Тот, кто выводит в мастера
Он подготовил 23 кандидата в мастера спорта, семь мастеров спорта, шесть мастеров спорта международного класса, четырех заслуженных мастеров спорта России. Иркутянин Клавдий Евгеньевич Заграйский, заслуженный тренер страны по легкой атлетике, отметил 80-летнию юбилей.
– Меня уже можно заносить в книгу рекордов Иркутска, – улыбается тренер, – вот мне, как говорят, «бухнуло» 80, а я продолжаю работать! Совсем недавно отличились мои спортсмены в Смоленске на первенстве России среди слабослышащих: Алексей Бурцев завоевал первое место, Илья Шабуров стал первым в диске, а Илья Тимофеев в толкании ядра. Елена Саксонова завоевала второе место, ей не хватило совсем немного до мастера спорта.
– Дома еще не ругаются? Не спрашивают, когда же наконец отдыхать?
– Моя жена Зинаида сама ушла на пенсию всего год назад, она преподавала английский язык до 72 лет, и сейчас продолжает работать репетитором. Сын Игорь сначала пошел по стопам матери, окончив иняз, а потом последовал моему примеру: занимался прыжками с шестом и сейчас работает тренером. Я в целом чувствую себя хорошо: делаю зарядку, а во время тренировок в манеже, когда мои ребята занимаются, в тренажерный зал хожу, «подкачиваюсь».
– Откуда у вас такое редкое имя?
– Отец мой родился в Варшаве, у него был брат Клавдий. А наш дедушка, штабс-капитан российской армии, всегда носил с собой ружье. И вот однажды друг этого Клавдия взял ружье посмотреть и, не зная, что оно заряжено, выстрелил прямо в упор, убил дядю. Мой отец тогда решил: родится сын – назову Клавдием.
– А почему вы выбрали именно легкую атлетику?
– С самого детства я любил бегать. Вот меня отправят за хлебом – я пешком не иду, всегда бегом. Занимался легкой атлетикой в ДЮСШ при заводе имени Куйбышева у Людмилы Федоровны Сизовой. У нас была целая компания: Анатолий Курьян, Юрий Волков, Леонид Петушинский, Юрий Рыбин. После окончания школы поступил на заочное отделение Института физкультуры, но после второго курса понял, что больших знаний здесь не получу, уехал в Омск. Выбрал для себя сложнейшую дисциплину легкой атлетики – десятиборье. Моим тренером в Омске был Борис Иванович Петриченко. Через три года я уже выполнял нормативы мастера спорта. Стал призером Российского «Динамо», а в 1962 году в Тбилиси завоевал третье место в забеге на 400 метров с барьерами среди институтов физкультуры СССР.
– Какой старт считаете самым удачным? Вот так, чтобы приятно было вспомнить и улыбнуться?
– Наверное, тот самый забег, где стал третьим. Спустя всего несколько тренировок! Это же не мой вид совсем, я барьеры почти не тренировал, а институты физкультуры были во всех союзных республиках. И вот среди всех этих 15 институтов я сумел стать третьим! И еще вспоминаю чемпионат России в Краснодаре, где очень успешно выступал в десятиборье. Я был чемпионом Иркутской области в этой дисциплине. Уже потом появились Валерий Авербух, Игорь Бражник. Окончив институт в 1963 году, я вернулся в Иркутск, занимался у тренера Александра Григорьевича Руцких. Но меня потом травмы загубили. Видимо, сказались очень напряженные тренировки в Омске. Ведь еще не было тогда никакой фармакологии. А питание – сами знаете, студенческое. И пришлось закончить со спортом.
– Тяжело было уходить?
– Примерно десять лет чувствовал, как что-то потерял. Но потихонечку жизнь в норму пришла. В 1965 году стал тренером Иркутского техникума физической культуры, а в 1980-м был назначен гостренером Иркутской области по легкой атлетике. Это период расцвета легкой атлетики в Иркутске: две медали Олимпиады-80 в Москве: серебро Константина Волкова и золото Татьяны Гойшик. Кроме того, множество наград на чемпионатах мира, Европы, спартакиадах народов СССР. Иркутская область стала третьей среди областей и республик СССР. Мой ученик Николай Микулов до сих пор является рекордсменом по прыжкам в длину – 7,58 метра. А я тогда получил звание «Заслуженный тренер России по легкой атлетике».
Затем был новый этап: создатель школы шестовиков Юрий Волков уехал из Иркутска, и мне передали его группу. Несколько лет я с ними занимался. Игорь Янчевский дважды становился четвертым на универсиадах, Сергей Порохин стал пятым на чемпионате мира в Австралии. А потом, когда спортивные общества убрали, группа фактически распалась. И я стал переходить на работу с инвалидами.
Максим Куликов занимался у меня, когда на Паралимпиаде в Китае стал четвертым в эстафете. Потом я его передал Сергею Ананьеву. Мария Нечаева занималась у меня многоборьем, но я посмотрел, что более высоких результатов она сможет добиться в прыжках с шестом. И она перешла в группу Юрия Диденко.
– С инвалидами работать сложно?
– Тренеры здоровых спортсменов говорят: дескать, вот, вам проще, нормативы ниже. Я отвечаю: ну, а какие проблемы? Инвалидов у нас в стране очень много, набирайте, работайте. Но не хотят же! С инвалидами непросто психологически, их очень легко обидеть, задеть. А вот еще сложность: у моего ученика Алексея Бурцева и папа, и мама не говорят. И вот представьте, каким образом мне держать связь с родителями? То есть существуют проблемы. Но жаловаться не надо, а надо работать. Тогда и результат будет!
Комментарии
Василий Шкурбицкий, старший тренер сборной Иркутской области по легкой
атлетике:
– Юбилей Клавдия Евгеньевича – большой праздник для нас всех! Для иркутской легкой атлетики это рекордный возраст. Человек не просто работает, а дает результат. Его ученики выступают на самом высоком уровне: на первенствах, чемпионатах России, Европы, мира, паралимпийских и сурдлимпийских играх. Это уникальный случай.
Алексей Негодайло, российский бобслеист, олимпийский чемпион в Сочи-2014:
– Я занимался у Клавдия Евгеньевича «с нуля», с седьмого класса, он почти довел меня до мастера спорта. Это хороший, добрый, душевный человек. На тренировках ничего не навязывал – просто прививал любовь к спорту. Был как родной отец, как дедушка. Всегда интересовался моей жизнью, нормально ли питаюсь, как мои родители. И все время говорил нам: «Самая лучшая тренировка – это соревнования!» Некоторые не выступают, если не в форме, чтобы не терять репутацию. Но я никогда не пропускал соревнования! И сейчас стараюсь браться за все, чтобы ничего не упустить.