«Этноподиум» глазами участника
Приглашение принять участие в международном фестивале «Этноподиум на Байкале» в качестве дизайнера, которое сделала его организатор Роза Халтуева, сначала показалось мне настоящей авантюрой. Я много раз была на этом мероприятии как журналист, и понимала, что делать украшения, пусть и востребованные в узком кругу, это одна история. А создать аксессуары, которые будут эффектно смотреться на подиуме – совсем другая. Решила рискнуть и в соавторстве с супругом, у которого есть дизайнерский опыт, мы за три месяца создали семь образов. В итоге коллекция «Этнопробы» нашего творческого дуэта заняла первое место в номинации «Аксессуары».
Путевка в жизнь для дизайнеров
Подготовку к такому масштабному и серьезному конкурсу можно сравнить с восхождением на Эверест, ведь это шанс превзойти самого себя, выйти на новый уровень. Напомню, «Этноподиум на Байкале» – единственный конкурс дизайнеров одежды и аксессуаров международного уровня в Иркутской области. Идея его проведения принадлежит президенту Евразийской ассоциации этнодизайнеров Розе Халтуевой. Именно благодаря ей иркутяне впервые увидели роскошные этнические костюмы Анжелики Алсаткиной и стали свидетелями рождения ювелирного бренда Александра Алсаткина. Последний представил свое творчество в формате законченной коллекции именно на «Этноподиуме». Словом, фестиваль дал путевку в жизнь многим дизайнерам.
Статус конкурса повышает и авторитетное жюри. Его бессменным председателем уже долгие годы является московский историк моды, художник-модельер, академик Академии имиджелогии, доктор исторических наук Лидия Соколова-Сербская, а постоянным участником – известный московский модельер Елена Шипилова. В этом году звездный состав экспертов пополнили постоянный участник Миланской недели и других европейских и азиатских недель моды, организатор казахской недели моды ASPARA FashionWeekАйдархан Калиев, известный в России собиратель и исследователь русского народного костюма Сергей Глебушкин, известный дизайнер из Татарстана Султан Салиев и киргизский кутюрье Татьяна Воротникова.
Мы не рассчитывали занять какое-то место в конкурсе, но надеялись хотя бы получить профессиональную оценку. Вообще наш путь в качестве авторов украшений начался, когда в руки нам попали винтажные детали конской сбруи. Известно, что ее использовали во времена Российской империи вплоть до XX века. Эти красивые в своей простоте предметы с солярной символикой и сегодня смотрятся стильно и необычно. Они-то вдохновили нас на создание ожерелий, сережек и подвесок и стали сердцем аксессуаров коллекции «Этнопробы», в которую вошли пояса, портупеи, ожерелья и серьги. Эти артефакты из бронзы и латуни не имеют коллекционной ценности, но несут важную мировоззренческую информацию. Ведь конь всегда играл огромную роль в жизни человека, поэтому его упряжь состояла не только из утилитарных элементов, но и разнообразных атрибутов декоративного и религиозного значения, в данном случае – узорных блях, пуговиц и ременных разделителей.
Однако эти обереги традиционно использовались не только для конной сбруи. Есть источники, которые утверждают, что их нашивали на одежду стариков и детей – самых незащищенных членов общества. Словом, эти красивые, выверенные веками символы всем своим видом просились в украшения. Интересно, что использовать таким образом элементы конной упряжи раньше никому не приходило в голову. Возможно, именно в этом был секрет успеха коллекции, ведь все члены жюри отмечали именно необычность наших украшений. Другой составляющей аксессуаров стала натуральная кожа, на которую традиционно и крепились эти детали, и бисер, добавивший образам декоративности.
Неделя этнической моды на Байкале
Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале» проходил с 16 по 22 июля в Куркутском заливе. Всего в нем приняли участие 35 дизайнеров из России, Казахстана, Киргизии и Монголии, порядка 40 моделей из Иркутска, Бурятии и Башкортостана. На организацию были направлены в том числе средства гранта Фонда президента РФ.
Мы приехали на турбазу 17 июля. После оргсобрания выбрали модели, которые будут демонстрировать наши украшения. Нам предложили сделать фотоссесию на пленэре, ведь на фестиваль приехал известный московский фэшн-фотограф Дмитрий Бабушкин. Результат съемки поразил. Дмитрию удалось сделать акцент именно на украшения, при этом красивые девушки и природа стали лишь великолепным фоном для аксессуаров.
