«Другое измерение» творчества Даши Намдакова
Многомерные и многогранные скульптуры известного художника Даши Намдакова из его новой серии разрывают сложившиеся шаблоны восприятия его творчества. Мастер все больше уходит от реализма, соединяя в своих произведениях Восток и Запад, прошлое и настоящее, архаичное и современное искусство. Коллекцию новых скульптур первыми увидели иркутские зрители. В галерее Виктора Бронштейна открылась персональная выставка автора «Другое измерение». На ней можно увидеть шесть произведений, которые после выставки в Иркутске будут представлены в Русском музее Санкт-Петербурга.
– Каждая скульптура из новой серии похожа на некий артефакт, который извлекают как драгоценность, и он становится достоянием цивилизации как олицетворение ушедшей эпохи, – отметила искусствовед Арт-фонда Даши Намдакова Надежда Комарова. – Такое ощущение, что мастер выуживает эти образы из подсознания, подобно шаманам, которые путешествуют по разным слоям космоса. Хотя если разложить таинство творчества на составляющие, то можно увидеть, что рецепт этих работ прост – чуть-чуть мистики, немного Востока и опыт всей мировой культуры.
Всего в новой коллекции, которую Даши Намдаков делал несколько месяцев, 20 работ. Но пока воплощено в материале только шесть, которые и представлены в Иркутске. По словам автора, до этого он никогда не создавал такое количество скульптур за столь короткий срок. Толчком к невероятному творческому вдохновению послужила работа над скульптурой «Хранитель Байкала», которую ранее планировалось установить на мысе Хобой острова Ольхон.
– Я никогда раньше не создавал скульптуры коллекциями, но 1,5 года назад, когда мы долепили «Хранителя Байкала», я прилетел в мастерскую в Лондон, и меня понесло со страшной силой, – рассказал скульптор иркутским журналистам. – В итоге я два месяца не контактировал с внешним миром и создавал эти работы. Такого творческого потока не припомню. Я приходил домой из мастерской страшно уставший, но брал бумагу, и у меня возникали новые идеи. И так изо дня в день. Я все думал, когда же это закончится? Однажды ко мне приехали гости, мы с ними пообщались, и все прекратилось. Потом я полгода не мог смотреть на глину. Кстати, мой духовный учитель сказал мне, что это награда за богоугодное дело – скульптуру «Хранитель Байкала».
На выставке можно увидеть произведения, которые условно можно отнести к нескольким сериям. Открывает экспозицию работа «Расцвет», в очертаниях которой можно угадать образ амазонки – частый мотив позднего периода творчества Даши Намдакова. Созвучны этой скульптуре работы «Маски» и «Парный танец», где слившиеся фигуры, словно переплавляются в некое новое существо. Символом выставки стала раздвоенная крылатая голова «Начало», покрытая небесно-голубой патиной.
– Эскизы к этим работам я видела у скульптора на протяжении многих лет, но так смело взяться за эту коллекцию он смог, лишь погрузившись в среду современного искусства в Италии и Великобритании, – отметила Надежда Комарова. – Хотя мы все помним его амазонок и антропоморфных животных, которые также питали образы этих скульптур, но это выход на новый уровень. В работах Даши Намдакова также всегда присутствует хореография, то есть пластическое решение образов, но в новой коллекции это особенно подчеркнуто. Такое ощущение, что все находится в танце, в движении. Везде слышна определенная музыка.
Более привычные образы воплотились в скульптурах «Единорог» и «Энергия». Мы видим перед собой неких фантастических животных, тела которых перетекают, трансформируются и преломляются в пространстве.
– Важно отметить, что изменилась сама эстетика работ Даши Намдакова, – подчеркнула Надежда Комарова. – Автор, как скульптор, прежде всего, работает с пространством и живет в современном мире, поэтому на него оказывают влияние технологии современного 3D-моделирования, компьютерного дизайна, рекламы. При этом мастер постоянно обращается в прошлое, он хочет быть современным. И культура нашего времени не могла не оказать на него влияния. Поэтому мы видим в его произведениях многорукость и многоногость, как многокадровость в комиксах и в рекламе. А разрывы тел в скульптуре – явное обращение к видеоарту. Но здесь важна не столько форма, ведь содержание этих работ становится богаче, чем больше Даши Намдаков уходит от реализма.
Выставка будет работать до 23 сентября.
Смотрите также фоторепортаж: Выставка Даши Намдакова «Другое измерение» открылась в Иркутске