Местному самоуправлению не хватает опытных кадров
Под руководством председателя комитета по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении Бориса Алексеева в режиме видеоконференции прошло очередное заседание Совета Законодательного Собрания по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований.
Основная тема – анализ исполнения областного закона, принятого в ноябре 2016 года «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения». Как сообщила исполнительный директор областной Ассоциации муниципальных образований Зоя Масловская, проводимый мониторинг показывает, что в ряде территорий, таких как Казачинско-Ленский, Заларинский, Иркутский, Эхирит-Булагатский, Усть-Удинский и Черемховский районы, не возникает особых сложностей с реализацией данного закона. Что касается остальных, то они, как правило, сталкиваются с одними и теми же проблемами.
– Это, в первую очередь, отсутствие доходных источников пополнения местных бюджетов. На сегодняшний день собственными доходами сельские поселения обеспечены не более чем на 35%. Осложняет работу и отсутствие на местах квалифицированных кадров, в первую очередь финансистов, юристов и специалистов в коммунальной сфере. Это привело к принятию в ряде территорий некачественных генпланов поселений, – отметила Зоя Масловская.
По ее словам, из-за нехватки опытных юристов муниципальные образования не могут сегодня обеспечить свою судебную защиту, проигрывая большую часть судебных исков. Обсудив полученную информацию, члены Совета законодателей приняли ряд рекомендаций, в том числе предложили Законодательному Собранию продолжить работу по мониторингу закона.
Об опыте реализации положений статей №№ 16 и 17, включенных по инициативе депутатов в закон об областном бюджете еще в 2016 году, рассказала замминистра экономического развития Марина Петрова.
Статья № 16 строго регламентирует сроки получения муниципальными образованиями субсидий из областного бюджета. Все они должны быть распределены до 1 апреля, а соглашения с органами местного самоуправления по предоставлению субсидий должны быть подписаны в течение последующего месяца. В случае получения бюджетом дополнительных доходов они должны быть распределены в течение 30 дней.
В 2017 году первоначально к распределению предусматривалось 5,6 млрд рублей, в результате мартовских уточнений эта сумма увеличилась до 13,9 млрд рублей. Практически четверть ассигнований была направлена на развитие ЖКХ и формирование современной городской среды, еще порядка 3,2 млрд – на исполнение программы «Доступное жилье».
По словам Марины Петровой, общий объем субсидий, распределенных в прошлом году между муниципальными образованиями, составил 13,8 млрд рублей. Остаток в 71 млн рублей произошел из-за отсутствия у ряда муниципалитетов необходимого пакета документов по строительству дорог. 94% субсидий были перечислены в сроки, предусмотренные статьей № 16.
– Наличие в законе этой статьи, – сказала Марина Петрова, – несомненно, дисциплинирует как органы местного самоуправления, так и органы областной исполнительной власти.
Она также отметила, что впервые за шестилетний период существования программы «Народные инициативы» ряд муниципалитетов еще в июне освоил выделенные деньги и выполнил намеченные мероприятия на 85 млн рублей:
– К сожалению, есть муниципалитеты, которые до сих пор не приступили к реализации своих инициатив, меняя планы по два, а то и по три раза, упуская лучшее время для строительных работ.
О результатах применения в 2017 году статьи № 17, которая отводит муниципалитетам на определение поставщика по строительству, капремонту, реконструкции и приобретение недвижимого имущества 100-дневный срок, рассказал областной министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Максим Авдеев. По его словам, всего лишь 18% закупок превысили установленный срок. Основные причины отставания – сбой системы единой информационной системы в 1-м квартале прошлого года и необходимость корректировок планов закупок.
– Статья № 17, – считает Максим Авдеев, – сделала доброе дело, подстегнула ряд заказчиков более оперативно предоставлять нам заявки. Основное количество аукционов по строительству и капремонту было разыграно в конце весны и начале лета, максимально продлив строительный сезон.
Участвующая в заседании вице-спикер ЗС, председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова считает, что введение этих статей в бюджетный процесс – интересная и новая инициатива Иркутской области, которая хорошо себя зарекомендовала:
– Теперь эти нормы будут закреплены в областном законе «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты».
С актуальными проблемами сбалансированности местных бюджетов Иркутской области ознакомила собравшихся замминистра финансов Марина Загария. По ее словам, в области наблюдается большая дифференциация по уровню доходов и расходов муниципальных образований. Самый маленький коэффициент бюджетной обеспеченности – 0,13 – имеет Мамско-Чуйский район, самый большой – 2,7 – город Иркутск.
Уровень налоговых доходов в поселениях с численностью до 500 человек может колебаться от 100 рублей на одного жителя до 142 тыс. рублей.
– Все эти моменты, – заверила замминистра, – мы учитываем при распределении межбюджетных трансфертов. Область предоставляет муниципальным районам субсидии на выравнивание, а те в свою очередь раскладывают их между своим поселениями по мере необходимости.
Коснулась она также темы реструктуризации бюджетных кредитов. Муниципалитеты заключили соглашение с правительством о реструктуризации бюджетных кредитов, выданных с 2013 по 2016 годы. Срок возврата продлен на семь лет, до 2024 года, по ставке 0,1% годовых.
Решением совета областному правительству рекомендовано предусмотреть увеличение объема субвенций муниципалитетам, в том числе на обеспечение выплаты заработной платы работникам муниципальных образовательных организаций в связи с увеличением МРОТ и применения районных коэффициентов.