Если бы старость могла
Свыше половины пенсионеров хотят завести собственный бизнес, свидетельствуют результаты опроса. Другим достаточно развивать свое хобби, не тратя много времени на подработку. Однако совсем сидеть без дела людям старшего возраста не хочется, и не напрасно – исследователи утверждают, что занятость улучшает качество жизни, а социальная активность лучше чем что-либо способствует увеличению ее продолжительности.
Бизнес за 90
Самому пожилому предпринимателю в России – 94 года, рассказали в Федеральной налоговой службе. Москвич-пенсионер владеет бизнесом в области розничной торговли. Он наладил продажу продуктов, напитков и табачных изделий в неспециализированных магазинах.
В начале года была обнародована статистика, согласно которой 57% россиян рассчитывают после выхода на пенсию завести собственное дело. Эту тенденцию подтвердили подсчеты девелоперов: в 2017 году треть покупателей коммерческой недвижимости в новостройках составили люди пенсионного возраста при общем росте продаж в этом сегменте на 18%. Речь идет о помещениях на первых этажах, которые можно использовать под магазины, точки общепита и салоны красоты.
Усатые няни
Основательница социального проекта «Бабушка на час» (сервис по предоставлению услуг нянь) Наталья Линькова рассказывает, что свыше 60% их сотрудников – люди старше 55 лет. Организация регулярно опрашивает их: первый раз до приема на работу, второй – через два-три месяца. «Люди приходят постоянно, готовы и хотят работать. Мотивация, как ни странно, не только финансовая, – отметила Наталья Линькова. – Самое главное для них – быть востребованным, нужным кому-то».
По словам собеседницы, сотрудники старшего возраста, если у них имеется соответствующий опыт и бэкграунд, очень востребованы. Однако их нужно должным образом презентовать клиентам – родители часто ставят ограничение до 50–55 лет. Для этого, в частности, перед приемом на работу проводится множество тестов и проверок, в том числе у психиатров и юристов. «Бабушек на час», к примеру, проверяют на полиграфе лучшие выпускники Академии ФСБ, отмечается на сайте проекта.
По словам Натальи Линьковой, самой старшей сотруднице сервиса – 84 года, у нее почасовая занятость. «Дама 74 лет буквально послезавтра будет участвовать в съемках на телевидении, а сразу после этого улетает в Европу няней к трем детям на работу с зарплатой свыше 100 тыс. рублей в месяц», – рассказывает основательница проекта.
Вопреки стереотипам, среди нянь-пенсионеров много мужчин – порядка 30% от общего числа. «У нас и дедушки с детьми двухмесячными работают. Это в основном пенсионеры с медицинским бэкграундом – врачи в прошлом», – пояснила Линькова.
Зуд творчества
Подобных социальных проектов в России пока мало – пересчитать по пальцам. В основном пенсионерам приходится самостоятельно искать себе работу. А желающих продолжать трудовую деятельность после выхода на пенсию много – порядка половины от общего числа. Всего в России, по последним подсчетам, около 43 млн пенсионеров.
Большая часть стремящихся работать пенсионеров приходится на людей в возрасте до 65 лет, говорит главный редактор интернет-журнала «Новый пенсионер» Елена Шахова. Однако речь идет именно о физическом труде – без лишней физнагрузки люди готовы работать и дальше, тем более что пик творчества приходится именно на этот период – с 67 до 75 лет.
Предпринимательство в этом разрезе – очень хороший выход для человека старшего возраста. «Когда, допустим, швея с удовольствием одевает своих соседок, еще и деньги за это получает», – приводит пример Шахова. Однако сейчас с ведением подобного малого бизнеса есть сложности. Пенсионерам не хватает физических сил, чтобы зарабатывать на нем столько, чтобы окупаться при нынешней системе налогообложения самозанятых. Она требует ежемесячно вне зависимости от суммы дохода выплачивать по 3 тыс. рублей – из-за этого большинство из них попросту ушли в тень.
Все может измениться, если будет введена новая система, предложенная ФНС совместно с Минфином. Речь идет о возможности вести всю отчетность и получать счета в зависимости от реальных доходов.
По словам Елены Шаховой, часть нынешних пенсионеров, родившихся в послевоенный период, не предрасположена к предпринимательству – в советской школе при блестящем образовании воспитывались другие ценности. Вместе с тем множество пенсионеров умеют работать руками, стоит вспомнить хотя бы одно из излюбленных занятий наших бабушек – вязание. Среди пенсионеров находятся те, кто осваивает новые технологии и продает продукты своего труда через современные платформы.
Так, например, на портале для продажи хендмейд-товаров «Ярмарка мастеров» можно встретить множество страничек, которые ведут пенсионеры. Например, пенсионерка из Рязани вот уже два года торгует куклами ручной работы.
