Как дружат лодка, ветер и парус?
В конце июля на заливе Иркутского водохранилища, напротив ледокола «Ангара» прошли открытые городские соревнования по парусному спорту. Среди участников – яхтсмены 9–14 лет.
– Что самое сложное в детском парусном спорте? Это научиться думать, понять, как взаимодействуют лодка, ветер и парус, – говорит Максим Скоморовский, главный судья соревнований.
Дети в парусном спорте очень колоритно выглядят. В тельняшках, белых капитанских кепках, закатав штаны по колено, на руках несут в воду свои лодки. А вот маленькая девочка упорно толкает яхту сама, не обращаясь к помощи. Но вместо похвалы зарабатывает замечание судьи: «Полина, дно же поцарапаешь! Попроси кого-нибудь помочь».
– Новички еще допускают подобное, – говорит Максим Скоморовский, – но вот опытные ребята берегут свои лодки не хуже, чем всадники любимых лошадей. Тряпочкой протрут, блеск наведут и никогда яхту на песок не поставят – только на специальные деревянные блоки. Потому что песок может поцарапать дно, и это скажется на скоростных качествах.
Парусный спорт, такой красивый и зрелищный, долгие десятилетия, можно сказать, прозябал в нашем регионе. Помнится, еще несколько лет назад Владимир Пятаков из областной федерации негодовал:
– Как это можно – жить на Байкале и не развивать парусный спорт?!
В самом деле, другие регионы мечтают о таком водном ресурсе, как у нас. Здесь можно было проводить даже международные регаты! Но есть большие проблемы с инфраструктурой. Не хватает лодок, яхт-клубов. Купить среднего уровня детскую лодку стоит около 250 тыс. рублей. Восстановить старую гораздо дешевле – около 30–40 тыс.
– Началась волна повышенного интереса к парусному спорту, – говорит Максим Скоморовский. – У нас были старые суда, которые много лет не использовались, сейчас мы их восстанавливаем, многие из них уже можно видеть в этой гонке. Открываются школы парусного спорта для взрослых и детей. Если раньше яхты в основном собирали сами – это было дешевле, то сейчас стали привозить новые из Владивостока.
В Иркутске регулярно проводятся детские соревнования, не меньше четырех за сезон. Нынешние – вторые по счету. Организаторы регаты запланировали не менее семи гонок за два дня, и все удалось, с погодой повезло. Участвовали три класса шверботов, то есть гоночных яхт: самые маленькие лодки – это «Оптимист», затем «Кадет» и самые скоростные среди трех классов – это «Лучи».
Дистанция расположена неподалеку от ледокола «Ангара». У каждого класса – свой маршрут. Гонка еще не началась, а яхтсмены уже работают: необходимо занять как можно более выгодное место для стартовой позиции. В парусном спорте победитель определяется по итогам всех гонок.
И в первый же день стало ясно, что в классе «Кадет» вряд ли кто-то сможет конкурировать с женским экипажем.
– В первый день был очень хороший ветер, мы пришли три раза первыми, а потом нам немного помешали участники, которые не знали правил. Мы хотели подать протест, но передумали. Еще в тот день мы заняли второе и третье место, – рассказали рулевая 12-летняя Виктория Терехова и матрос 9-летняя Дарья Мустафина.
Во второй день они также шли в лидерах и выиграли уверенно. Это вообще очень слаженный экипаж, говорит главный судья:
– Нынешним летом в качестве матросов в основном пришли новички. А вот женский экипаж нам удалось сохранить. Парусный спорт, помимо физических качеств, требует интеллектуальных усилий: нужно освоить так называемые «шахматы на воде». Вика и Даша – очень умные девочки! Где дует ветер – они обязательно там! Где нет ветра – их там нет. В общем, умеют оказаться в нужное время в нужном месте, они выиграли практически без конкуренции.
Кстати, в парусном спорте мальчики и девочки могут соревноваться как раздельно, так и между собой. Здесь организаторы не стали разделять участников, все гонялись наравне.
Среди самых скоростных яхт, в классе «Луч», где соревнуются одиночки, упорная борьба развернулась между Николаем Скоморовским и Софьей Бадмаевой.
– В этом возрасте и классе ребята уже знают, как ездить, – поясняет Максим Скоморовский. – Тут уже речь идет про тактику, про умение предугадать. И чтобы победить, нужны хорошие физические данные.
Как вы думаете, какие? Сильные руки, чтобы тянуть паруса? Да. Но, оказывается, самое главное – это хороший пресс! Потому что когда ветер давит в паруса, спортсмен должен своим весом компенсировать это давление, откренивать яхту. Для этого приходится, уцепившись ногами за специальную лямку, висеть на борту яхты, откинувшись назад и напрягая мышцы пресса.
В классе «Оптимист», где соревнуются самые маленькие яхтсмены, 9–10 лет, участвуют в основном новички. Они пришли заниматься только нынешним летом и в парусном спорте всего три недели. Кто понял, как надо ездить и правильно настраивать паруса – тот и выигрывает. Здесь всех обыграл 10-летний новичок Вячеслав Крутиков. А все потому, что быстро сообразил, как дружат лодка, ветер и парус.