Керамический эндемик
Из глины делают не только горшки, крынки и свистульки! Фестиваль «Байкал-КераМистика» ломает стереотипы о керамике как о бытовом направлении. Вот уже шестой год лучшие художники мира приезжают на Байкал и создают удивительные произведения искусства.
Традиционно местом проведения фестиваля «Байкал-КераМистика» стал поселок Хужир Ольхонского района. По словам организатора Татьяны Ерошенко, главная цель – популяризировать керамику, показать, что это самостоятельный и серьезный вид искусства:
– Интерес к керамике в России, в Сибири пока очень низкий. Например, керамическим традициям Японии, Кореи, Китая – несколько тысяч лет, Европы – несколько сотен лет. Художественная керамика в России появилась не так давно, с возникновением специализированных институтов. У нас нет массового понимания, что это один из жанров искусства. Керамика ассоциируется до сих пор с глиняными крынками, горшками, свистульками.
Двухнедельный симпозиум стартовал 18 июня. Керамисты создают композиции в разных техниках, стилях, жанрах. Ежедневно кто-то из художников дает личный мастер-класс: одни знакомят с уникальной техникой обжига, другие презентуют особые способы декорирования, лепки.
Урман Каражанов из Ростова – один из немногих, кто работает здесь на гончарном круге. Перед нами – запутанные массивные сплетения, которые символизируют процесс рождения мыслей.
– Я пытаюсь воплотить такой нематериальный образ, как человеческие идеи, которые могут долго витать, кружиться в голове, пока не будут четко сформулированы, – пояснил он.
Участник симпозиума Михал Кушик из Словакии приоткрыл коллегам из других стран секреты необычной техники смешивания глин разных цветов, за счет чего создается эффект мрамора. Еще он показал, что керамика отлично сочетается со многими природными материалами, например, с деревом.
– Мой «Керамический эндемик», который я придумал на Байкале, это комбинация керамики и дерева. Чудесное существо символизирует неразрывную связь между людьми и природой.
Художница Эгле Эйниките-Наркявичене на фестиваль приехала из Вильнюса. С керамикой работает более 20 лет, отмечает, что это сложный и капризный материал:
– В живописи, если что-то пошло не так, можно все перекрасить, в керамике нет права на ошибку. Если что-то деформировалось, запузырилось, сломалось, все превращается в кучу мусора. Учитывая стоимость материала, можно сказать, что мы, керамисты, играем с большими деньгами и должны быть предельно осторожны.
В творчестве Эгле обращается к разным философским темам, проблемам, почти всегда на первое место выводит фигуру человека. Отправляясь на симпозиум, она четко представляла, что будет лепить и в какой технике, но замысел изменился после экскурсии по Байкалу:
– Я увидела губки, похожие на кораллы. Их причудливые формы, необычное строение послужили вдохновением для работы. Я хотела провести аналогию: человек, как губка, сжимается и разжимается под влиянием жизненных обстоятельств, напитывается атмосферой окружающей среды. В то же время хотелось показать, что человек и природа – единое целое.
Петербургскую художницу Анастасию Чарину волнует тема экологии. На симпозиуме она создала маленький керамический заводик, трубы которого выпускали огромные клубы дыма интересной формы.
– Мне кажется, хорошо, когда художественная вещь рождает много близких или противоположных ассоциаций, это расширяет ее границы, она перестает быть просто чем-то конкретным и ограниченным. Сейчас я вижу тенденцию ухода от конкретного к формальному, ценится, когда предмет вызывает множество аналогий, образов, – пояснила она.
Над большим панно белого цвета из некрупных фарфоровых кусочков работает Йола Вал из Португалии. На ее картине – Россия и Сибирь, где зимой царит холод. Форма панно сделана по образу одежды монгольских кочевников из кусочков кожи. Белый цвет выбран из-за снежных сибирских зим. К отдельным фарфоровым кусочкам Йола подкладывала байкальские камушки, благодаря чему на панно появились кружочки выпуклой формы, чуть позже она покроет некоторые из них серебряной патиной. Есть кусочки рваной формы – это символы ветров, которые могут все оборвать на своем пути, разрушить, сломать. В идеале панно должно висеть на ветру, позвякивать и переливаться.
Проект «Байкал-КераМистика» организован при поддержке Министерства культуры России. После завершения фестиваля организаторы намерены устроить выставку работ участников на мысе Бурхан, а также в Хужирском краеведческом музее. В конце августа состоится итоговая выставка в Иркутском областном краеведческом музее.
Смотрите также фоторепортаж: Международный фестиваль “Байкал-КераМистика” проходит в поселке Хужир