25.07.2018 09:00
Рубрики
Общество
Теги
#авто
25.07.2018 09:00

Пересаживаемся на электрокары

Электрокары все больше завоевывают симпатии сибиряков. Только на дорогах Приангарья можно встретить уже больше 140 машин на электрической тяге. В Иркутске сторонники экологического вида транспорта организовали даже свое сообщество, где они обмениваются опытом и помогают друг другу в экстренных ситуациях.

Полный бак киловатт

Около года назад иркутянин Сергей Сергеев, директор и один из основателей Межрегиональной Ассоциации по развитию экологичного транспорта, поменял авто с двигателем внутреннего сгорания на электрокар. И возвращаться к прежней жизни не собирается.

– Иркутск сегодня находится на пятом месте по количеству электромобилей в России. Мы уступаем лишь Москве, Санкт-Петербургу, Владивостоку и Хабаровску. В 2017 году у нас было около пяти-семи транспортных средств, сегодня их больше сотни – и такой скачок только за последний год. Преимущественно наши земляки ездят на электрокарах Nissan Leaf, – говорит Сергей.

Те, кто променял бензин на электричество, теперь с улыбкой наблюдают скачки цен на моторное топливо. У них уже давно не болит голова, что скоро масло менять, или вдруг ремень полетит.

– На зарядку автомобиля уходит пять-шесть часов, этого хватает летом на 120–150 км. Зимой одной зарядки хватает на меньшее расстояние – 60–70 км, поскольку большая часть расхода батареи идет на обогрев машины. Зато даже в лютые холода электрокар заводится без проблем, можно установить дополнительный обогрев батарей, – уточняет Сергей.

Директор ассоциации говорит, что пока электромобили остаются машинами городского типа. Когда есть необходимость уезжать на большие расстояния, то приходится полагаться либо на взаимовыручку одноклубников, либо договариваться с владельцами кафе, гостиниц, заправок. Сибиряки – народ добрый и отзывчивый, да и электрокары для глубинки пока в диковинку. Поэтому владельцам электрокаров идут навстречу и помогают с зарядкой.

– Электрокар, как сотовый телефон или планшетник, заряжается от любой обычной розетки в 16 А. У меня дома двухтарифный счетчик, благодаря которому ночью тариф дешевле. А если еще учесть, что в Иркутске самый низкий тариф в стране за электричество, вообще красота! «Полный бак» – это в среднем 20 кВт/часов. Ориентировочно в месяц на «заправку» электрокара у меня уходит примерно 500 рублей. Если сравнить с бензином, один литр АИ-92 уже стоит больше 40 рублей, то экономия только на топливе составляет 7–10 тыс. ежемесячно. Плюс мне не надо покупать запчасти, фильтры, свечи, масла и т.д., а ведь это тоже расходы, – улыбается владелец электрокара.

Сергей рассказывает, что при техосмотре никаких проблем не возникает. Пока удивляются только сотрудники страховых компаний, у которых может и не быть в базе электромобилей. Но мощность двигателя прописана – 109 лошадиных сил. Исходя из этих параметров, страховка и рассчитывается, автовладельцы электрокаров так же, как и все, платят транспортный налог.

– Единственное, что огорчает – это отсутствие инфраструктуры для электромобилей. Бизнес не заинтересован строить экспресс-станции для подзарядки автомобилей на трассах, да и в городе ситуация не лучше. Кроме того, необходимы спецтарифы для зарядных станций, иначе расчет по ценам для юридических лиц просто никому не будет интересен. А вообще, потихоньку с мертвой точки ситуация начинает сдвигаться. Один из одноклубников согласовал с управляющей компанией размещение зарядного устройства на столбе освещения у многоквартирного дома с подключением от электрощитка своей квартиры в иркутском Академгородке. Теперь он может заряжать свой автомобиль прямо во дворе, – отметил Сергей.