18 июля стало для нас самым волнительным на «Этноподиуме», ведь в этот день состоялся конкурсный показ участников. У моделей было от пяти до девяти переодеваний. Практически все время до нашего выхода мы находились за кулисами, где все было заставлено рейлами с одеждой. Кстати, увидеть костюмы большинства конкурсантов нам удалось только на девушках, которые ждали своего выхода на подиум. Как только модели освободились, мы стали их наряжать. В процессе с ужасом поняли, что нас уже объявляют, а мы еще не готовы. Пришлось передвинуть по времени наш выход.
Показ мы досматривали уже из зала, после того, как украшения были убраны в пакеты, а платья развешаны. Результаты должны были озвучить вечером, однако в итоге организаторы сообщили их лишь на гала-показе, заставив конкурсантов изрядно понервничать.
На следующий день после научно-творческой конференции «Времен связующая нить», где выступили эксперты «Этноподиума», мы решили взять интервью у членов жюри фестиваля. Каждый дал профессиональные советы нам, как начинающим дизайнерам, ведь это помогло понять свои ошибки и вдохновило на дальнейшее творчество.
Гран-при у Крыма
Апофеозом «Этноподиума» стал гала-показ, который состоялся 21 июля. По сценарию в нем участвовали приглашенные эксперты и обладатель Гран-при, поэтому мы расслабились и с удовольствием стали зрителями.
А посмотреть здесь было на что. Сначала пять этнографических русских народных костюмов из своей коллекции, в которую входит более 300 нарядов, представил Сергей Глебушкин. Потом свою коллекцию «17», посвященную гибели царской семьи, представила модельер Елена Шипилова. Показ был отлично режиссирован – сначала зрители увидели кровавую осень – революцию, потом белоснежную зиму и наконец живительную весну, воплощенную в повседневных и вечерних платьях. После этого свою элегантную коллекцию pret-a-porte «Я помню чудное мгновенье» показал дизайнер Султан Салиев. Безупречные образы, интересный крой, сдержанные цвета и легкий намек на пушкинское время очаровали любителей моды. Показ Айдархана Калиева заворожил пестротой Востока и практичностью стиля «неофольклор», в котором и творит маэстро. Восточную сказку продолжила коллекция президента Ассоциации ремесленников Казахстана Айжан Бейкулова «Когда казахи были мореплавателями». Ее яркие образы из цветного войлока и оригинальных аксессуаров были одновременно фантастичны и современны. Войлочную феерию подхватили основатель экологической деревни казахский художник Кулян Жангуттыс коллекцией «Вечные горы» и профессор Казахской национальной академии искусств Сауле Бапановой со своими «Дочерями номадов».
Среди других дизайнеров коллекцию «Заман» показала обладатель Гран-при «Этноподиума» дизайнер из Симферополя Низе Эрмишах. В ее нарядах, с которой она одержала совершенно заслуженную победу, сочетаются этнический – начало костюма крымских татар – и русский конструктивизм начала XX века.
Лауреатов фестиваля наградили в финале гала-показа. Первые места в различных номинациях заняли: дизайнер Баатарблэг Батцэцэг из Монголии, дизайнер Улзыма Ванзатова из Бурятии с коллекцией современной одежды из войлока, фабрика художественной вышивки «Паха Тере» из Чувашии, Светлана Еремина из Союза мастеров народного творчества «Оникс» и мастера с ограниченными возможностями из иркутского Союза художников.
К гала-показу все участники успели подружиться, чему способствовала теплая и творческая атмосфера фестиваля, а также совместное проживание на одной турбазе. Вот, например, отзыв о фестивале от обладателя Гран-при «Этноподиума» Низе Эрмишах, который она разместила на своей странице в социальных сетях: «Неделя моды на Байкале на этноподиуме длилась месяца два по ощущениям! Полный отрыв от жизни и погружение в другой мир. Путешествие на остров Ольхон, Байкал где мощь, энергия космоса! Общение с потрясающими дизайнерами, людьми моей группы крови! Фестиваль зарядил меня на 100%, появились серьезные цели на ближайшее время! Спасибо за вдохновение участникам фестиваля, Розе Халтуевой и ее помощникам. Конечно, выход на масштабные площадки дает ощутить себя намного шире и больше! Люди, прошедшие твой путь и находящиеся намного дальше, дают тебе силу и укрепляют веру в себя!»
И наш творческий дуэт подписывается под каждым словом Низе Эрмишах.