04.07.2018 09:00
Рубрики
Общество
Теги
04.07.2018 09:00

До суда не доводить

Соблюсти интересы ребенка и родителей при разводе; договориться с соседями о ремонте затопленной квартиры; получить с работодателя обещанную премию, минуя долгие судебные разбирательства. Все это возможно благодаря медиативным технологиям, которые в последние годы активно внедряются в России. Для их распространения в Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае Байкальская лига медиаторов разработала проект «Ты можешь САМ! Развитие медиации как способа защиты прав человека, инструмента снижения конфликтности, повышения правовой культуры в обществе».

Организация выиграла конкурс Фонда президентских грантов, и теперь процедуре альтернативного, внесудебного урегулирования споров бесплатно обучаются юристы, правозащитники, психологи, студенты, школьники, педагоги, представители органов власти.

Тебе половина и мне половина

У студентов юрфака загорелись глаза: на тренинге медиаторов их разбили на пары, каждому второму раздали пачки условных рублей и евро и попросили разделить их с партнером. Бумажек одинаковое количество, но эквивалент европейских и отечественных, понятное дело, разнится, поэтому сразу поделить сумму поровну не получится. В результате кто-то передает «валюту» соседу, кто-то, наоборот, оставляет почти весь кэш себе. «Я девушка, мне больше требуется на траты», – смеется, глядя на парня из своей команды, одна из участниц тренинга. «Это шальные деньги, давай, ты лучше сам решишь, кому сколько», – небрежно бросает товарищу молодой человек в другой паре. У каждого свои резоны, но практически никто не догадался, что можно пойти в обменный пункт, обменять купюры и поделить все поровну. Прямых путей к поиску соглашения практически нет.

– Здесь важно, что поступить с ходу по справедливости не получилось, ведь купюры нужно еще и обменять, то есть задуматься, как прийти к решению, которое устраивает обе стороны. Если же они посчитают его несправедливым, то впоследствии поставят под сомнение и с большой долей вероятности не будут исполнять, – поясняет медиатор Анастасия Кровушкина.

Ведущая забирает у ребят реквизит. Им весело. Но в реальной жизни в спорных ситуациях чаще всего не до смеха.

Семейные и трудовые споры

Конфликты у людей возникают в самых разных сферах. Суды заполнены делами. Конечно, есть те, где обязательно требуется правовая оценка Фемиды, допустим, при уголовных деяниях или административных правонарушениях. Но зачастую служителям правосудия приходится разбираться со спорами, участники которых вполне могли бы договориться, минуя судебные инстанции. Здесь и пригождается медиация как альтернативная процедура решения конфликтных ситуаций. В первую очередь это касается семейных разногласий. Например, когда родители делят время общения с ребенком после развода. На втором месте – трудовые споры.

– Таких ситуаций очень много, – утверждает председатель Ассоциации «Байкальская лига медиаторов» Анастасия Архипкина. – Так, к нам однажды обратился владелец предприятия. На него подал в суд работник, которому обещали выплатить премию к окончанию срока действия контракта. Работодатель дорожил своей репутацией, ему не нужны были суды. Он удивлялся такому решению работника, ведь, с его слов, отношения у них были хорошие. Мы пригласили истца в процедуру медиации. Тот согласился и пояснил, что никаких претензий лично к руководителю у него нет, но на прошлом месте работы у него был негативный опыт, когда его оставили без премии, а обращаться за выплатой в суд было уже поздно из-за истекших сроков давности. Поэтому он и решил перестраховаться. Работодатель знал о той истории, поэтому согласился с доводами работника, хотя выплата премий для него не обязанность, а право. Был составлен график выплат, и работник получил обещанную сумму, причем из собственных средств начальника, поскольку в фонде фирмы этих средств не оказалось.

