддержка по объектам капитального строительства. По словам министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Светланы Свиркиной, в этом году будет сдана поликлиника № 8 (592 млн рублей), ведется ремонт поликлиники № 9 (540 млн рублей), туберкулезной больницы (свыше 25 млн рублей). На стадии проекта – филиал 1-й больницы на Дыбовского, филиал поликлиники № 10, травмпункт 3-й больницы. Все эти объекты являются госсобственностью, но находятся на территории города Иркутска, и пользоваться ими будут горожане. Финансирование осуществляется в полном объеме за счет бюджета области.

Возводятся спортобъекты: в прошлом году начато строительство ФОКа с плавательным бассейном на бульваре Рябикова (172 млн рублей), ведется подготовка к строительству Центра по хоккею с мячом и конькобежным видам спорта с искусственным льдом. На условиях софинансирования (11 млн рублей – федеральный бюджет, по 56 млн рублей – область и муниципалитет) будет построен детский сад на ул. Касаткина, еще один детский сад – в Ново-Ленино и школа № 19.

Словом, Иркутск никак не является «пасынком» областного бюджета, и утверждать, что город живет по тем же правилам, что Ангарск или Братск, никак нельзя. По тем же, да не совсем: объем работ по благоустройству, ремонту и строительству новых объектов городской инфраструктуры здесь в разы больше, чем у любого населенного пункта области.

Игра на обострение

Депутаты, которые, в отличие от Эдуарда Дикунова, планируют избираться в «родных» округах, решили не торопиться: создать рабочую группу, основательно подойти к проработке законопроекта после принятия в первом чтении и рассмотреть его во втором осенью, уже новым составом депутатского корпуса. Это было логично: даже в случае внесения изменений их можно было бы учесть при верстке бюджета на 2019 год.

Губернатор Сергей Левченко, понимая необходимость изменения условий поддержки Иркутска в сторону увеличения финансовой помощи, предложил установить механизм, стимулирующий органы местного самоуправления Иркутска к более эффективной работе с собственной доходной базой.

Суть в том, чтобы Иркутску сверх положенных 0,2% от налоговых доходов областного бюджета перечислялась сумма прироста налоговых и неналоговых доходов, которую город покажет в течение отчетного финансового года. То есть на каждый дополнительно заработанный городом рубль собственных доходов область добавит один рубль субсидий.

Но инициатива губернатора не нашла понимания. Комитет по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении ЗС рассмотрел законопроект, учел позиции депутатов-иркутян и рекомендовал установить минимальный уровень субсидии для областного центра на уровне в 1% от налоговых поступлений. Таким образом, комитет сэкономил областному бюджету порядка миллиарда рублей. Но рекомендовал депутатам принять эти изменения в окончательном чтении. Вопрос вынесен на ближайшую сессию, которая состоится 27 и 28 июня.

Изъятие в пользу далеко не бедствующего Иркутска миллиарда рублей вызвало неодобрение у мэров других территорий Приангарья. Забегая вперед, предположим, что решение переделить бюджетный пирог в пользу областного центра станет сильным козырем в руках кандидатов-соперников, работающих против действующих депутатов. Таким образом, депутатам-одномандатникам приходится выбирать – что важнее, партийная дисциплина или интересы территорий.

комментарии

Мэр Саянска Олег Боровский:

– Иркутск и так пользуется особым статусом, а сейчас Дмитрий Бердников хочет забрать из регионального бюджета еще миллиард. Считаю, по отношению к другим территориям это неприемлемо. Совсем недавно мы обсуждали аналогичные предложения мэра Братска Сергея Серебрянникова и мэра Ангарска Сергея Петрова, и Петров свое предложение отозвал. Мы это уже проходили: например, после изменения порядка распределения средств, поступающих от налогов, собираемых по упрощенной системе налогообложения, кто-то получал 800 млн дополнительного финансирования, а кто-то ничего. Это неправильно.

Мэр Зимы Андрей Коновалов:

– В этом году на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дали 6,8 млрд, и это – еще с учетом финансирования «Народных инициатив». Напомню, что в прошлом году на выравнивание было предусмотрено 8 млрд, и это позволило как-то обеспечить бюджеты муниципалитетов. Мы не против Иркутска – если бы в бюджете были дополнительные средства, пожалуйста. Иркутску как административному центру региона и так неплохо достается, а наши бюджеты не сбалансированы.

Мэр Катангского района Сергей Чонский:

– Я, конечно, против. На сегодняшний день в связи с необходимостью реализации майских указов и повышением МРОТ проблема финансирования во всех муниципалитетах стоит очень остро. Окончательно необходимые средства еще до конца не просчитаны, сколько их понадобится? И в это время нам нужно отдать Иркутску больше миллиарда рублей…

Мэр Бодайбо Евгений Юмашев:

– Задача любого руководителя – привлечь как можно больше средств на свою территорию. И это правильно – но не тогда, когда это идет в ущерб другим государственным задачам. У нас Бюджетный кодекс так устроен, что большая часть бюджетных денег остается в крупных населенных пунктах. Посмотрите – что на Москву, что на Иркутск: там ремонты, стройки, благоустройство… При этом мелкие населенные пункты, которых в Иркутской области большинство, и к которым я отношу наш Бодайбинский район, страдают. Вдобавок возникают подобные инициативы, когда перераспределяются бюджетные средства, за счет которых выживают дотационные территории.