Москвич-пенсионер продает резные шкатулки собственного производства еще дольше – 2,5 года. Стоят они от двух до 4,5 тыс. рублей. «Трудно говорить о себе, своих талантах, успехах и достижениях. Пусть об этом скажут (или не скажут) мои близкие и друзья на моих поминках. Могу отметить только то, что, пока у меня есть этот зуд творчества, я продолжаю жить», – пишет мастер.
Из бухгалтера в фотошоперы
Еще один выход – смена деятельности. Для этого зачастую требуется пройти переобучение. Главред журнала «Новый пенсионер» рассказывает о своем опыте. Она обратилась в центр занятости, откуда ее направили на бесплатные курсы повышения квалификации по специальности «Издательское дело», где ее, в частности, научили пользоваться фотошопом.
Однако есть нюанс: биржи труда занимаются только людьми предпенсионного возраста, и даже им не всегда удается попасть на курсы повышения квалификации или получения новой специальности – в центрах занятости стоит очередь. «У нас по сути нет профессиональной структуры, которая бы обеспечивала переобучение и переподготовку людей старшего возраста», – отмечает Шахова. Использовать имеющиеся форматы для пенсионеров проблематично, поскольку получение второго как высшего, так и среднего образования требует финансовых вложений. Из того, что предлагают бесплатно, может не найтись специальности по душе.
По всей стране в настоящее время, пусть и не семимильными шагами, но все-таки развивается система переобучения пенсионеров. В Карелии, например, за четыре года соответствующие программы прошли 150 пенсионеров, сообщили в правительстве республики. Специальностей на выбор множество – от машиниста котельной установки и специалиста по кадрам до кондитера и мастера по маникюру.
Обратная сторона Луны
Хватает и тех, кто без помощи специальных программ находит себе подработку, и весьма незаурядную. Пенсионерка из челябинского села Петропавловка Тамара Медведева, например, научилась выращивать ягоды годжи, получившие популярность на волне моды на здоровый образ жизни. В той же Челябинской области, в поселке Трубный, пара пенсионеров организовала в собственной бане музей национальной башкирской культуры, обставленный раритетными экспонатами – например, парным самоваром XIX века.
78-летний Анатолий Мазалов о своем призвании знал всю жизнь, пока увлекался танцами. Однако до выхода на пенсию занимался не любимым делом, а работал в троллейбусном парке – начинал слесарем, а закончил на руководящей должности. С историческим танцем связал свою жизнь после выхода на пенсию в 1984 году. Сейчас Мазалов – руководитель клуба бальных танцев и изящных манер «Политес». «Я просто не смог пережить, что уходят старые добрые традиции русского бала, – рассказал он. – И счел правильным вернуть эти традиции бала, где мужчины горды и красивы, где женщины милы и обаятельны». В 1984 году его пригласили заняться танцевальным направлением в образовавшейся дворянской общине, где он и организовал свой клуб.
Впоследствии Анатолий Мазалов стал церемониймейстером в Московском историческом клубе, задействовал две сотни человек на крупных мероприятиях, например, на открытии Манежа после реконструкции.
Сейчас у клуба Анатолия Мазалова небольшие сложности – нет помещения. Дом культуры ВДНХ, где занимаются его подопечные, закрыт на ремонт. Сроки окончания работ уже несколько раз сдвигали. Руководитель «Политеса» рассчитывает, что уже в сентябре отремонтированное помещение откроют, и тогда число учеников вырастет в разы.
Не менее яркий пример – Ирина Белышева, большую часть жизни проработавшая в ЦНИИчермет имени И.П. Бардина. В ее биографии также значится работа помощником депутата Госдумы первого созыва Георгия Задонского. Сейчас она – модель шоу «Модный приговор» и модельного агентства «Олдушка». Белышеву постоянно зовут на съемки, один из последних проектов – съемки в клипе Дмитрия Маликова.
В 69 лет Белышева решила пройти обучение в школе моделей. «А чего решаться? Идет жизнь своим чередом, кто-то считает, что старость неизбежна, что к 50 годам гипертония, к 55 – стенокардия, а к 70 – вообще деменция… А можно с этим не соглашаться и пойти по собственному сценарию», – так объяснила свою философию жизни Белышева корреспонденту «Известий». Она признается, что никогда не считала себя пенсионеркой. «Всегда ставила задачи, которые выходят за рамки возможного. Я это называю «обратная сторона Луны», – говорит Белышева. – Такой же целью стала поначалу и работа моделью. Когда мы причисляем себя к группе пенсионеров, мы визуализируем себя в качестве старухи или в качестве беспомощного пенсионера. А если я не хочу отождествляться с ними, это не только визуализация, это еще и некая манифестация – да, я не согласна».