Владельцы электромобилей внимательно следят за изменениями инфраструктуры, которые уже происходят в нашей стране. Если посмотреть карту электрозаправок России, то большая часть находится в Центральном федеральном округе – порядка 70, есть они в Казани, Самаре, Екатеринбурге, Томске, Тюмени, Красноярске. Особую надежду вселяют путешественники, которые не боятся покорять российские дороги на электрокарах.

Тише едешь – дальше будешь

С большим восторгом в столице Приангарья встретили путешественника из Польши Марек Камински. 55-летний писатель, предприниматель, полярник, покоривший оба полюса Земли. Марек владеет восемью языками, в том числе русским.

Иностранец отправился на электрокаре из Европы в Японию через Россию. Девиз его экспедиции – «Без следа». Иностранец поставил своей целью, преодолев 19 тыс. км, не навредить окружающей среде. Известно, что 70% загрязнений поступает в атмосферу из-за выхлопных газов, поэтому путешествовать он предпочел на электромобиле Nissan Leaf второго поколения.

– Я не думал, что доеду до Иркутска. На польско-российской границе мне сказали, что на этой машине я даже до Москвы не доеду. Но вот я в Иркутске, сумел преодолеть всю Сибирь, – улыбается Марек Камински.

Сомнения скептиков понятны. Одной зарядки путешественнику хватало на 300 км – но это в три раза больше по сравнению с предыдущими поколениями этой машины. Где же в России искать зарядки? После Екатеринбурга об экспресс-станциях вообще можно было забыть. Но Марек даже и не думал прекращать экспедицию. Чтобы не попасть впросак, он оставлял запас хода на 50 км. В остальном договаривался в гостиницах и на традиционных заправках.

– Эту машину можно заряжать на быстрой зарядке, тогда потребуется 1 час 40 минут. От обычной розетки – 12–15 часов. В Иркутской области я заряжал машину в Тулюшке, в кафе «Кристина», в Иркутске – в гостинице, – уточнил путешественник.

Марек рассказал, что электромобиль может разгоняться до скорости 160 км/ч, но чтобы проехать 300 км, надо разумно использовать заряд, поэтому максимальная скорость не может быть выше 60 км/ч. Принцип простой: тише едешь – дальше будешь. Русские водители, особенно любители быстрой езды, требовали уступить им дорогу или подрезали на трассах. Но иностранец старался не обращать внимания и проявлял бдительность на проезжей части.

В электромобиле путешественника уместились кровать, стол, раскладное кресло. Кроме того, во время экспедиции он аккуратно собирал весь мусор в специальные пакеты, а воду очищал через различные фильтры.

– Во всех экспедициях, в которых я был, старался производить меньше мусора. Например, для напитков – кофе, чая – у меня есть свой стакан, поэтому в кафе мне не надо никаких пластиковых стаканчиков. С собой прихватил пакет мюслей – кстати, отличный завтрак по утрам. А еще у меня есть коврик для йоги – это помогает мне сделать разум ясным, – отметил Марек.

Для иркутян приезд польского путешественника стал ярким подтверждением того, что технологии стремительно развиваются. Пусть и медленно, но в стране создается инфраструктура для электромобилей. И не далек тот день, когда и они – сибирские первопроходцы электрокаров смогут путешествовать не только по России, но и достигнуть любой желаемой точки.

мнение эксперта

Директор по развитию и технологическим присоединениям ОАО «Иркутская электросетевая компания» Евгений Вечканов:

– Электрический ток производит не только ГЭС, киловатты получают и за счет сжигания угля. Доля тепловой генерации в структуре выработки достаточно велика, поэтому говорить о том, что мы заряжаем электромобиль чистой энергией, не совсем верно. Мы заряжаем его энергией, в которой присутствуют в том числе не очень эффективные с точки зрения выбросов парниковых газов электростанции. Происходит двойной передел: мы сначала уголь сжигаем, чтобы выработать электрическую энергию, которую потребитель получает через сети и превращает в механическую энергию.