Еще один пример. Сотрудник одного из крупных предприятий Иркутской области погиб на производстве. Семья в качестве компенсации требовала 2 млн рублей. Работодатель отказывался платить столько, ссылаясь, что в среднем по стране в таких случаях сумма выплаты в два раза меньше. Прийти к общему знаменателю не получалось. После обращения к медиаторам было принято соглашение. Предприятие заплатит семье 1 млн рублей и еще после того, как сын погибшего работника окончит вуз, оно трудоустроит его у себя.

Бытовые конфликты – тоже поле медиативной деятельности. Как-то медиаторам пришлось разбираться в конфликте соседей. В квартире молодого человека в его отсутствие прорвало трубу. Жилье снизу залило водой. Хозяйка негодовала и угрожала судом, тем более эту жилплощадь она сдавала в аренду. Но в ходе консультаций выяснилось, что мужчина сразу обещал соседке сделать ремонт своими силами, правда, в запале они друг друга не поняли, напряжение нарастало, как снежный ком. В итоге спорящие стороны с помощью процедуры медиации сумели договориться, квартиру привели в должный вид без всяких судебных разборок.

Бесплатная помощь

Еще одно важное направление работы медиаторов – разрешение конфликтных ситуаций в школах.

– Мы сейчас во многих учебных учреждениях области наблюдаем процесс создания школьных служб медиации. Но зачастую они существуют только на бумаге, поскольку специалисты ранее не получили должных знаний. Поэтому в рамках нашего проекта мы проводим обучение школьной медиации педагогов, родителей и старшеклассников, которые потом начинают работать с другими детьми, – продолжает Анастасия Архипкина.

Опросы Байкальской лиги медиаторов показали, что, несмотря на распространение медиации, 70% жителей Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края об этой процедуре либо не знают совсем, либо путают ее с медитацией. Так и родилась идея проекта «Ты можешь САМ! Развитие медиации как способа защиты прав человека, инструмента снижения конфликтности, повышения правовой культуры в обществе».

В его рамках в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Улан-Удэ, Усолье-Сибирском открыты кабинеты, где медиаторы бесплатно предлагают свою помощь населению. Консультации там в этом году получили более 230 человек. Еще более 400 – приняли участие в очных мероприятиях и вебинарах проекта, поддержанного Фондом президентских грантов.

Целевая аудитория оказалась широкой: от представителей органов государственной и муниципальной власти, правозащитных организаций до студентов. Последние особенно интересуются темой. Так, изначально планировалось, что в этой группе проекта будет задействовано 60 человек, а на занятия пришло 90. На очередном тренинге Анастасия Кровушкина разъясняет молодым людям, чем отличается медиативное соглашение от компромисса:

– Классический пример: мать заходит на кухню и видит жесткий спор дочерей из-за апельсина. Она сначала предлагает его попросту разрезать пополам. Компромисс? Да. Но это решение девочек не устраивает, они продолжают ссориться, ведь каждой нужна не половинка, а весь фрукт. И только внимательно выслушав стороны, женщина выясняет: дочки решили готовить десерты, однако одной требуется сок, а другой цедра целого апельсина. В итоге его все же поделили, правда, не первоначально предложенным способом. Сок выжали, цедру сняли, все довольны и едят сладкое. Выход вроде прост и очевиден. Вот только, чтобы его найти сразу, сестрам потребовалось вмешательство мамы, которая не выбрала чью-то сторону, а помогла всем прийти к соглашению.

Заключенное в ходе решения спора медиативное соглашение по закону является гражданско-правовым договором. Но исполняют его стороны добровольно – это главный принцип и смысл медиации. Впрочем, скоро эта процедура может стать обязательной для определенной категории дел, например, в части уже упоминаемых трудовых и семейных разногласий. А сейчас в Госдуме РФ обсуждают возможность урегулирования в досудебном порядке споров, где одной из сторон выступают государственные органы, например, налоговых. Поэтому иркутские медиаторы не заканчивают проект. Очередные массовые обучающие мероприятия запланированы на октябрь.